Участие национальных компаний страны заказчика

 

Правительства развивающихся стран усиливают протекционистскую политику, защищая национальную промышленность от конкуренции иностранных компаний путем введения высоких таможенных барьеров и принятия законодательных актов, запрещающих закупки тех видов продукции и услуг, которые производятся или могут быть произведены национальными фирмами. Такие законодательные акты вынуждают иностранных поставщиков из промышленно развитых стран идти на производственно-сбытовую кооперацию с национальными фирмами стран-заказчиков, привлекая их к участию в консорциумах и принимая солидарную ответственность за их финансовую и техническую состоятельность в части способности выполнить принятые на себя обязательства. В такой ситуации преимущество обычно получают транснациональные компании, имеющие в странах заказчиков свои дочерние фирмы. Такая политика может быть очень актуальной для России в период подъема экономики и привлечения иностранного капитала в самых современных формах кооперации.

Производственно-сбытовая кооперация в форме консорциумов обычно организуется для сооружения или реконструкции средних и крупных производственных и социальных объектов, заказы на которые размещаются через открытые или закрытые торги, механизм которых изложен в гл. 13.

Создание международных консорциумов с участием крупнейших мировых производителей товаров не снижает накала конкурентной борьбы, а поднимает ее на уровень состязания международных гигантов, но в конечном итоге от этого выигрывают только заказчики, которые при умело организованных торгах получают возможность отдать заказ тому союзу фирм, которые предложат товар и услуги лучшего качества по самым низким ценам и на лучших кредитных условиях.

Контрольные вопросы по темам 1—4

 

1. В чем различие производственно-сбытовой и сбытовой кооперации?

2. Какие виды сбытовой кооперации Вы знаете?

3. Что обычно предусматривают соглашения картельного типа?

4. Какой решающий критерий применяется при принятии решения о производственно-сбытовой кооперации?

5. Существуют ли проблемы компенсации стоимостей взаимных поставок при производственно-сбытовой кооперации?

6. Что представляет собой рамочное соглашение о кооперации?

7. Какой комплекс обязательств обычно принимает на себя франшизе??

8. С какими целями создаются консорциумы?

9. Кто может быть инициатором создания консорциума?

10. Каковы обычные условия солидарной ответственности членов консорциума?

 

Глава 16. Особенности торговли сырьевыми товарами

 

В обобщающее понятие «сырьевые товары» входят минеральное сырье, продукты его обогащения и переработки (черный металл, цветные металлы и др.), сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки, химические и продовольственные товары. Следует отметить, что во многих случаях весьма сложно провести четкую грань между сырьевыми товарами и готовой продукцией.

В практике международной торговли сырьевыми товарами применяется большинство уже рассмотренных форм и методов работы на рынке. Вместе с тем, в обмене некоторыми видами товаров растительного и животного происхождения, а также рядом продуктов переработки минерального сырья применяются особые методы регулирования и формы организации торговли.

Международная торговля многими видами сырьевых товаров осуществляется в условиях несколько отличных от тех, которые характеризуют развитие обмена готовой продукцией. Это, прежде всего, длительное превышение предложения над спросом на мировом рынке, вследствие которого для развивающихся стран с узкой товарной структурой экспорта есть основание говорить о затянувшемся сырьевом кризисе, хотя около 80% мировой торговли сырьем приходится на промышленно развитые страны.

Положение экспортеров природного сырья по многим видам товаров имеет тенденцию к ухудшению по мере ускорения НТП, в результате которого разрабатываются новые синтетические материалы, успешно конкурирующие с продукцией растительного и животного происхождения, внедряются материалосберегающие технологии, растет использование вторичного сырья.

Международная торговля многими сырьевыми товарами в большей степени, чем торговля готовой продукцией, монополизирована крупнейшими компаниями промышленно развитых стран и, прежде всего, транснациональными корпорациями, которые имеют возможность диктовать цены на рынках.

Промышленно развитые капиталистические страны через создание и распродажу стратегических запасов имеют возможность регулировать спрос и предложение на мировом рынке по многим видам сырьевых товаров. Спрос и предложение на минеральное и сельскохозяйственное сырье в гораздо большей степени, чем на готовую продукцию, зависит от погодных условий и состояния политического климата, особенно в главных сырьевых регионах.

Для торговли сырьевыми товарами характерно стремление партнеров установить долгосрочные отношения, которые обеспечивают, с одной стороны, стабильный сбыт, с другой — гарантированное снабжение производства исходной продукцией. В рамках долгосрочных соглашений торговля обычно ведется по текущим ценам рынка, но стороны стремятся к стабилизации цен, вводя пределы их отклонений в течение согласованных периодов. Осложнение проблемы сбыта сырьевых товаров побудило правительства многих развивающихся стран принять законодательные акты, обязывающие импортеров предусматривать расчеты встречными поставками товаров традиционного экспорта.

Особое место занимает внутрикорпорационная торговля между материнскими и дочерними фирмами добывающих транснациональных корпораций, которая ведется по пониженным трансфертным ценам с целью безналогового перевода прибыли, полученной при разработках зарубежных источников сырья с использованием местной дешевой рабочей силы. Внутрикорпорационная торговля к концу 90-х гг. составляет около 35% мирового товарооборота сырьевыми товарами.