Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем

Использование наименования места происхождения товара

 

Наименование места происхождения товара — это название страны, местности, населенного пункта и другого географического региона, используемое для обозначения товара и для его особого отличия. Примерами таких названий могут быть: Шампань, Бордо, Боржоми, made in Japan, made in USA.

Наименование места регистрируется в патентных органах стран на основе заявок производителей товаров, которым выдаются специальные свидетельства. Обладатель свидетельства не в праве предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

 

Право собственности на программы ЭВМ, базы данных и топологии интегральных схем установлено Законом РФ от 23 сентября 1992 г. Право собственности на указанную продукцию для ЭВМ регистрируется в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем при Роспатенте.

Договор о полной уступке всех имущественных прав на продукцию для ЭВМ подлежит регистрации в Реестре договоров в том же агентстве Роспатента на основании представленного в установленной форме заявления. Сведения о зарегистрированных договорах публикуются в соответствующем официальном бюллетене Роспатента.

Условия договоров на продажу лицензий о полной уступке прав на продукцию для ЭВМ сходны с договорами на продажи лицензий на изобретения и ноу-хау.

Контрольные вопросы по темам 1—4

 

1. Правильно ли выражение «торговля лицензиями и ноу-хау»?

2. В чем различие последствий при проверочной и явочной системах патентования?

3. Что может быть предметом патентования?

4. Кому в России принадлежит изобретение?

5. Какая организация и в каких документах регистрирует промышленную собственность?

6. Какие последствия могут возникнуть для стороны, нарушившей исключительную лицензию?

7. Какими методами могут определить цену лицензии лицензиар и лицензиат?

8. Какие виды лицензионных платежей Вы считаете более выгодными или более надежными?

9. Как гарантировать получение платежей от лицензиата?

10. Как сохранить конфиденциальность ноу-хау?

11. Что представляет собой цена товарного знака?

12. Каким образом может быть передано право использования товарного знака?

13. С какой целью используется наименование мест происхождения товара?

 

Глава 15. Кооперация при сбыте товаров

 

Кооперация при сбыте — это различные формы сотрудничества независимых производителей или оптовых продавцов, осуществляемые с целью повышения конкурентоспособности и увеличения объема сбыта производимых товаров и предоставляемых услуг. В конечном итоге достижение указанной цели ведет к росту эффективности производства и сбыта товаров кооперирующихся сторон. Общественная полезность такого кооперирования может быть положительна, если не препятствует свободной конкуренции на рынке сбыта, и отрицательна, если позволяет монополизировать рынок. Так, появление во второй половине 90-х гг. на рынке России крупнейших сырьевых и энергетических монополий позволило им искусственно вздуть цены, сделав практически всю продукцию промышленности и сельского хозяйства страны неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке, вызвало всеобщее падение производства, обострило общеэкономический кризис и кризис неплатежей.

Кооперация по сбыту товаров делится на два основных вида: чисто сбытовая и производственно-сбытовая кооперация. Каждая из них может осуществляться как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Кооперация на внешних рынках по составу кооперирующихся сторон может носить национальный или международный характер.