Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем
Использование наименования места происхождения товара
Наименование места происхождения товара — это название страны, местности, населенного пункта и другого географического региона, используемое для обозначения товара и для его особого отличия. Примерами таких названий могут быть: Шампань, Бордо, Боржоми, made in Japan, made in USA.
Наименование места регистрируется в патентных органах стран на основе заявок производителей товаров, которым выдаются специальные свидетельства. Обладатель свидетельства не в праве предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
Право собственности на программы ЭВМ, базы данных и топологии интегральных схем установлено Законом РФ от 23 сентября 1992 г. Право собственности на указанную продукцию для ЭВМ регистрируется в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем при Роспатенте.
Договор о полной уступке всех имущественных прав на продукцию для ЭВМ подлежит регистрации в Реестре договоров в том же агентстве Роспатента на основании представленного в установленной форме заявления. Сведения о зарегистрированных договорах публикуются в соответствующем официальном бюллетене Роспатента.
Условия договоров на продажу лицензий о полной уступке прав на продукцию для ЭВМ сходны с договорами на продажи лицензий на изобретения и ноу-хау.
Контрольные вопросы по темам 1—4
1. Правильно ли выражение «торговля лицензиями и ноу-хау»?
2. В чем различие последствий при проверочной и явочной системах патентования?
3. Что может быть предметом патентования?
4. Кому в России принадлежит изобретение?
5. Какая организация и в каких документах регистрирует промышленную собственность?
6. Какие последствия могут возникнуть для стороны, нарушившей исключительную лицензию?
7. Какими методами могут определить цену лицензии лицензиар и лицензиат?
8. Какие виды лицензионных платежей Вы считаете более выгодными или более надежными?
9. Как гарантировать получение платежей от лицензиата?
10. Как сохранить конфиденциальность ноу-хау?
11. Что представляет собой цена товарного знака?
12. Каким образом может быть передано право использования товарного знака?
13. С какой целью используется наименование мест происхождения товара?
Глава 15. Кооперация при сбыте товаров
Кооперация при сбыте — это различные формы сотрудничества независимых производителей или оптовых продавцов, осуществляемые с целью повышения конкурентоспособности и увеличения объема сбыта производимых товаров и предоставляемых услуг. В конечном итоге достижение указанной цели ведет к росту эффективности производства и сбыта товаров кооперирующихся сторон. Общественная полезность такого кооперирования может быть положительна, если не препятствует свободной конкуренции на рынке сбыта, и отрицательна, если позволяет монополизировать рынок. Так, появление во второй половине 90-х гг. на рынке России крупнейших сырьевых и энергетических монополий позволило им искусственно вздуть цены, сделав практически всю продукцию промышленности и сельского хозяйства страны неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке, вызвало всеобщее падение производства, обострило общеэкономический кризис и кризис неплатежей.
Кооперация по сбыту товаров делится на два основных вида: чисто сбытовая и производственно-сбытовая кооперация. Каждая из них может осуществляться как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Кооперация на внешних рынках по составу кооперирующихся сторон может носить национальный или международный характер.