Защита интересов принципала

 

При работе с представителем принципал заинтересован в активной работе представителя на рынке и в эффективном выполнении им принятых на себя обязательств. Прежде всего принципалу следует проанализировать известную ему ситуацию на рынках сбыта и с учетом имеющейся информации о представителе принять решение о необходимости определения договорной территории и номенклатуры товаров, а также выбрать самое выгодное для себя положение посредника на рынке (см. п. 1.4 данной главы).

Если соглашением представителю дано монопольное право, то обязательно следует включить в соглашение предусмотренную в п. 1.4 оговорку о контрольных объемах продаж.

Следует учесть, что формулировка в соглашении обязательств представителя в общей форме, например: «...осуществлять регулярную рекламу товаров продавца...», не всегда дает желаемые результаты, поскольку трудно проверить эффективность и достаточность рекламных мероприятий посредника. Более целесообразно вынести рекламную деятельность из обязательств посредника и вести ее по отдельным поручениям с привлечением профессиональных рекламных компаний в пределах выделенных принципалом средств с расчетами по системе «стоимость плюс вознаграждение».

Для проверки выполнения представителем согласованных общих обязательств в текст соглашения рекомендуется включить условие предоставления посредником полугодовых отчетов. В тех случаях, когда отчеты своевременно не предоставляются или их содержание не удовлетворяет принципала, он может предъявить представителю претензию и задержать перевод очередного вознаграждения. На тот случай, если работа представителя не будет удовлетворять принципала, он должен зарезервировать за собой право на одностороннее расторжение соглашения, однако при этом ему следует иметь в виду, что необходимы достаточно серьезные, документально подтвержденные основания, поскольку представитель может не согласиться с требованием принципала и передать дело в арбитраж.

Защита интересов принципала в части своевременного получения от покупателя платежа при отсутствии посреднического обязательства делькредере осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в разд. II учебника.

В отдельных сферах внутренней и внешней торговли, в основном в торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами, покупатели пользуются услугами коммерческих представителей. Особенности использования импортных посредников, изложенные в п. 1.5 данной главы, относятся и к представителям.

Контрольные вопросы по теме 2

 

1. Какие посредники относятся к коммерческим представителям?

2. В чем состоят основные обязательства представителя и принципала?

3. Какие дополнительные обязательства представителя и принципала могут быть включены в соглашение?

4. В каких формах могут выплачиваться вознаграждения представителю?

5. В каких случаях представителю могут выплачиваться вознаграждения?

6. Как защитить интересы представителя в части получения им вознаграждения?

7. Как защитить интересы представителя от прямых связей комитентов и покупателей?

8. Как стимулировать представителя исполнять принятые обязательства?

9. Как защитить интересы комитента от блокирования рынка посредником?