Банковские гарантии

Гарантия представляет собой письменное обязательство банка, страховой компании или любого другого юридического или физического лица выплатить указанную в ней денежную сумму в указанный в ней срок или при наступлении определенного события против предоставления выдавшему ее лицу письменного платежного требования держателя гарантии установленной в ней формы с приложением перечисленных в ней документов.

Гарантии должны содержать, как минимум, следующие реквизиты:

• наименование лица (принципала), по чьей просьбе выдана гарантия;

• наименование получателя денег (бенефициара);

• наименование лица, выдавшего гарантию (гаранта);

• ссылку на договор или иное обязательство, в связи с исполнением которого выдана гарантия;

• подлежащую выплате сумму и валюту платежа;

• срок, на который выдана гарантия, или событие, при наступлении которого она теряет силу;

• условия, на основании которых осуществляется платеж;

• условия сокращения суммы гарантийных обязательств.

Несмотря на ссылку в гарантии на договор или обязательство, выполнение которых она гарантирует, гарантия является самостоятельным соглашением, не связанным указанными договором или обязательством. Гарантия вступает в силу с даты ее выдачи, является безотзывной (если в ней не указано иное) и действует до указанного в ней срока или события.

Гарант, получивший платежное требование, проверяет соответствие приложенных к нему документов условиям гарантии, но не несет ответственности за форму и подлинность представленных документов, а также за произошедшие не по его вине задержки, потери или искажения документов. Платежное требование должно содержать утверждение, что принципал нарушил свои обязательства по договору с указанием конкретных нарушений. Гарант обязан удовлетворить платежное требование кредитора и без промедления передать его принципалу с приложенными к нему документами.

Если бенефициар потребует продления срока гарантии в качестве альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен передать такое требование принципалу и отложить выплату гарантийной суммы до информации принципала о достигнутой договоренности с бенефициаром.

В п. 2.2 данной главы была обоснована целесообразность получения банковской гарантии возврата ранее выплаченного аванса при непоставке товара. Такая гарантия не имеет принципиальных отличий от рассмотренных условий банковской гарантии, но следует учесть ее особенности:

• гарантия вступает в действие по факту непоставки товара против произведенного покупателем авансового платежа;

• гарантия предусматривает более длительный срок действия (на 3—6 месяцев), чем срок поставки по контракту;

• условия гарантии должны предусматривать возврат не только выплаченной ранее авансовой суммы, но и стоимости кредита на период с даты перевода аванса до даты обращения покупателя в гарантирующий банк с требованием выплаты денег в соответствии с приложенной к требованию счетом-фактурой на сумму аванса плюс стоимость кредита;

• гарантия может содержать условие, что стоимость кредита исчисляется исходя из годовых процентов, по которым покупатель мог взять кредит в своем банке на соответствующий срок, или в ней могут быть указаны заранее согласованные сторонами проценты по кредиту.

Если иное не предусмотрено гарантией, то применимым правом для решения возможных разногласий будет право страны, где находится центр деловой активности гаранта.

В международной практике действуют Унифицированные правила для гарантий по первому требованию 1992 г. (публикация МТП № 458). Если стороны хотят, чтобы к их гарантии применялись указанные Унифицированные правила, то это согласие должно найти отражение в тексте гарантии. В любом случае при составлении гарантии рекомендуется следовать принципам, изложенным в Унифицированных правилах, которые также содержат особые условия и к контргарантиям.