Извещения о ходе исполнения обязательств

Маркировка

 

Продавец и покупатель, согласовывая требования к маркировке товара, обычно преследуют определенные цели:

1. Указать особенности товара (легко бьющийся, радиоактивный и т.д.).

2. Предупредить транспортные организации об особенностях обращения с товаром (не кантовать, не спускать с сортировочных горок, не бросать, стропить в определенных местах и т.д.).

3. Сортировать грузовые места по принадлежности к определенному контракту или по наименованию и адресу получателя.

4. Проверить комплектность погрузки и выгрузки по нумерациям мест в партии.

5. При потере и последующем обнаружении груза направлять его в адрес покупателя или его грузополучателя.

6. Информировать транспортные организации и таможенные органы о весе нетто/брутто товара для выбора подъемных средств, расчетов за перевозки и перегрузки, взимания таможенных пошлин и других сборов.

Для достижения поставленных целей маркировка товара должна содержать, как минимум, следующие реквизиты:

• наименование покупателя (грузополучателя) и его официальный адрес;

• номер контракта;

• номер ящика (если в партии несколько ящиков, то нумерация осуществляется в виде дроби: в числителе — номер ящика, в знаменателе — число ящиков в партии);

• вес брутто в метрических единицах;

• вес нетто в метрических единицах;

• при необходимости соответствующую международным стандартам дополнительную маркировку, указывающую на характер груза и способы обращения с ним.

В «Инкотермс-90» предусмотрено обязательство продавца «надлежащим образом осуществить маркировку товара», что означает необходимость выполнить все вышеперечисленные требования.

При совершении сделок с партнерами из стран СНГ и осуществлении внутрироссийских операций по купле-продаже товаров контрактные требования зависят от осведомленности партнеров о действующих нормах в отношениимаркировки товаров. Если продавец четко не знает своих обязательств по маркировке товара, то лучше перечислить в контракте ее реквизиты.

 

«Инкотермс-90», ст. 458 ГК РФ и практика международной торговли требуют, чтобы продавец известил покупателя о поставке товара, что является и условием выполнения продавцом своих обязательств. Поэтому в контракты купли-продажи обычно включается условие, обязывающее продавца в течение не более 24 часов известить срочной связью покупателя о доставке товара в установленный контрактом пункт назначения и готовности его для передачи (EXW, FAS, DAF, DES, DEQ, DDU, DDP) или о погрузке на транспортные средства перевозчика (FCA, FOB, CIF, CFR, СРТ, CIP).

Извещения о поставке товара должны содержать все необходимые сведения в первом случае для идентификации груза, транспортного средства, места нахождения (прибытия) транспортного средства, дня и времени прибытия транспортного средства с грузом в указанный в контракте пункт назначения. Идентификация груза осуществляется следующими реквизитами: наименованием товара, номером контракта, номерами коносаментов или транспортных накладных, указанием номеров контейнеров или количеством и нумерацией грузовых мест, указанием веса брутто и нетто. Во втором случае кроме информации аналогичной идентификации груза должно быть указано название судна или номер транспортного средства, на которое погружен груз; дата отплытия (дата отправки транспортного средства), соответствующая дате коносамента, транспортной накладной или другого транспортного документа; название порта или станции назначения.

Кроме перечисленной необходимой информации стороны могут договориться и включить в контракт условия взаимной информации о промежуточных этапах выполнения обязательств. Среди такой информации могут быть, например, следующие сообщения:

• о начале изготовления товара по индивидуальным требованиям для открытия покупателем аккредитива или предоставления банковской гарантии платежа;

• об отгрузке с завода-изготовителя крупногабаритного или тяжеловесного груза в сторону границы (при условиях DAF) для того, чтобы покупатель обеспечил подачу в погранпункт специального транспортера или трейлера для дальнейшей перевозки такого груза;

• об отгрузке с завода-изготовителя товара в порт (при условиях FOB) для того, чтобы дать возможность покупателю своевременно зафрахтовать судно и осуществить транспортное страхование груза, причем в таком сообщении необходимо указать наименование груза, номер контракта, порт назначения, вес брутто, объем товара или количество грузовых мест, стоимость отгруженной партии товара;

• о готовности изготовленной партии товара к инспекции качества или приемке покупателем, если такие операции предусмотрены контрактом.

Продавец и покупатель могут предусмотреть и любые другие виды взаимной информации, делающей «прозрачным» для партнера ход исполнения обязательств, что всегда создает атмосферу доверия между партнерами, позволяет им принять необходимые меры к сокращению непредвиденных убытков и повышает экономическую эффективность торговых операций.