Определение уровня цен
Цены на товары в странах с рыночной экономикой и на мировом рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Однако даже в странах с развитой рыночной экономикой в процесс ценообразования активно вмешивается государство, обычно с целью повлиять на сбалансированность развития отраслей и стабилизацию социальных условий. Так, например, во Франции правительство дотирует сельское хозяйство с тем, чтобы сделать его конкурентоспособным на внешнем рынке; в ряде промышленно развитых стран государства поддерживают прибыльность горнодобывающих отраслей, заботясь о повышении занятости населения; практически во всех странах развито налоговое и иное стимулирование производств, ориентированных на экспорт. Государственные органы цивилизованных стран ведут путем контроля и регулирования цен активную антимонопольную политику.
В странах со сбалансированной экономикой рыночные цены заставляют производителей товаров организовывать производство таким образом, чтобы его издержки обеспечивали им возможность получения определенного уровня прибыли на вложенный капитал. Все производители стремятся к получению дополнительной прибыли путем снижения производственных издержек и выпуска товаров с лучшими характеристиками, что позволяет временно сбывать их по более высоким ценам. Производители и сбытовые фирмы имеют возможность определять уровень цен своей продукции методом подсчета издержек производства и обращения с последующим сопоставлением их с текущими ценами рынка. Для этого они располагают необходимым справочным материалом, публикуемым многочисленными информационными издательствами. При выходе на внешние рынки фирмы имеют возможность пользоваться справочными материалами, публикуемыми в странах их торговых партнеров, а также издаваемыми международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Европейская Комиссия ООН, Международный валютный фонд и др.
В 80-х гг. в промышленно развитых странах значительное развитие получили национальные и международные информационные компьютерные системы, содержащие справочные данные по ценам национальных и международных рынков, причем в них обычно приводятся не только текущие цены, но и среднемесячные, среднеквартальные и среднегодовые цены, а также индексы их изменения за несколько лет.
К сожалению в Российской Федерации в середине 90-х гг. государственное регулирование цен, стимулирование приоритетных производств и эффективная антимонопольная политика практически отсутствовали. В результате такого подхода к стратегии экономической реформы к середине 1996 г. цены практически всех товаров в России значительно превысили цены внешнего рынка, что явилось одной из основных причин общего кризиса неплатежей и дальнейшего падения промышленного и сельскохозяйственного производства. Только в 1996 г. Правительство сделало первые попытки стабилизировать цены на энергоносители и транспортные тарифы.
В России в 90-х гг. разрозненные данные по внутренним ценам стали публиковаться в периодических изданиях, таких как «Финансовые известия», «Коммерсанта Daily» и «Коммерсанта Weekly», «Экономика и жизнь», «Деловой мир», «Финансовая Россия» и т.д. В тех же изданиях публикуются котировки международных товарных бирж. Ряд российских организаций систематизирует и публикует цены мирового рынка, в том числе Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт выпускает ежемесячный справочник по ценам, дает справки по ценам на отдельные виды товаров и по отдельным иностранным фирмам. Им же в качестве приложения к Бюллетеню иностранной коммерческой информации издается Справочник цен мирового рынка. Базами данных по ценам мирового рынка располагают Российская торгово-промышленная палата, акционерные общества Внешэкономсервис и ИнформВЭС. С 1995 г. в Единой автоматизированной системе валютного контроля за экспортом и импортом товаров (ЕАСК) действует подсистема «Цены», содержащая данные об уровне цен на мировых товарных рынках. Вполне очевидно, что в настоящее время российские информационные центры и крупные предприятия могут подключиться к системе Internet. Таким образом, во второй половине 90-х гг. российские предприниматели стали более обеспечены источниками внешнеторговых цен, чем справочным материалом по ценам внутреннего рынка России и стран СНГ.
Создание единой информационной системы, содержащей данные по ценам и динамике их изменения в отдельных регионах России и странах СНГ, является насущной необходимостью, поскольку ее отсутствие сдерживает не только развитие рыночных отношений, но и приток иностранных инвестиций. Это тем более необходимо, поскольку в условиях экономического кризиса невозможно определять оптимальный уровень цен путем подсчета издержек и учета средней прибыли на вложенный капитал.
При определении уровня цен следует иметь в виду, что они носят региональный характер. Единых мировых цен, кроме цены на золото, и то с небольшими различиями по разным биржам, практически не существует. Относительно в меньшей степени различаются цены на сырье и полуфабрикаты, в большей — на готовую продукцию.
Российских экспортеров должны интересовать не столько цены поставщиков аналогичных товаров, сколько их экспортные цены во вполне определенных регионах, которые зависят от потребности региона в данном виде товаров, от удовлетворения этой потребности собственным производством, от импортного регулирования в этом регионе, от его платежеспособности, политической стабильности и многих других условий. Следует также учитывать степень присутствия на рынке конкурирующих фирм и их имидж на мировом рынке.
В настоящее время рынок России считается перспективным для иностранных продавцов. Либерализация внешней торговли позволила выйти на внешний рынок огромному числу мелких неквалифицированных импортеров, которые чаще конкурировали между собой, чем использовали конкуренцию между иностранными поставщиками. Против политической нестабильности и необязательности российских покупателей иностранные компании страхуются требованием выплаты авансовых платежей и повышением цен, что является определенной защитой от их возможных потерь.