Общие положения

 

Нормативной базой для российских коммерсантов при ведении внутренней и внешней торговли является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

При совершении внешнеторговых операций российская сторона и иностранный контрагент обязаны учитывать обязательные положения двусторонних межгосударственных договоров в той их части, которая относится к регулированию торговых отношений. При этом всегда следует иметь в виду, что положения международных договоров превалируют над нормами национального законодательства.

К таким международным договорам относятся подписанные правительствами стран документы, которые могут иметь различные названия, например «Договоры о торговле и мореплавании», «Договоры о торговом и экономическом сотрудничестве», «Соглашения о торговле и платежах» и т.д.

Основными положениями таких договоров и соглашений, которые могут интересовать коммерсантов, являются:

• определение взаимного торгового режима, влияющего на таможенное обложение товаров;

• количественные и иные ограничения торговли;

• валюта расчетов по торговым и иным платежам;

• способы взаимных зачетов при оплате поставок (клиринговые соглашения);

• принятие единых для договаривающихся сторон общих условий поставок товаров и т.д.

Поэтому перед началом внешнеторговых операций следует изучить действующие между Российской федерацией и страной возможного контрагента торговые договоры, обязательные условия которых должны быть учтены в условиях контрактов. Такое изучение условий торговли можно выполнить самостоятельно либо с помощью консультационных фирм, что чаще обеспечивает более оперативное получение результатов с меньшими затратами*.

* Кроме консультационных фирм с такими запросами можно обращаться во Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ): Москва, ул. Пудовкина, д.4.

 

В 60—80-х гг. в практику торговли между СССР и странами — членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в который входили бывшие социалистические страны Восточной Европы, а также с Кубой, Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ), Корейской Народно-демократической Республикой (КНДР), Китайской Народной Республикой (КНР), Югославией и Финляндией были введены Общие условия поставок товаров и ряд других общих условий, регулирующих, например, поставки машинно-технической продукции, техническое обслуживание и т.д. Общие условия со странами — членами СЭВ носили обязательный характер и превалировали над нормами национального права. С Югославией и Финляндией они носили факультативный характер. Общие условия разрабатывались квалифицированными юристами и прошли апробацию торговлей и арбитражной практикой. В свое время их применение способствовало становлению и развитию сбалансированных отношений между торговыми партнерами и содействовало повышению экономической эффективности торгового сотрудничества.

В связи с этим, если контрагентом по контракту является фирма из перечисленных стран, независимо от того, действуют или уже не действуют соглашения, предусматривающие или рекомендующие применение Общих условий, целесообразно обсудить с ним возможность их применения в целом, либо отдельными разделами, или с исключением неприемлемых разделов и статей. Если в контракте сделать ссылку на общие условия или отдельные их части, то при арбитражном разбирательстве споров они будут рассматриваться как источники права.

Нет сомнения в том, что преодоление экономических кризисов в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, создаст условия для их экономического развития и восстановления разрушенных экономических связей. Тогда, несомненно, встанет вопрос о возвращении во взаимной торговле к Общим условиям на апробированной практикой базе с внесением необходимых корректировок, например, в разделы, связанные с системой взаимных расчетов*.

* Подробное изложение действовавших и действующих Общий условий, а также международных Конвенций, к которым присоединилась Россия, с комментариями о сферах их применения изложены в книге М.Г. Розенберга «Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров». М., 1996.

 

Подтверждением этой перспективы является разработка и принятие в 1992 г. Соглашения об общих условиях поставок между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств. Это Соглашение распространяется на отношения только между партнерами из разных государств СНГ независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в которых созданы предприятия партнеров. При этом следует иметь в виду, что упомянутое Соглашение стран СНГ относится не к договорам купли-продажи товаров, регулируемым ст. 454—505 ГК РФ, а к договорам поставки, заключаемым в рамках межгосударственных соглашений о взаимных поставках товаров. Совершенно очевидно, что необходимо сделать еще один шаг к экономической интеграции, разработав Общие условия поставок товаров по контрактам купли-продажи.

Другой важнейшей формой нормативного регулирования международных торговых отношений являются разрабатываемые международными организациями многосторонние конвенции. Основополагающей для составления условий договоров международной купли-продажи и трактования их условий является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., так называемая Венская конвенция*. Россия присоединилась к этой Конвенции с 1 сентября 1991 г. Конвенция применима к торговым партнерам, если их главные торговые предприятия находятся в разных странах — участницах этой Конвенции. Всего к 1997 г. Конвенцию подписало 44 страны, в том числе Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия.

* Текст Венской конвенции 1980 г. приведен в Приложении 1.2.

 

При присоединении к Венской конвенции было оговорено условие, что в торговле с российскими участниками контракты в устной форме не применяются. Венская конвенция содержит ряд ограничений ее применения. Она не применяется при купле-продаже товаров личного пользования, при аукционных торгах, при торговле ценными бумагами и деньгами, судами воздушного и водного транспорта, электроэнергией, а также для контрактов подрядного характера. Конвенция предусматривает право продавца и покупателя, страны которых являются ее участницами, вообще исключить ее применение либо отступить от любого из ее положений, внеся соответствующие оговорки в текст контракта.

Поэтому, когда не удается договориться с торговым партнером о том, право какой стороны будет применяться при составлении и трактовании условий контракта, можно рекомендовать договориться с ним о ссылке на Венскую конвенцию при условии, если его страна также является участницей этой Конвенции. Такая договоренность выгодна и для российских коммерсантов, поскольку облегчает согласование условий договоров и позволяет сделать их более короткими. Кроме того, для российских коммерсантов и юристов условия Венской конвенции уже достаточно известны и во многом сходны с положениями ст. 454—491 ГК РФ. В случае достижения такого согласия в контракт может быть включена следующая оговорка: «Во всем остальном, что не оговорено в настоящем Контракте, действуют положения Венской конвенции 1980 г.».

Однако если торговые отношения между странами партнеров по контракту регулируются обязательными Общими условиями, то они имеют превалирующее значение над международными конвенциями.

При заключении контрактов купли-продажи с партнерами из стран СНГ, являющихся участницами Венской конвенции, можно также рекомендовать ее применение.

По мере развития и укрепления рыночных отношений в Российской Федерации неизбежно усиление процесса сближения международных правовых норм и обычаев с практикой внутри-российских коммерческих отношений. Можно с определенной уверенностью утверждать, что в ближайшее десятилетие коммерческие отношения будут все более приобретать цивилизованный характер и приблизятся к тому уровню, который считается нормой в зарубежных странах.

 

Контрольные вопросы по теме 1

 

1. Что является правовой основой внутрироссийских и международных контрактов купли-продажи?

2. Какие вопросы взаимоотношений регулируются межгосударственными торговыми договорами?

3. Какой документ может стать общей правовой основой для контрактов, заключаемых российскими коммерсантами с партнерами из стран СНГ и странами дальнего зарубежья?