Список использованных источников и литературы

 

 

Раздел № 1. Основы общей теории государства и права.

Термин государство в русском языке происходит от слова государь (князь, царь, обладающие властью), в сербском и белорусском – держава. Обобщающее понятие государства появилось в ХVI веке, его ввел Н. Макиавелли, использовав термин lo stato, образованный от латинского status. В современной науке существуют различные подходы к пониманию государства.

В понимании нормативиста Г. Кельзена (юридический подход) – государство это юридическое лицо, юридическая персонификация нации, а власть и есть само право.

Кибернитический подход состоит в том, что государство рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями.

По либеральной концепции государство – ночной сторож, не вмешивается в экономические и социальные отношения, а только устанавливает «правила игры» - нормы права, охраняет порядок в обществе.

Согласно концепции «государство – менеджер» - государство – нейтральный управитель общественными делами.

М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство как союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающийся на легитимное принуждение.

Социологический подход рассматривает государство как явление социальное. В первом, варианте, он и исторически был первым, государство фактически не отделяется от общества. По Аристотелю государство - сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни. У Канта государство это объединение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.

Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство это относительно самостоятельная организация не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это, по сути, и есть современный подход, к пониманию государства.

Нетрудно заметить, что каждый из перечисленных подходов, базируется на какой либо определенной философской концепции и, при этом, не отвечает на такие фундаментальные вопросы как:

- интересы кого, каких социальных слоев и групп общества в основном выражает государство?

- какие слои общества и почему реально обладают политической властью и используют в своих интересах аппарат принуждения?

Такой ответ дает марксистское понимание государства как особой организации, выделившейся из общества в результате разделения труда. Подчеркивая классовую сущность государства, марксизм видит в государстве орудие политического господства одного класса над другим. С помощью государства этот класс становился не только экономически, но и политически господствующим.

Исходя из классического подхода к государству, при котором последнее понимается как совокупность трех элементов: власти, территории и населения в теории права существует следующее определение государства:

Государство – это территориальная, суверенная организация политической власти в классовом обществе, делающая свои веления обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов.

В современной интерпретации, учитывающей реалии социального правового государства, которое все в большей мере начинает выражать интересы большинства населения страны, выступать в роли социального арбитра и защитника прав и свобод человека, это определение выглядит иначе:

Государство - это особая политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Государство отличают от первобытнообщинного общества следующие признаками:

1) наличие публичной власти - совокупность аппаратов подавления, и управления;

2) административно-территориальная организация населения страны;

3) государственный суверенитет - независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела;

4) сбор налогов с населения.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на:

I) внутренние;

2) внешние.

Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику и делятся на:

1) охранительные;

2) регулятивные.

Охранительная функция - обеспечение охраны жизни и здоровья человека, а также всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции - правовое обеспечение организации общественного производства, экономики страны, создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом.

Регулятивные функции включают в себя:

1) экономическую функцию (выработка экономической политики, установление правовых основ предпринимательской деятельности и т.д.);

2) социальную функцию (оказание социальной помощи нуждающимся, выделение средств на здравоохранение, просвещение и т.д.);

3) функцию финансового контроля.

4) экологическую функцию (появляется в середине ХХ века, связана с возникновением глобальной угрозы среде обитания человека и жизни самого человека).

Внешние функции государства - его деятельность на международной арене, взаимоотношения с другими государствами.

Внешние функции включают в себя:

1) функция обеспечения мира и поддержания мирового правопорядка.

2) функция международного сотрудничества государств:

- внешнеполитическая деятельность;

- внешнеэкономическая деятельность;

3) функция обороны и охраны внешних границ (исторически это самая первая из внешних функций государства, с ней была сопряжена и другая противоположная функция – функция захвата чужих территорий, и сфер влияния).

Все функции государство осуществляет в правовых формах: путем издания законов, исполнительно-распорядительной деятельности, применения права, контрольно-надзорной деятельности за применением законов.

 

Теории происхождения государства:

1) теологическая (религиозная) - государство возникает и развивается как осуществление Божественного замысла. Основана не на объективных фактах, а на вере. Представители: Аврелий Августин, Фома Аквинский;

2) патриархальная - государство возникает в результате разрастания семьи. Представители: Аристотель;

3) договорная (естественно-правовая) - общественный договор как результат свободного соглашения народа, сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности. Представители: Гроций, Дидро, Руссо;

4) органическая - отождествление строения и функций госу­дарства со строением и функциями живого организма. Государство - общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток. Представители: Т. Гоббс, Герберт Спенсер - английский ученый и философ.

5) насилия - государство возникло в результате применения внешнего и внутреннего насилия одних людей над другими. Пред­ставители: Шак Ян - китайский государственный деятель, Евгений Дюринг - немецкий философ);

6) психологическая - психическая потребность людей жить в организованном обществе - основная причина, порождающая го­сударство. Представители: Лев Петражицкий-- польский ученый;

7) классовая (экономическая) - государство - результат действия объективных процессов экономического развития общества. Основоположники: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

Понимание природы государства невозможно в рамках какой-либо одной теории, потому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, биологических и иных закономерностей.

Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

Форма государства, как форма организации государственной власти в стране, выражается в трех составляющих:

1) форме правления;

2) форме государственного устройства;

3) виде политического режима.

 

Форма государственного правления характеризует структуру внешних органов государственной власти, порядок их образования, распределения компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.

Различают:

I) монархию - единоличное правление, власть по наследству и т.д., монархии бывают:

а) абсолютная - власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (Петр I, Людовик ХIV);

 

б) ограниченная;

- дуалистическая (двойственная) - в переходные периоды, когда феодалы уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти;

- парламентарная (монарх царствует, но не правит);

2) республика - высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту, наряду с ними суще­ствует независимое правосудие и муниципальное самоуправление:

а) парламентская - верховенство власти парламента (Италия, Германия, Австрия);

б) президентская - высшее должностное лицо - президент (США, РБ).

 

Форма государственного устройства – способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.

Виды:

I) унитарное - отличается полным политическим единством, неделимо, отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом;

а) многонациональное (Франция,. Китай);

б) однонациональное (Япония, Египет);

2) федерация - союзное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований (имеются высшие федеральные органы и высшие органы управления членов федерация (США, Россия);

3) конфедерация - государственный союз государств, каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

 

Государственный режим выражается в средствах и способах властвования.

Виды:

1) демократический - предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, за­щищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона;

2) антидемократический - подавление личности, установление диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствление общественных организаций и всех сторон жизни общества.

Между двумя полюсами в реальной действительности существуют смешанные режимы с элементами того и другого.

Особой формой государства является правовое государство. Суть правового государства можно выразить так: правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках правовых законов, и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан. Основной ценностью в правовом государстве признается человеческая личность с ее правами и свободами.

Правовое государство - такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни;

2)взаимная ответственность государства и личности (все, что не запрещено индивиду, ему дозволено - все, что не дозволено власти, ей запрещено);

3)реальная гарантированность прав и свобод личности;

4)разделение властей;

5)политический и идеологический плюраллизм;

6) гласность и открытость в деятельность государства, отсутствие цезуры и свобода средств массовой информации;

7)строгая законность и стабильный правопорядок.

В настоящее время широко известно две основные концепции правового государства:

- концепция либерального правового государства, в основе которой лежат теория естественного права и английская политическая экономия Адама Смита. Основные идеи: право частной собственности – естественное право, существующее отдельно от государства, экономика и государство – отдельные сферы, личность имеет приоритет по отношению к обществу, а общество по отношению к государству. Государство не имеет собственных целей, оно лишь защищает частную собственность, как «ночной сторож». Основная ставка делается на индивидуализм, на личность, которая в условиях свободы сама за себя постоит и сама себя всем обеспечит. Экономическая и социальная функции государства – отрицаются. В настоящее время либеральных государств, в чистом виде не существует, однако идеи либерализма исповедуют партии либерально – демократического толка (неолиберализм и неоконсерватизм) яркий пример СПС в России.

- концепция социального правового государства характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные отношения, проводит активную социальную политику в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры. Положение о социальном правовом государстве прямо зафиксировано в конституциях ФРГ, Франции, Испании, Российской Федерации, Республики Беларусь.

Наше государство – Республика Беларусь, на основе Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года, с изменениями и дополнениями внесенными по результатам всенародного голосования – референдума, 24 ноября 1996 года, согласно, статьи первой Основного закона, является демократическим, унитарным, правовым, социальным государством.

 

По форме правления Республика Беларусь – президентская республика с элементами парламентской республики.

Президент Республики Беларусь, занимает особое место в системе государственных органов. Он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну во взаимоотношениях с другими государствами. Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти. Над Президентом есть единственный высший арбитр – народ. Именно он является источником государственной власти и носителем суверенитета.

Элементы парламентской республики видятся в праве Национального собрания выразить недоверие Правительству. Конституция содержит и процедуру «импичмента» – отстранения Президента от власти а также процедуру преодоления Национальным собранием «вето» Президента в случае его несогласия на утверждение принятого парламентом законопроекта. Высшим представительным, и законодательным органом является Национальное собрание, состоящее из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.

По форме государственного устройства Республика Беларусь – унитарное государство, имеет одну систему высших органов, единое гражданство, судебную систему, валюту и состоит из административно-территориальных единиц (областей, районов).

Политический режим в Беларусь – демократический. Конституция закрепляет широкий круг прав и свобод граждан, предусматривает институты представительской и непосредственной демократии, систему органов местного самоуправления, демократического правосудия и.т.д. Положения Конституции конкретизированы в текущем законодательстве.

Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, администрации, поселковые и сельские исполнительные комитеты.

К субъектам судебной власти относятся Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи. Судебные органы призваны разрешать конкретные юридические дела, применять меры наказания за преступления, разрешать различного рода правовые споры, и конфликты между субъектами права.

Кроме трех государственных ветвей власти Конституция закрепляет:

- органы прокурорского надзора (Прокуратуры);

- контрольные органы (Комитет государственного контроля и его органы);

- местные представительные органы – Советы депутатов в областях, районах, городах, поселках, сельских Советах.

Органы прокуратуры и контрольные органы осуществляют надзор за исполнением законов и иных нормативных актов.

Местное самоуправление осуществляется на основании закона в границах административно- территориальных единиц.

Более полно полномочия всех ветвей и органов власти нами будут рассмотрены в ходе изучения конституционного и административного права.

Непременным атрибутом любого государства является наличие силовых структур армии, милиции, разведки, пенитенциарных органов (следственные изоляторы, места лишения свободы). Само название говорит о том, что они могут применять силу, прямое физическое принуждение - оружие или иные технические средства принуждения, но в рамках и на основании закона. Ведущее место среди них занимает армия. Армия наибольшая физическая сила в государстве, предназначенная в основном для выполнения внешних функций – защиты суверенитета и территориальной целостности государства от внешней агрессии. Правовое положение Вооруженных Сил в Республике Беларусь определено Законами Республики Беларусь: «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», Военной доктриной и Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, а также иными нормативно-правовыми актами.

Таким образом, государство является важнейшей составной частью современного политического общества. Оно представляет собой определенную организацию политической власти в обществе, организацию, которая структурно и функционально с самим обществом не совпадает, но призвана обеспечивать его жизненно-важные интересы

Конституция и законодательство Республики Беларусь обеспечивают существование и нормальное функционирование в интересах всего белорусского народа правового социального государства.

 

 

Раздел 2. Права человека - высшая ценность общества.

1.Правовой статус личности – комплекс прав, свобод, обязанностей, гарантий реализации прав и ограничение прав, предусмотренные конституцией, законами и международными обязательствами государства. Элементы правового статуса личности:1) права и свободы 2) обязанности 3) гарантия реализации 4) ограничение прав Принципы правового статуса личности:1) человек, его права, свободы и гарантии реализации являются высшей ценностью и целью государства и общества
2) обеспечение прав и свобод граждан РБ является высшей целью государства
3) все равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов 4) ограничение прав и свобод допускается в случаях, предусмотренных конституцией и законами 5) права и свободы одних лиц не должны нарушать права и свободы других. Правовой статус человека определяет его место и роль в государстве и обществе.

2.Конституционные права – это определенные блага, предоставленные человеку конституцией и принятыми в соответствии с ней НПА.
В международной практике и конституционной доктрине все права и свободы принято подразделять на 3 основные группы:1) гражданские (личные) права и свободы2) политические права и свободы 3) социально-экономические и культурные права и свободы

Некоторые ученые выделяют 4 группу прав и свобод – это права, призванные обеспечить защиту прав и свобод человека.1) право на защиту своих прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки 2) право на юридическую помощь при осуществлении защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться услугами адвоката и представлять в суде, государственных органах и с другими лицами. Это положение закреплено в ст.62
3) право обратиться в международную организацию с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты.
РБ в области прав человека руководствуется принципом приоритета общепризнанных принципов и норм международного права.

Законодательство в области прав человека построено на основании международных правовых актов. Основополагающими международными актами в области прав человека являются:1) всеобщая декларация прав человека, принятая генеральной ассамблеей ООН в 1948г.2) международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966г. а ратифицированный РБ в 1973г.
3) международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, принятый в 1966г. и ратифицированный в 1973г.

3.Гражданские права и свободы – это такие права и свободы, которые создают основу жизнедеятельности гражданина как человека и как личности. К числу таки прав и свобод конституция РБ относит следующие: 1) право на жизнь. Данное право дает возможность человеку рассчитывать на защиту своей жизни со стороны государства от любых противоправных посягательств. Данное право не должно подлежать ограничению, однако международные акты и конституция РБ допускают ограничение данного права, а именно смертная казнь, как высшая мера наказания за особо тяжкие преступления. Человек, осужденный к смертной казни имеет право обратиться к президенту с просьбой о помиловании.

2) право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Данное право дает возможность человеку рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны государственных органов и должностных лиц, никто не должен подвергаться пыткам, жестокому бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также без согласия подвергшихся медицинским и другим опытам. Лицо, заключенное под стражу имеет право на проверку законности его задержания.

3) право на презумпцию невиновности, т.е. никто не может считаться виновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет доказана и установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Презумпция невиновности – один из важнейших принципов правосудия в том виде, в котором она закреплена в конституции презумпция невиновности может быть применена в уголовном процессе, административном и гражданском процессе презумпция невиновности выглядит иначе. В административном процессе лицо не считается виновным в совершении административного правонарушения до тех пор, пока судом или должностным лицом органа ведущего административный процесс не будет вынесено постановление о наложении административного взыскания, вступившего в законную силу.

4) право не принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов семьи и близких родственников. У лица имеется право отказаться от дачи вышеуказанных показаний, доказательство, полученное с нарушением этого права не имеет юридической силы и не могут быть использованы в материалах дела.

 

5) право на защиту от внезапного вмешательства в личную жизнь предполагает, что каждый имеет право планировать свою личную жизнь по своему усмотрению, руководствуясь своими желаниями, потребностями и основанными на законе. Личная жизнь обеспечена следующими положениями:• адвокатская тайна• врачебная или медицинская тайна • тайна нотариальных действий • тайна усыновления и т.д.данное право предполагает защиту от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

6) право на неприкосновенность жилища и иного законного владения закреплено в ст.29 конституции и предполагает, что никто не может войти в жилище гражданина против его воли или без законных на то оснований. Данное право ограничено законом при расследовании уголовных дел или предотвращении готовящегося преступления и только с санкции прокурора.

7) Право свободного передвигаться и выбирать место жительства в пределах РБ, покидать ее пределы и возвращаться обратно. Данное право ограничено институтом регистрации, а также разрешительным или визовым правом въезда в ряд государств.

8) Право на свободу вероисповедания предполагает, что каждый имеет право самостоятельно решать какую религию ему исповедовать или не исповедовать никакой, а также в соответствии с этим участвовать в проведении различных обрядов и других мероприятий, связанных с исповедованием религии. Данное право еще регулируется законом «о свободе совести и религиозных организациях». В РБ запрещены религии, которые влекут угрозу государственному и общественному строю, а также жизни и здоровью населения. Согласно конституции людям вправе выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участием в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов не запрещенных законом.

9) Право на особое попечение и помощь материнства и детства

10) Право при достижении определенного возраста вступать в брак и создавать семью. Еще регулируется кодексом "о браке и семье". Согласно данному кодексу брак регистрируется при свидетелях в органах загса, только разнополые браки, супруги обладают равными правами и обязанностями относительно друг друга, а также относительно воспитания и содержания своих несовершеннолетних детей.
11) Право на свободу слова, т.е. право на свободу мнений, убеждений и их свободу выражения, никто не может быть принужден к выражению своих убеждений либо отказу от них. Конституция закрепляет положение о том, что монополизация СМИ государством, общественными организациями или отдельными гражданами, а также цензура не допускается.

Перечень гражданских прав и свобод закреплены в конституции РБ соответственно эталону, принятому в международном праве, а именно всеобщей декларации прав человека принятой в 1948г. и международному пакту о гражданских и политических правах.

4.Политические права и свободы – такие права и свободы, которые определяют пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами государства и общества. Особенностью политических прав и свобод является то, что в полном своем объеме они предоставлены в основном гражданам конкретного государства. К числу политических прав и свобод конституция относит следующие: 1) право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений политической, экономической, культурной и международной жизни, о состоянии окружающей среды, которая предполагает, что государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны предоставить гражданам РБ возможность ознакомится с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав

2) свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований, не нарушающий правопорядок и права других граждан. Порядок проведения этих мероприятий определяется законом. Данное право предполагает, что лица могут участвовать в вышеуказанных мероприятиях с целью выражения поддержки или протеста в отношении политики, проводимой государством. Существует ряд ограничений в реализации данного права. Его реализация имеет разрешительный характер, т.е. для проведения вышеуказанных мероприятий необходимо получить разрешение в местном органе исполнительной власти о времени и месте его проведения

3) свобода объединений предполагает возможность объединения людей в политические партии и общественные организации, статья 36 закрепляет положение о том, что судьи, прокурорские работники, сотрудники ОВД, КГК, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

 

4) граждане имеют право участвовать в решениях государства непосредственно и через избранных представителей. Непосредственное участие обеспечивает проведение референдума, обсуждения законопроектов и вопросов республиканского и местного значения.

5) право свободно избирать и быть избранным. В РБ закреплено всеобщее, равное, свободное, прямое или косвенное избирательное право при тайном голосовании. Возрастной ценз - избирать имеют право граждане, достигшие 18 лет, быть избранными могут быть граждане, достигшие: президент – 35, депутат палаты представителей – 21, член совета республики – 30.
Равное – равные условия. Свободное – граждане решают: участвовать или в выборах и за кого голосовать. Прямое – избиратели лично участвуют в выборах. Путем косвенного избирательного права формируется совет республики.
Тайное – никто не осуществляет контроль за волеизъявлением граждан.
Цензы: гражданство, оседлости (для президента – 10 лет, для совета республики – 5 лет на территории области).

6) право равного доступа к любой должности в государственные органы в соответствии со своим образованием, квалификацией, профессиональной подготовкой.

7) Право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Кроме конституции регулируется законом «об обращениях граждан», который предполагает 3 формы обращений – предложение, заявление и жалоба. Госорганы и должностные лица обязаны рассмотреть обращения и дать ответ по существу в установленный срок. Перечень политических прав и свобод соответствуют эталону, принятому в международном праве, а именно всеобщей декларации прав человека и международному пакту о гражданских и политических правах.

5.Социально-экономические и культурные права и свободы – такие права и свободы, которые позволяют гражданам активно реализовать свои творческие способности и создавать надлежащие условия для жизнедеятельности.1) право на труд 2) право на вознаграждение 3) право трудящихся на отдых. Виды отдыха:

• Ежедневный (перерывы на обед и технические перерывы в течение рабочего дня) • Междудневный (от окончания до начала следующего рабочего дня)• Междунедельный (выходные)• Праздничные• Ежегодные и социальные отпуска4) право собственности 5) право на охрану здоровья6) право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением данного права7) право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях предусмотренных законом8) право на жилище9) право на образование10) право сохранять свою национальную принадлежность11) право на участие в культурной жизни12) право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания. Перечень социально-экономических и культурных прав соответствуют эталону, принятому в международном праве, а именно всеобщей декларации прав человека и международному пакту о социально-экономических и культурных правах.

6.Конституционные обязанности – обязательные к исполнению требования, установленные конституцией и принимаемыми в соответствии с ней законами.

 

Раздел 3. Основные отрасли права.