Лексические нормы

Задание 10. Перед вами синонимический ряд к слову «сказать». Проставьте в скобках пометы, принятые в словарях (нейтральное, книжное, разговорное).

Произнести ( ), проговорить ( ), выговорить ( ), молвить ( ), изречь ( ), заметить ( ), буркнуть ( ), вставить ( ), ляпнуть ( ), выпалить ( ), сказануть ( ), добавить ( ), рассказать ( ), брякнуть ( ), высказаться ( ).

 

Задание 11. Определите значение следующих паронимов. Составьте с ними предложения, характерные для разговорного, (публицистического, научного) стиля речи. В случае затруднения обратитесь к словарю паронимов или толковому словарю.

Адресат – адресант, гуманный – гуманитарный, дипломат – дипломант, двойной – двойственный, дружный – дружеский, желательное – желаемое, жесткость – жестокость, жилищный – жилой, заразный – заразительный, командированный – командировочный, льстивый – лестный, надеть – одеть, невежа – невежда, экономичный – экономический, драматичный – драматический, обговорить – оговорить, осуждение – обсуждение, понятный – понятливый, представить – предоставить, приемник – преемник, романтичный – романтический, скрытый – скрытный, сытно – сыто, удачный – удачливый, факт – фактор, эффектный – эффективный.

 

Задание 12. Подберите русский или иноязычный эквивалент в следующим словам:

1. Альянс – …, антагонизм – …, афера – …, вербальный – …, вояж – …, дефиниция – …, имидж – …, индифферентный – …, легитимный – …, масс-медиа – …, менеджер – …, паритет – …, раритет – …, социум – …, фатальный – …, эксклюзивный – ….

 

2. Сходный, подобный –…, вводить в заблуждение, давать неправильную информацию – …, изменять в известных пределах –…, украшать –…, напряженный, усиленный –…, приспособление – …, положительный –…, отрицательный –…, бездеятельный, вялый –…, недостаток, недочет –…, старинный, ценный –…, неуместно развязный –…, неприязнь –…, сильное волнение, возбуждение – …

 

В разговорной речи максимально широко представлено такое языковое явление, как полисемия (многозначность), возникающее вследствие переноса значения слов.

Не менее часто в разговорной речи можно наблюдать и использование фразеологизмов (идиом, устойчивых словосочетаний), а также крылатых слов.

 

Фразеологи́зм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки частей.

Крылатые слова– это фразеологизмы, имеющие точно установленный источник происхождения.

 

Задание 13. Выделите словосочетания, где слова использованы в прямом значении. В скобках запишите синонимы для слов в каждой строке. Почему синонимы для одного и того же слова в разных строках различные?

Холодный 1. Холодный ( = ) прием 2. Холодная ( = ) голова 3. Холодный ( = ) анализ 4. Холодный ( = ) суп 5. Холодные ( = ) страны 6. Холодное ( = ) пальто
Черный 1. На черный ( = ) день 2. Черные ( = ) мысли 3. Черная ( = ) лестница 4. Черная ( = ) работа 5. Черная ( = ) неблагодарность 6. Черные ( = ) перчатки
Потерять 1. Потерять голову ( = ) 2. Потерять время зря ( = ) 3. Потерять ребенка в толпе ( = ) 4. Потерять дар речи ( = ) 5. Потерять авторитет ( = )

 

Задание 14. В каждом из трех приведенных примеров есть один «лишний» вариант, значение которого отлично от остальных. Объясните, чем отличается значение этого словосочетания от других.

Одет со вкусом Приятный на вкус Вкус лимона Сила воли Воля к победе Дать волю Вывести на парад Вывести ребенка из класса Вывести цыплят
Неправильная дробь Барабанная дробь Дробь дождя по крыше Выполнить долг По долгу службы Жить в долг Залиться краской стыда Залиться соловьем Залиться смехом
Свадебный наряд Осенний наряд леса Наряд вне очереди Высокая нота Нота протеста Нота неудовольствия в голосе Спортивный клуб Клубы дыма Клуб филателистов

 

Задание 15. На каком языковом явлении основано построение данных предложений? Прокомментируйте двоякое токование смысла приведенных фраз.

1. Дети – цветы жизни, но не давайте им распускаться.

2. Новый русский мечтал купить Мойку. Или Фонтанку.

3. Весна кого угодно с ума сведет: лед уже тронулся.

4. Нулей, которые знают свое место, считанные единицы.

5. Жаль, что близкие иногда бывают недалекими.

6. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.

7. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.

 

Задание 16. Исправьте предложения так, чтобы избежать возможности двойного толкования.

1. Тренер: «Особенно сильно у нас хромают защитники».

2. Врач: «Наш долг не отмахиваться от больного, а довести его до конца».

3. Докладчик: «Ваши замечания я прослушал».

4. Учитель: «Мы запланировали посещения музея, чтобы вынести из него все самое лучшее, самое ценное».

5. Организатор: «Вечер, посвященный русскому языку, состоится в субботу утром».

 

Задание 17. Перед вами ряд крылатых слов. Установите их происхождение и объясните, в каком значении они употребляются в современном русском языке. В случае затруднений пользуйтесь фразеологическим словарем.

Ахиллесова пята Значение:
Происхождение:
Вавилонское столпотворение Значение:
Происхождение:
Варфоломеевская ночь Значение:
Происхождение:
Пиррова победа Значение:
Происхождение:
Прокрустово ложе Значение:
Происхождение:
Тридцать сребреников Значение:
Происхождение:
Яблоко раздора Значение:
Происхождение:

 

Задание 18. Исправьте предложенный фрагмент текста разговорного стиля в соответствии с нормами русского литературного языка.

Это чё – ночь уж? – озираясь, спросила Катерина.

– Дак, однако, не день, – отозвалась Дарья. – Дня для нас, однако, боле не будет.

– Где мы есть-то? Живые мы, нет?

– Однако что, неживые.

– Ну и ладно. Вместе – оно и ладно. Чё ишо надо-то?

– Мальчонку бы только как отсель выпихнуть. Мальчонке жить надо.

Испуганный и решительный голос Симы:

– Нет, Коляню я не отдам. Мы с Коляней вместе.

– Вместе дак вместе. Куды ему, правда что, без нас?

– Ты не ложилась, Дарья?

– Я с тобой рядом сидю. Не видишь, ли чё ли? Это ить я сидю-то.

– Потеперь вижу. Я куды-то летала, меня туту не было. Ничё не помню. <…>

– Я ить тебя, девка, признала.

– Дак я тебя поперед признала.

– Вы чё это? Чё буровите-то? Рехнулись, чё ли?

(В. Распутин. Прощание с Матерой)

 

Задание 19. Прочитайте юмористические стихотворения. Какие ошибки, наиболее характерные для разговорной речи, использует автор для достижения комического эффекта?

* * *

Люблю я майскую грозу в начале мая, Еще люблю, когда холодные морозы

Когда весной весенний первый гром, Покроют льдом, заледенят карниз.

Как бы резвяся и в игру играя, Снежинки с неба падают, как слезы,

Грохочет громко в небе голубом. На землю, приземляясь сверху вниз.

 

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами все плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

 

* * *

Как проехать на вокзал? –

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает:

– В общем, где-то, так сказать,

Это близко очень,

Просто тут рукой подать.

Говоря короче…

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе:

Вы проехали давно.

Возвращаться нужно.

А. Хайт

 

Задание 20. Есть ли отличия в лексическом значении следующих словосочетаний? Какие?

1. Любовь матери – материнская любовь

2. Помощь брата – братская помощь

3. Совет друга – дружеский совет

4. Ловкость кошки – кошачья ловкость

5. Преданность собаки – собачья преданность

6. Лодка рыбака – рыбачья лодка

7. Платье старухи – старушечье платье