Лексические нормы
Задание 10. Перед вами синонимический ряд к слову «сказать». Проставьте в скобках пометы, принятые в словарях (нейтральное, книжное, разговорное).
Произнести ( ), проговорить ( ), выговорить ( ), молвить ( ), изречь ( ), заметить ( ), буркнуть ( ), вставить ( ), ляпнуть ( ), выпалить ( ), сказануть ( ), добавить ( ), рассказать ( ), брякнуть ( ), высказаться ( ).
Задание 11. Определите значение следующих паронимов. Составьте с ними предложения, характерные для разговорного, (публицистического, научного) стиля речи. В случае затруднения обратитесь к словарю паронимов или толковому словарю.
Адресат – адресант, гуманный – гуманитарный, дипломат – дипломант, двойной – двойственный, дружный – дружеский, желательное – желаемое, жесткость – жестокость, жилищный – жилой, заразный – заразительный, командированный – командировочный, льстивый – лестный, надеть – одеть, невежа – невежда, экономичный – экономический, драматичный – драматический, обговорить – оговорить, осуждение – обсуждение, понятный – понятливый, представить – предоставить, приемник – преемник, романтичный – романтический, скрытый – скрытный, сытно – сыто, удачный – удачливый, факт – фактор, эффектный – эффективный.
Задание 12. Подберите русский или иноязычный эквивалент в следующим словам:
1. Альянс – …, антагонизм – …, афера – …, вербальный – …, вояж – …, дефиниция – …, имидж – …, индифферентный – …, легитимный – …, масс-медиа – …, менеджер – …, паритет – …, раритет – …, социум – …, фатальный – …, эксклюзивный – ….
2. Сходный, подобный –…, вводить в заблуждение, давать неправильную информацию – …, изменять в известных пределах –…, украшать –…, напряженный, усиленный –…, приспособление – …, положительный –…, отрицательный –…, бездеятельный, вялый –…, недостаток, недочет –…, старинный, ценный –…, неуместно развязный –…, неприязнь –…, сильное волнение, возбуждение – …
В разговорной речи максимально широко представлено такое языковое явление, как полисемия (многозначность), возникающее вследствие переноса значения слов.
Не менее часто в разговорной речи можно наблюдать и использование фразеологизмов (идиом, устойчивых словосочетаний), а также крылатых слов.
Фразеологи́зм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки частей.
Крылатые слова– это фразеологизмы, имеющие точно установленный источник происхождения.
Задание 13. Выделите словосочетания, где слова использованы в прямом значении. В скобках запишите синонимы для слов в каждой строке. Почему синонимы для одного и того же слова в разных строках различные?
Холодный 1. Холодный ( = ) прием 2. Холодная ( = ) голова 3. Холодный ( = ) анализ 4. Холодный ( = ) суп 5. Холодные ( = ) страны 6. Холодное ( = ) пальто |
Черный 1. На черный ( = ) день 2. Черные ( = ) мысли 3. Черная ( = ) лестница 4. Черная ( = ) работа 5. Черная ( = ) неблагодарность 6. Черные ( = ) перчатки |
Потерять 1. Потерять голову ( = ) 2. Потерять время зря ( = ) 3. Потерять ребенка в толпе ( = ) 4. Потерять дар речи ( = ) 5. Потерять авторитет ( = ) |
Задание 14. В каждом из трех приведенных примеров есть один «лишний» вариант, значение которого отлично от остальных. Объясните, чем отличается значение этого словосочетания от других.
Одет со вкусом Приятный на вкус Вкус лимона | Сила воли Воля к победе Дать волю | Вывести на парад Вывести ребенка из класса Вывести цыплят |
Неправильная дробь Барабанная дробь Дробь дождя по крыше | Выполнить долг По долгу службы Жить в долг | Залиться краской стыда Залиться соловьем Залиться смехом |
Свадебный наряд Осенний наряд леса Наряд вне очереди | Высокая нота Нота протеста Нота неудовольствия в голосе | Спортивный клуб Клубы дыма Клуб филателистов |
Задание 15. На каком языковом явлении основано построение данных предложений? Прокомментируйте двоякое токование смысла приведенных фраз.
1. Дети – цветы жизни, но не давайте им распускаться.
2. Новый русский мечтал купить Мойку. Или Фонтанку.
3. Весна кого угодно с ума сведет: лед уже тронулся.
4. Нулей, которые знают свое место, считанные единицы.
5. Жаль, что близкие иногда бывают недалекими.
6. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.
7. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.
Задание 16. Исправьте предложения так, чтобы избежать возможности двойного толкования.
1. Тренер: «Особенно сильно у нас хромают защитники».
2. Врач: «Наш долг не отмахиваться от больного, а довести его до конца».
3. Докладчик: «Ваши замечания я прослушал».
4. Учитель: «Мы запланировали посещения музея, чтобы вынести из него все самое лучшее, самое ценное».
5. Организатор: «Вечер, посвященный русскому языку, состоится в субботу утром».
Задание 17. Перед вами ряд крылатых слов. Установите их происхождение и объясните, в каком значении они употребляются в современном русском языке. В случае затруднений пользуйтесь фразеологическим словарем.
Ахиллесова пята | Значение: |
Происхождение: | |
Вавилонское столпотворение | Значение: |
Происхождение: | |
Варфоломеевская ночь | Значение: |
Происхождение: | |
Пиррова победа | Значение: |
Происхождение: | |
Прокрустово ложе | Значение: |
Происхождение: | |
Тридцать сребреников | Значение: |
Происхождение: | |
Яблоко раздора | Значение: |
Происхождение: |
Задание 18. Исправьте предложенный фрагмент текста разговорного стиля в соответствии с нормами русского литературного языка.
–Это чё – ночь уж? – озираясь, спросила Катерина.
– Дак, однако, не день, – отозвалась Дарья. – Дня для нас, однако, боле не будет.
– Где мы есть-то? Живые мы, нет?
– Однако что, неживые.
– Ну и ладно. Вместе – оно и ладно. Чё ишо надо-то?
– Мальчонку бы только как отсель выпихнуть. Мальчонке жить надо.
Испуганный и решительный голос Симы:
– Нет, Коляню я не отдам. Мы с Коляней вместе.
– Вместе дак вместе. Куды ему, правда что, без нас?
– Ты не ложилась, Дарья?
– Я с тобой рядом сидю. Не видишь, ли чё ли? Это ить я сидю-то.
– Потеперь вижу. Я куды-то летала, меня туту не было. Ничё не помню. <…>
– Я ить тебя, девка, признала.
– Дак я тебя поперед признала.
– Вы чё это? Чё буровите-то? Рехнулись, чё ли?
(В. Распутин. Прощание с Матерой)
Задание 19. Прочитайте юмористические стихотворения. Какие ошибки, наиболее характерные для разговорной речи, использует автор для достижения комического эффекта?
* * *
Люблю я майскую грозу в начале мая, Еще люблю, когда холодные морозы
Когда весной весенний первый гром, Покроют льдом, заледенят карниз.
Как бы резвяся и в игру играя, Снежинки с неба падают, как слезы,
Грохочет громко в небе голубом. На землю, приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
* * *
Как проехать на вокзал? –
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
– В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче…
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
А. Хайт
Задание 20. Есть ли отличия в лексическом значении следующих словосочетаний? Какие?
1. Любовь матери – материнская любовь
2. Помощь брата – братская помощь
3. Совет друга – дружеский совет
4. Ловкость кошки – кошачья ловкость
5. Преданность собаки – собачья преданность
6. Лодка рыбака – рыбачья лодка
7. Платье старухи – старушечье платье