Б. Ответьте на вопросы.

1. Почему выбор известного бренда Пелевин сравнивает с политическими «выборами» эпохи 70-х? Как вы думаете, каким образом эта торговая марка связывалась в мечтах этого поколения с образом «далекого запрещенного мира»?

2. Известно, что образ обезьяны на джипе использовался в американской рекламе «пепси». Какой социальный тип, возникший в России в постперестроечный период, символизирует этот образ?

3. Обратите внимание на последнее предложение. Вспомните, афоризм какого древнегреческого философа здесь актуализируется. Какой смысл имеют слова «искать человека»? Почему для демонстрации итогов эволюции Пелевин выбирает образ обезьяны, пьющей пепси?

 

Задание 9. Прочитайте стихотворение А. Блока. Обратите внимание на метафорическое сочетание «лицо сияло» в первом четверостишии.

 

Каждый образ в поэзии Блока связан межтекстовыми связями. К числу таких сквозных образов относится образ света, сияния, связанного с Любимой. Она всегда являлась поэту озаренной огнем, в сияющем ореоле, но каждый раз оно было иным. Предлагаем проследить, как реализуется образ света в следующих стихотворных фрагментах:

 

А. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо-

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя…

 

Б. Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная.

Всходишь ко мне на крыльцо.

 

Задание 10. Подумайте, на какой ассоциативной связи основана метафора «лицо сияло». Какую смысловую нагрузку оно несет? В ответе на вопрос используйте данные ниже фрагменты стихотворений письма и материал словарной статьи.

Словарь синонимов: светить – сиять – сверкать

Общее значение – излучать свет. «Светить» является основным словом для выражения понятия; «сиять» подчеркивает силу, яркость и одновременно спокойный характер излучения света, употребляется, преимущественно, когда речь идет о небесных светилах, звездах и т.п.

 

А. Ты горишь над высокой горою

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

 

Б. Кубок-факел брошу в купол синий –

Расплеснется млечный путь.

Ты одна взойдешь над всей пустыней

Шлейф кометы развернуть.

М.Н. Волохова о Блоке: «Он награждал меня чертами «падучей звезды», звал «Марией-звездой».

 

Анализ метафоры приводит к пониманию сопоставления двух понятий: горестная земля – женщина-звезда. Продолжаем анализ стихотворения.

 

Задание 11. Перечитайте 2-3 четверостишия. Подумайте, почему поэт выбирает глагол «настал» (настал – пришел – наступил). Какие детали предметной изобразительности вызывают ощущение лично пережитой поэтом драмы. Тягостного ощущения поэта после утраты Лучезарной?

 

Задание 12. Крупный русский литературовед В.М. Жирмунский особую самобытность стиля А.Блока видел в том, что «он строит свое произведение на границе соприкосновения двух миров реального и сверхреального – так что переход из мира реальности в мир символов ускользает от читателя, и самые обычные предметы как бы просвечивают иным значением, не теряя вместе с тем своего вещественного смысла». Прочитайте 4-5 четверостишия, найдите это «мерцание» смыслов, обращая внимание на образы «синий плащ» и «сырая ночь».