СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Стиль художественной литературы – функциональный стиль, употребляющийся в литературных произведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах, трагедиях, комедиях и т. д.; выполняет эсттическую функцию, т.е. функцию эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя.
Цель:самовыражение художника, художественное осмысление мира средствами искусства.
Адресат:читатель.
Функции:эстетическая.
Задание 1. Поставьте ударение в следующих словах, употребляемых в официально-деловом стиле. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю русского языка.
Знамение, апокриф, иконопись, ворожея.
Задание 2. Проведём конкурс дикторов. Предварительно ознакомьтесь с текстом. Расставьте ударения в словах, трудных с позиции произношения. Каждый учащийся читает вслух до первой орфоэпической ошибки. В случае ошибки текст продолжает читать другой учащийся.
На белоснежной скатерти, только что принесенной из прачечной, стоял бронзовый какой-то декадентский подсвечник, приобретенный известным одесским тенором Глебом Фомичом в антикварной лавке. На поблекшей глади металла блистала надпись, сделанная искусным гравером: «Дорогой Нине Никитичне в день ее бенефиса!»
Рядом стояли откупоренная бутылка вина с какой-то лубочной картинкой, мастерски приготовленная хозяйкой камбала в шинели из горчичного соуса, окровавленный ростбиф, погруженный в огромное блюдо.
По соседству с ростбифом тосковали маринованные огурчики в щавелевой заливке, вытащенные из кладовой нарочно для этого случая.
Яркими пятнами искрились мизерные горстки красной икры на тонких ломтях хлеба.
В селедочнице из-под свеклы в майонезе высовывалась голова селедки-колосса.
На краешке стола бедным родственником чернел украинский хлеб. Справа от него возвышался, как избалованный женским вниманием гренадер, многоэтажный торт со сливочным кремом.
Всё это безудержное великолепие кружило голову гастрономическими изысками, ждало участия.
Задание 3. Подумайте, какие члены синонимического ряда могут быть использованы в следующем тексте.
В нашем саду (выросла, вымахала, взросла) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился, уселся) Соловей. Он с восторгом (смотрел, уставился, зыркал, взирал) на Розу. Сердце его (билось, трепетало, трепыхалось) от восхищения и (побуждало, обязывало, заставляло, принуждало) (воспеть, расхвалить, оценить) красоту цветка. И вот в тишине сада зазвучали соловьиные (трели, верещания, звуки). Звездная летняя ночь (кайфовала, наслаждалась, нежилась, любовалась) (прекрасной, восхитительной, прелестной, очаровательной, непревзойденной) любовной мелодией.
Задание 4. Найдите речевые ошибки. Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.
Бунин занимает особую нишу в литературе, не соответствующей ни одному из литературных течений. 2. Поэзия Блока сочетает в себе мотивы творчества Тютчева с его философскими раздумьями и лёгкое воспевание природы Фета. 3. Блок сравнивает возлюбленную с молодостью, безвозвратно ушедшую. 4. Автор хотел сказать, что менять своих принципов, своё отношение к окружающему миру не стоит. 5. Героини его рассказов послужили к появлению нового типа русской девушки. 6. Будьте особенно осторожны к своему здоровью. 7. Он въехал во двор в открытые ворота. 8. Поэзия Тютчева стоит особняком от творчества других русских поэтов. 9. Она говорила им про свои проблемы. 10. В этом проявлялось равнодушие героя Камю к окружающим. 11. Совершенно противоположные суждения складывались у них в отношении к искусству. 12. На эти и многие другие вопросы посвящена данная книга.
Задание 5. Прочитайте следующее предложение. Скажите, к какому стилю оно относится. Аргументируйте свою точку зрения на основе анализа синтаксической структуры предложения, его лексико-морфологического состава, его функциональной направленности.
Вдохновение есть расположение психики и сознания человека к субъективному восприятию впечатлений о мире и, следовательно, к наиболее адекватному, быстрому пониманию понятий, что способствует их объяснению.
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома,
Неузнанных и пленных голосов. <…>
Анализируя образную систему стихотворения, открываем образ вдохновения, рисуемый поэтом: это молчаливое предстояние перед миром, который есть Звук, Голос, диктующий поэту нечто сокровенное, доверяющий ему истину гармонии.
Далее вниманию учащихся предлагается стихотворение
О. Мандельштама, чтобы постичь его Музу:
Отравлен хлеб, и воздух выпит:
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать. <…>
Из рассказа Тэффи «Блины».
«Но между нами был человек основательный, серьезный – учитель математики. Он посмотрел строго на нас. Строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:
– Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком. <…>»
В метафорическом ключе может выстраиваться весь художественный текст. Такой прием называется иносказание. Понять структуру художественной образности поможет анализ фрагмента рассказа Л. Петрушевской «Приключение утюга и сапога».
Задание 6. Прочитайте текст.
А. Укажите, какие языковые средства позволяют автору создать двуплановость текста: описать персонаж и как гвоздь и как человека. Вспомните, как называется такой художественный прием, когда явлению природы или предмету приписываются свойства человека.
Гвоздь | Человек/гвоздь | Человек |
молоток | уйти с головой | гражданин |
шляпка |
Гвоздь, вместо того чтобы уйти с головой в работу, уклонялся, манкировал служебным долгом, берег шляпку и всячески избегал встреч с молотком - просто-таки вертелся на служебном месте, чтобы только ничего не делать!
Мы знаем таких граждан, о них говорил еще Патрик Кавенах, он говорил, что у этих типов есть средство стать художниками без необходимости создавать при этом произведения: то есть они изворачиваются как могут, чтобы не делать ничего, и их потом объявляют "старик ты гений". Так что посмотрим, как обернется дело с гвоздем, он еще продырявит многое на своем пути, а пока что дело доехало до того, что сапожник выкинул этот окончательно свихнувшийся гвоздь вон.
Тот, вильнув, звякнул об утюг, не извинился, не снял даже шляпки, а просто тронулся по своим делам, однако утюг остановил его словами:
- Ты меня не теряй, я на тебя выйду.
- Стрелка забита,- промолвил молодой, но вертлявый гвоздь и прилег в ожидании под табуретку.
Стрелка забита - значит "о встрече договорились" на их языке.
Утюг сказал:
- Ты, крутой, стрелка у нас с тобой в ресторане "У старого стакана" вечером.
Сейчас расскажу, что ты будешь делать. Даю тебе машину.
- Ну.
- Есть там одна...
- Ну.
Дальнейший их разговор был покрыт мраком тайны.
Б. Опишите социальное положение и характер персонажа-гвоздя. Подумайте, с какой целью использует писательница этот художественный прием в повествовании о судьбе человека.
Задание 7. Прочитайте текст.