Тема 7. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

 

Задание 1.На основе анализа приведенных ниже фрагментов сформулируйте основные цели нацистской агрессии против СССР.

 

1. «Моя миссия – если мне удастся – уничтожить славян. В будущей Европе должны быть две расы: германская и латинская. Эти две расы должны сообща работать в России для того, чтобы уменьшить количество славян. К России нельзя подходить с юридическими или политическими формулировками, так как русский вопрос гораздо опаснее, чем это кажется, и мы должны употреблять колонизаторские и биологические средства для уничтожения славян».

(Адольф Гитлер (1941 г.))

2. «Задача состоит в том, чтобы взять из новых восточных районов самое большое количество продуктов, сырья, рабочей силы… Если мы сумеем выжать из СССР все, что нам необходимо, то десятки миллионов людей умрут голодной смертью».

(Герман Геринг (1941 г.))

3. «Война против России является важнейшей частью борьбы за существование немецкого народа. Это давняя борьба германцев против славян, защита европейской культуры против московско-азиатского нашествия, отпор еврейскому большевизму. Эта борьба должна преследовать целью превратить в руины сегодняшнюю Россию, и поэтому она должна вестись с неслыханной жестокостью… Никакой пощады прежде всего представителям сегодняшней русской большевистской системы…».

(Приказ генерала Э. Геппнера (1941 г.))

4. «Кто видел наши крохотные огороды, поймет значение этих просторов, навсегда ставших немецкими! Сколько плодоносной земли, душистых яблок, золотого меда! Эта земля нами завоевана, и она навеки останется нашей. В этом значение нашего похода на Восток. Возьми в руку пышный колос, немецкий солдат, и скажи: я выполнил мой долг, моя жизнь оправдана перед веками, ибо далеко от Германии зреет хлеб для грядущих поколений».

(Эрнст Нагель статья в газете «Панцерфауст» (1942 г.)

5. «Французов от нас забрали на завод. Я выбрал шесть русских бестий из Минского округа. Они гораздо выносливей французов. Только один из них умер, остальные продолжают работать в поле и на ферме. Содержание их ничего не стоит, и мы не должны страдать от того, что эти звери, дети которых, быть может, убивают наших солдат, едят немецкий хлеб. Вчера я подверг легкой экзекуции двух русских бестий, которые тайком пожрали снятое молоко, предназначенное для свиных маток...».

(Отрывок из письма, найденного на убитом немце).

6. «Русская прислуга мне нравится своей непритязательностью – этой девушке можно не давать есть ничего, буквально ничего, она сама что-нибудь подбирает, а спит она – на конюшне…»

(Отрывок из письма, найденного на убитом немце).

Задание 2.Составьте таблицу противников (основные государства) и сводную таблицу событий Второй мировой войны, отдельно выделив в ней сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Страны-противники во Второй мировой войне (1939-1945 гг.)

Антигитлеровская коалиция Потери в войне Страны Оси и их союзники Потери в войне
СССР   Германия  
Англия   Италия  

Вторая мировая война (1939-1945 гг.)

 

дата событие / сражение командующие значение
1.09.1939 г. Нападение Германии на Польшу.   Начало Второй мировой войны.
       
       
02.09.1945 г. Подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии   Окончание Второй мировой войны.

 

Задание 3.О каких сражениях идет речь? Соотнесите описание сражения и карту.

1. « …С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточенные сражения, враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковых армий, введенных накануне, которые во взаимодействии с общевойсковыми армиями пробили на ряде участков оборону на Зееловских высотах, противник начал отступать. Утром 18 апреля Зееловские высоты были взяты… Однако и 18 апреля противник все еще пытался остановить продвижение наших войск, бросая навстречу им все свои наличные резервы …»

(Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова)

2. «Это была поистине грандиозная битва. Обе стороны готовились к ней тщательнейшим образом. Мы верили в победу над врагом, и эта вера имела под собой твердую почву. Нам был хорошо знаком наш главный противник – любимец фюрера Модель, которому Гитлер поручил осуществление плана разгрома советских войск под _______________. И мы выиграли начало поединка с Моделем еще до решающего сражения на поле боя…

… С разрешения Ставки – ее представителя Г.К. Жукова – мы решили упредить вражескую артиллерийскую подготовку мощной контрподготовкой. Началась она в половине третьего и продолжалась тридцать минут. Огонь одновременно вели шестьсот орудий. Полчаса стоял такой грохот, что в ушах звенело, земля содрогалась, как в эпицентре девятибалльного землетрясения, а над боевыми позициями изготовившегося к броску противника в сплошную черную тучу слились клубы вздыбленной земли».

(Из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского)

А. Б.

 

Задание 4. Оцените обоснованность немецкой аргументации о многократном превосходстве советских войск в живой силе и технике как о главной причине поражения нацистской Германии. Сопоставьте мнение генерала Г. Фриснера (Фриснер Г. Проигранные сражения. М., 2000. С.538) с таблицей соотношения сил и средств сторон на советско-германском фронте в начале победоносного завершающего этапа Великой Отечественной войны (1944-1945 гг.) (Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной Войны (1941-1945). СПб., 2005. С. 239).

 

«Что бы там ни говорилось, немецкие войска уступали русским и в численности, и в боевой технике. Русские просто-напросто «затопляли» людскими массами нашу артиллерию и танки. Даже самое лучшее автоматическое оружие не поможет самому лучшему бой­цу, если он подвергнется нападению огромных людс­ких масс. При определенных обстоятельствах он даже не сможет стрелять. Даже отборные войска, находящиеся под искусным командованием, будут все­гда уступать противнику, если он обладает подавляю­щим превосходством в людях и технике, как это было в последней войне… Восточный фронт рухнул, когда противник добился десятикратного превосходства в живой силе и технике».

 

Соотношение сил и средств на советско-германском фронте к началу 1944 г.

 

Показатель Советские войска Немецкие войска и их союзники Соотношение
Живая сила, тыс. чел. 1,3: 1
Орудия и минометы 95 604 54 570 1,75: 1
Танки и САУ 1 : 1,03
Боевые самолеты 10 200 3,3: 1

Задание 5. Проанализируйте историческую достоверность аргументации современного российского историка Б.В. Соколова (Запретные цифры. «Новая газета». №22, 2005), сопоставив ее с таблицей соотношения безвозвратных людских потерь СССР и стран фашистского блока по итогам Второй мировой войны (Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее справочное издание/ Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, П.Д. Буриков, В.В. Гуркин. М., 2009). Каковы причины упорного стремления ряда современных российских публицистов преувеличить масштаб советских потерь в годы Великой Отечественной войны? Каково реальное соотношение потерь противоборствующих сторон на советско-германском фронте? Почему эта проблема приобрела характер мировоззренческого спора?

 

«Итак, мы завалили врага трупами и победили лишь благодаря большой и безропотной массе необученных солдат, покорно шедших в самоубийственные атаки. Хорошо обученный солдат и офицер, способный размышлять, представляли для Сталина большую опасность, чем гибель десятков миллионов необученных бойцов».

 

Безвозвратные людские потери Советского Союза

и стран фашистского блока во Второй мировой войне

 

 

Источники потерь Величина потерь Соотношение
    СССР Нацистский рейх сателлиты Германии1    
Вооруженные Силы 8 668 400 6 046 000 1 005 000 1,23:1
Мирное население 18 300 000 3 300 000 - 5,54 : 1
Итого: 26 968 400 9 346 000 1 005 000 2,88 : 1
1 Сателлиты Германии: Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия. Данные о потерях среди мирного населения стран — сателлитов Германии отсутствуют. Итоговая величина потерь сателлитов Германии на советско-германском фронте не учитывает потерь среди мирного населения этих стран.

 

Задание 6. Проанализируйте представленные ниже отрывки из немецких военных мемуаров и на их основе сформулируйте основные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

«Мы привыкли к такому противнику, как русские; мы были поражены контрастом. За всю войну я никогда не видел, чтобы солдаты [речь в отрывке идет об американских военнослужащих – прим. авт.] разбегались так, что только пятки сверкали, хотя даже, по существу, ничего особенного не происходило… В конце концов, пятеро русских представляли большую опасность, чем тридцать американцев. Мы уже успели это заметить за последние несколько дней боев на западе».

(Кариус О. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста)

 

«Я сам с весны 1942 года до­статочно хорошо изучил командование и войска Крас­ной армии. Бои под Ржевом, Орлом, Брянском, Гоме­лем, Оршей, у озера Ильмень, под Нарвой, на Двине, в Румынии и Венгрии, в которых я участвовал в качестве командира дивизии, командира корпуса, командующего армией и группой армий, многому меня научили. В ходе войны я наблюдал, как советское командование станови­лось все более опытным. Некоторые военные публицис­ты доказывают, что Красная армия якобы переняла немецкую тактику. С этим можно спорить, но, безус­ловно, советская сторона все-таки частично применя­ла наши принципы вождения войск. Совершенно справедливо, что высшее советское командование, на­чиная со Сталинградской битвы, часто превосходило все наши ожидания. Оно мастерски осуществляло быстрый маневр и переброску войск, перенос на­правления главного удара, проявляло умение в со­здании плацдармов и оборудовании на них исход­ных позиций для последующего перехода в наступление…

Советский солдат сражался за свои политические идеи сознательно и, надо сказать, даже фанатично. Это было коренным отличием всей Красной армии и особенно относилось к молодым солдатам. Отнюдь не правы те, кто пишет, будто они выполняли свой долг только из страха перед подгоняющими их политичес­кими комиссарами, которые в своем большинстве сами храбро сражались. Я собственными глазами видел, как молодые красноармейцы на поле боя, попав в безвыходное положение, подрывали себя ручными гранатами. Это были действительно презирающие смерть солдаты! Не менее сильной стороной советских солдат было громадное упорство и крайняя непритязательность. Русский солдат спал там, где находился, независимо от того, была ли у него крыша над головой. Лишения любого рода не играли для него никакой роли. Поэто­му, собственно, не было никакого смысла уничтожать населенные пункты при отступлении немецких войск. Самопожертвование советских солдат в бою не знало пределов. В так называемой малой войне, в осо­бенности во время боев в лесах, русские проявляли исключительную изобретательность и находчивость. Они умели отлично маскироваться. Их «кукушки» (снайперы на деревьях) и партизаны вызывали в на­ших рядах большие потери. Их неказистое обмунди­рование оказывалось весьма целесообразным на поле боя. Большое искусство показывали русские и в про­сачивании через наши позиции перед началом свое­го крупного наступления».

(Фриснер Г. Проигранные сражения)

 

«Ранее Гитлер, убежденный в правильности своей теории о «неполноценности славянской расы», называл войну с ней не иначе как «занятием на ящике с песком». Однако чем дольше длилась война, тем больше он испытывал невольное уважение к русским. На него очень сильное впечатление произвела их способность стойко и мужественно переносить поражения. О Сталине Гитлер отзывался с большим уважением и особенно подчеркивал схожесть ситуаций, в которых они оба очутились и которые потребовали от них железных нервов. Он находил сходство между своим нынешним положением и ситуацией, в которой оказались защитники Москвы в конце 1941 г. Слова о том, что война с Россией не более чем занятие в ящике с песком, были сказаны сразу же после подписания перемирия с Францией, а с тех пор Гитлер очень сильно изменился. Если битвы на Восточном фронте убедили его в том, что пред ним стойкий и решительный противник, то сражения с войсками западных держав лишь усилили в нем уверенность в их крайне недостаточной боеспособности. Эту веру он сохранил вплоть до последних дней войны».

(Шпеер А. Воспоминания)

 

«Русский солдат всегда отличался особым упорством, твердостью характера и большой неприхотливостью. Было бы правильным и в дальнейшем ожидать от советских командиров и войск высокой боевой подготовки и высокого морального духа и обеспечить хотя бы равноценную подготовку своих офицеров и солдат. Русским генералам и солдатам свойственно послушание. Они не теряли присутствия духа даже в труднейшей обстановке 1941 г. Об их упорстве говорит история всех войн. Следует воспитывать в солдатах такую же твердость и упорство».

(Гудериан Г. Опыт войны с Россией)

 

«Советы стягивают на узкий участок фронта полтысячи танков, тысячу орудий разного калибра и в день атаки совершают тысячи боевых вылетов. Рев, вой, грохот свист снарядов и мин из тысяч пушек и минометов, мечущих смерть, и только изредка наша артиллерия может отвечать врагу. Три-четыре часа этот ад сотрясает землю и небо, а потом набегают колонны с отвратительным “ура”, впереди танки, все больше и больше танков с гремящими гусеницами. При этом я еще ничего не сказал о бомбардировщиках, которые свирепствуют над нашими головами почти на высоте деревьев, сбрасывают бомбы и ведут ураганный огонь. Пять, восемь, двенадцать самолетов против одного нашего».

(Статья майора Виера (июль 1944 г.))

 

«Но только в ходе этой войны мы впервые в пол­ной мере осознали, что же это такое - Россия. Пер­вые же бои в июне 1941 года показали нам новую советскую армию. Наши потери порой достигали 50%. Части ОГПУ и женский батальон в течение недели защищали старую крепость Брест-Литовск. Несмотря на непрекращающиеся бомбардировки и обстрел из тяжелых орудий, они сражались до по­следнего. Довольно скоро мы узнали, что такое русская война. Фюрер и наши высшие военачальники этого не знали. Именно это послужило причиной многих несчастий.

Красная армия 1941 - 1945 годов была значи­тельно сильнее, чем царская армия. Они фанатич­но сражались за идею. Это многократно увеличивало их упорство и, в свою очередь, заставляло наших солдат действовать более решительно. Дис­циплина в Красной армии также была куда более жесткой, чем в царской армии. Мы иногда перехва­тывали их приказы, причем все они были аналогич­ного содержания:

“Почему захлебнулась атака? Последний раз приказываю любой ценой взять Стриленко, ина­че последствия для вас будут весьма плачевными. Почему ваш полк еще не занял исходную по­зицию для атаки? Немедленно начинайте, если не хотите лишиться головы”.

И подобные распоряжения слепо исполнялись. Так мы поняли, что наш противник непреклонен и безжалостен. Тогда мы еще не знали, что очень ско­ро то же самое будет и у нас.

История доказала, что, если в военных действи­ях участвуют русские, борьба становится тяжелой, безжалостной и бескомпромиссной. И тяжелые потери неизбежны. Если русские защищаются, их по­чти невозможно победить, даже если прольются реки крови.

Восток и Запад - это два разных мира, кото­рым никогда не понять друг друга. Россия - это одна из неразрешимых загадок Сфинкса. Русские не любят болтать, и никому не известно, что у них на уме».

(Показания генерала Гюнтера Блюментрита в английском плену)

Задание 7.Напишите определения к терминам:

Блицкриг –

Партизан –

Ленд-лиз –

«Большая тройка» –

Коренной перелом –

Коалиция –