Газетно-публицистический стиль

Б. Ответьте на вопросы.

1. Кто из персонажей нарушает требуемый характер отношений? К какому типу отношений он стремится? Аргументируйте свою точку зрения.

2. На какие нарушения в оформлении автобиографии и заявления указывает Елена Ивановна? Почему она оценивает партнера по коммуникации как «идиота»?

3. Почему Семочкин ушел из Госконцерта? Какое определение дает он будущей своей профессии редактора-организатора? Почему его поведение нарушает требования типовой коммуникативной ситуации? С какими особенностями мировосприятия персонажа это связано?

4. Как вы думаете, насколько эффективна коммуникация этих людей? Кому удается «перетянуть» партнера на «свой» тип взаимоотношений? Почему это происходит?

РАЗДЕЛ 3

Газетно-публицистический стиль – это разновидность литературного языка, которая функционирует в общественно-политической общественной деятельности. Сфера употребления публицистического стиля речи – общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Цель публицистического стиля речи – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление на радио, телевидению, на собрании, доклад.

 

Задание 1. Поставьте ударение в следующих словах. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю русского языка.

 

Заговор, мышление, обеспечение, усугубить, намерение, облегчить, вероисповедание, бюрократия, мастерски, нормировать, создал, областей, исчерпать, ритор, украинский, упрочение, созыв, соболезновать, неоцененный, одновременный.

 

Задание 2. Произнесите в соответствии с литературными нормами русского языка согласный перед е в следующих словах:

 

Бассейн, рейтинг, дебют, демагог, детектив, протекция, экземпляр, федерация, сервис, экспресс, стратегия, лотерея, продюсер, индексация, кодекс, рейс, неофашизм, темп, тинейджер, экстрасенс, менеджер, фитнес, веб-сайт, бизнес.

 

Задание 3. Составьте со следующими несклоняемыми существительными определительные словосочетания.

 

Жюри, цунами, Миссисипи, табу, кофе, реалити-шоу, визави, ретро, интервью, реноме.

 

Задание 4. Установите значения слов.

Ретроспектива Вещь, свято хранимая как память о прошлом.
Панацея Покровительство в устройстве куда-либо, в продвижении по службе.
Реликвия Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Провокация Обостренное самолюбие.
Протекция Взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом.
Рефлексия Средство от всех бед.
Амбициозность Подстрекательство
Апатичный Чрезвычайно точный и аккуратный.
Педантичный Склонный к равнодушию, безразличный.
Беллетрист Специалист в области языкознания.
Лингвист Человек, знающий много языков
Полиглот Автор художественных произведений повествовательного характера.
Претендовать Производить незаконный захват власти, прав, полномочий.
Эпатировать Притязать, рассчитывать на что-либо, добиваться чего-либо.
Узурпировать Поражать окружающих, намеренно нарушая общепринятые нормы.

 

Задание 5. Объясните значение следующих иностранных слов:

Бартер, рейтинг, конформизм, инцидент, легитимный, консенсус, эксклюзивный, саммит, грант, респондент, паблисити, менталитет, сиквел, трейдер, грант, перманентный, имидж, демарш, бестселлер, эпатаж.

 

Задание 6. Определите, в каких словосочетаниях слово употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном.

А. Море слов – открытое море; разбить надежды – разбить чашку; тень сомнения – тень от дерева; работать по профсоюзной линии – провести прямую линию; бить врага – бить тревогу.

Б. Находить книгу – находить причину; встать на стул – встать на защиту; вести больного к врачу – вести дело; дорогой друг – дорогой подарок; сердечная боль – боль за товарища.

 

Задание 7. Определите значение следующих паронимов. Составьте с ними предложения, характерные для публицистического стиля речи. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Выборный – выборочный

Воспитательный – воспитательский

Демократичный – демократический

Критичный – критический

Отчетный – отчетливый

Приметный – приметливый

 

Задание 8. Укажите ошибки, допущенные в использовании паронимов в следующих предложениях.

Еще остро стоит проблема долга, что предлагает ведение диалога с крупнейшими государственными кредиторами.

Я считаю, к нам относятся на Западе с предосторожностью.

У нас есть некоторые точки прикосновения.

Жизненный уровень людей определяется покупной способностью граждан.

На современном этапе между нашими странами возможно похолодание отношений.

Льготы продекламированы в Конституции, но реально ими воспользоваться невозможно.

В настоящее время в России наблюдается демократический спад, поэтому так мало многодетных семей.

 

Задание 9. Найдите речевые ошибки в предложениях, исправьте их.

По решению мэра на месте трагедии будет воздвигнут памятник в память о жертвах трагедии. Его врожденная скромность и интеллигентный апломб всегда вызывали симпатию коллег. На первой странице нового женского журнала редакторша обращается к читательницам. Нередко высказывается необоснованная критика о деятельности Государственной думы. Журналисты знают, что стоит задеть власть предержащих – реакция будет немедленной и жестокой. Иностранные гости не только увидели лучшие театры столицы, но и посетили музеи. Трудности с теплоснабжением в этом отопительном сезоне обнаружились в полный рост. Депутаты Государственной Думы стали в курсе этого решения лишь сегодня. Парламент заслушал предложение о легализации торговли оружием. Чтобы наша продукция пользовалась спросом на рынке, нужно удешевить ее стоимость. Женщинам избирательные права были предоставлены только в 19 веке. Брифинг продолжался не более часа, но за это время президенты решили многие важные стороны двусторонних отношений. Закон был подписан президентом, но не вступил пока в действие.

 

Задание 10. Укажите примеры нарушения норм сочетаемости слов в словосочетаниях:

оказывать давление; произвел острое впечатление; абонент на концерты; представить к награде; вести полемику; возразить замечанию; проводить выборную кампанию; веский вклад в общее дело; критичный человек; получить фиаско; предостеречь от поступка; иметь представление о чем-либо.

 

Задание 11. Вставьте пропущенную букву.

Подм..чить репутацию, бл..стать, проб..раться, выб..рут, изб..ратель, нар..стающий, откл..нить предл..жение, отр..сль, оз..рение, тв..рение, предпол..гать, ур..вень производства.

 

Задание 12. Вставьте, где необходимо, пропущенную букву.

Намес..ник, ужас..ный, безвозмез..но, ирлан..ский, блес..нуть, сверс..ник, грус..ный, чес..вовать, конста..тировать, ненас..ный, гиган..ский, компроме..тировать, юрис..консульство, закос..нелые взгляды, доблес..ный, оп..озиция, я..ства, я..ствовать.

 

Задание 13. Определите, что означают следующие аббревиатуры.

ОБСЕ, ВВП, ЕС, НАТО.

 

Задание 14. Определите, в каких предложения употребляются слова в переносном значении.

Удивительно, но имидж поборника западной демократии не помешал ему информационно задушить оппозицию. Шоу-бизнес, светская жизнь, публичность – все это загоняет прекрасных представительниц гламура в неуютные рамки. Несмотря на свой молодой возраст, она не раз обжигалась с возлюбленными.

 

Задание 15. Найдите в предложениях жаргонизмы. Определите целесообразность их использования.

1. Ленин за базар отвечает: теперь уж точно нет таких вершин, которые бы не взяли большевики! 2. Честно говоря, хочется с этим делом завязать. 3. Достали «элитные» детишки. 4. Меня они еще побаиваются, хотя пару раз писали телеги, что на тренировке я делал им больно. 5. Как ни плох был совок, но тогда подобного безобразия не было. 6. У нас этой элиты каждый день на пару сотен тысяч баксов. 7. Уровень нынешнего шоу-бизнеса – на уровне асфальта. Ниже некуда. 8. Трех основных составляющих красавице вполне хватит, чтобы закрепиться в светской тусовке. 9. Раскрученная светская львица неслучайно называет себя «вечной невестой». 10. Рассказывают, как однажды она застукала своего стилиста в объятиях девушки.

 

Задание 16. Найдите в предложениях устойчивые обороты, объясните их значение.

Но, может быть, эта жестокая закономерность, которую мы вынуждены будем преодолеть, и тогда снова появится свет в окошке? Но уже другой свет и в другом окошке? Нравственных критериев сегодня нет. Что не мешает одной части элиты думать, что они держат бога за бороду. Стилист, не моргнув глазом, объяснил, что о другой жене мечтает.

 

Задание 17. Прочитайте текст. Охарактеризуйте лексику с точки зрения ее эмоционально-экспрессивной окраски.

В г. Дубне Тульской области состоялся праздник, посвященный Общероссийскому дню библиотек. В нем участвовали ветераны библиотечного дела, те, кто и сегодня продолжает работать с книгами, работники культуры и представители администрации Дубенского района. С подарками для сельских библиотек приехали на праздник и представители Тульского регионального отделения партии «Единая Россия».

Одним из интереснейших моментов праздника стал конкурс профессионального мастерства библиотечных работников «Библиотекарь-2004»…

Как выяснилось, быть библиотекарем совсем не просто, это требует самых разнообразных талантов и умений. Нужно знать, как вести учетную работу в библиотеке, как правильно классифицировать книги, давать им краткую и интересную аннотацию. Быть постоянно готовыми к самым каверзным «литературным» вопросам.

А еще, оказывается, библиотекарь должен уметь рисовать, петь, сочинять и читать стихи. Зачем? Но ведь сельская библиотека – порой единственный местный очаг культуры. Здесь проводятся разнообразнейшие массовые мероприятия: вечера, викторины для читателей. И конкурсанты наглядно показали, что способностями они не обделены.

Так что небольшая зарплата, которой искони вознаграждается нелегкий труд библиотекарей, вовсе не мешает им горячо любить свое дело и быть в нем настоящими специалистами. Получается, что главными стимулами для работников библиотек и, в особенности, сельских, становится народное уважение, любовь читателей к книге.

(Таланты за библиотечной стойкой. Тульский вестник, № 14, 2004 г.)

 

Задание 18. Прочитайте предложения, установите их функционально-стилевую принадлежность. Произведите морфологический и словообразовательный анализ выделенных слов.

1. Конституционный суд ФРГ только что подтвердил законность требования «прикреплять» немецких переселенцев из Восточной Европы на три года к специально выделяемым для них местам жительства. («Комсомольская правда», 19 марта, 2004 года).

2. Официальные лица в Исламабаде сообщают, что в ходе боевых столкновений в приграничных районах пакистанской Северо-Западной провинции среди погибших боевиков обнаружены выходцыиз Чечни.

3. Все остальные социальные гарантии отменяются, начиная от льгот военнослужащим и работникам правоохранительных отганов и заканчивая льготами доноров, пенсионеров, студентов, бюджетников и т.д. (Комсомольская правда, 2 апреля, 2004).

4. Ну а настоящие адреналинщикимогут в Феодосии совершить за 50 долларов путешествие на воздушном шаре (Комсомольская правда, 4 июня 2004 г.).