Текст 1

Б. Определите, какими средствами рецензент вводит свою точку зрения на проблемы, обозначенные в рецензируемом произведении.

А. Найдите типизированные конструкции данного типа компрессии текста.

Рецензия на сборник статей «ГЛАСНОСТЬ И ЖУРНАЛИСТИКА: 1985 – 2005» / Международный фонд соц.-экон. и политических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. Я.Н. Засурского, О.М. Здравомысловой. – М., 2006. – 228 с.

Сборник статей посвящен анализу преобразований отечественных СМИ за последние два десятилетия. Среди его авторов известные российские и зарубежные журналисты, социологи, политологи и общественные деятели Я. Засурский, Ю. Батурин, М. Федотов, Я Адамовский, А. Рихтер и др. Книга привлекает внимание тем, что позволяет ознакомиться с новейшей историей развития отечественной медиа-системы и увидеть альтернативные точки зрения относительно актуальных тенденций ее развития, предлагает читателю оценку развития свободы слова российских СМИ из уст тех, кто стоял у истоков, как сейчас принято говорить, «проекта гласности» в России.

Сравнивая состояние отечественных СМИ двадцатилетней давности и сегодняшних, декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Я. Засурский высказывает мнение, согласно которому цикл преобразований СМИ в настоящее время завершается, и сейчас вновь создается опасная ситуация, напоминающая обстановку накануне перестройки. Действительно, социологи отмечают снижение информированности населения: россияне стали меньше читать печатных изданий, время потребления медиаинформации перераспределилось в пользу телевидения. В то же время большинство ТВ-каналов федерального вещания находятся в государственной собственности, качество, формы подачи транслируемых ими новостей между собой практически ничем не отличаются, делая доступ к информации для населения безальтернативным.

Я. Засурский пишет о новых препятствиях на пути к развитию гласности в России. Если в 1980-е годы его, как и других, волновали ограничения СМИ со стороны государства, ныне к нерешенной проблеме огосударствления большого сегмента медиарынка он добавляет проблему коммерциализации

Ю. Батурин обращает внимание читателя на сохранившиеся до сих пор противоречия и пробелы в действующем законодательстве в сфере СМИ. Трудно не согласиться с тем, что, например, непрописанность процедуры ответа на запросы СМИ или доступа СМИ к материалам судебных дел усложняет реализацию гарантированного Конституцией права на получение информации. Ю. Батурин по-прежнему уверен, что первоначальный вариант Закона о гласности недоиспользован законодателями и еще может пригодиться.

Многие из вопросов, обозначенные авторами сборника, можно назвать спорными. Например, преднамеренная запутанность властями рекламного рынка СМИ. На мой взгляд, проблема законодательного регулирования рекламы является комплексной и не зависит лишь от желания или нежелания органов законодательной власти внести соответствующие коррективы в действующее законодательство. В рекламный рынок вовлечены весьма различные группы интересов. Тем не менее, большинство из затрагиваемых авторами тем, в частности, использование СМИ для манипулирования электоральным поведением, опираются на практические исследования и действительно актуальны.

Авторы с готовностью рассказывают о важных целях, которые были достигнуты ими в период перестройки. Однако они признают, что, к сожалению, за прошедшие годы им не удалось закрепить полученный результат, и нынешнее положение СМИ напоминает ситуацию двадцатилетней давности. Очевидно, сохранить свободу слова оказалось гораздо труднее, чем получить. И нынешний виток истории развития СМИ в России нельзя назвать позитивным.

Н.А. Хлопаева