Типы жанров научной литературы
Жанры научной литературы – это исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.
Таблица 5
Типы научного изложения | Конструктивные и языковые особенности | Адресат | Жанры |
Собственно-научный | строго академический стиль изложения с подчеркнуто информативной направленностью – описание новых в науке фактов (см. табл. 1) | ученый, специа-лист | диссертация, монография, научная ста-тья, научный доклад, тезисы |
Научно- оценочный | содержательные или текстуальные повторы по отношению к первично-му тексту; высокая степень стандарти-зации на всех уровнях построения текста, наличие типизированных оценочных средств | специа-лист | рецензия, от-зыв, эксперт-ное заключе-ние, научная дискуссия |
Научно- учебный | описание базовых научных фактов, необходимых для овладения научной (профессиональной) картиной мира; сжатая полнота информации, предме-тно-логическая последовательность, ясность и доходчивость изложения, активизация внимания адресата | учащийся | учебник, учебное пособие, учебный доклад, лекция, курсовая работа, научно-учебный диалог |
Научно-методиче-ский | дидактическое указание способов и приемов работы с научной информа-цией или каким-либо техническим ус-тройством; соответствие композиционного и языкового построения речи стандарту, объяснение терминов, ак-тивность императивных форм глагола | специа-лист, учащийся | программа, методическое пособие, рекомендация, инструкция |
Информа-ционно-рефератив-ный | сжатое, семантически адекватное из-ложение основного содержания пер-вичного научного текста в информативных целях; стандартность структуры | ученый, учащийся | реферат, обзор, аннотация, резюме |
Справочно-энциклопе-дический | обозначение, систематизация и опи-сание научных понятий; алфавитный или тематический принцип рубрика-ции материала; наличие тезауруса и базовых дефиниций; метаязыковые описания, сокращение слов, ссылки на источник информации; отсутствие экспрессивных средств | специалист, неспециалист | энциклопедия, словарь, справочник |
Научно-популярный | преподнесение научных данных в до-ступной и занимательной форме; сти-листически контаминированная речь: сохранение общенаучной лексики, комментирование вводимых терминов (краткая расшифровка значения в скобках, в сносках, с помощью образ-ных средств); пропуск большинства логических доказательств; наличие образной и иностилевой лексики, экспрессивных средств (метафора, сравнение, вопросно-ответные ряды, обращения, парцелляция и т.д.) | неспециалист в данной области знаний (фактор учета осо-беностей адресата определяет языковой отбор) | научно-популярная статья, научно-популярная передача |
Научно-деловой | стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, обилие штампов и устойчивых оборотов, унификация синтаксических конструкций | специа-лист | патент, авторское сви-детельство, стандарт, тех-нологическое описание, деловая кор-респонденция |
Задание 31. Прочитайте текст.
А. Назовите черты, которые позволяют отнести данный текст к научному стилю (ведущая функция текста, композиция текста, наличие общенаучной и нейтральной абстрактной лексики, терминологии, точных научных данных, наличие связующих средств, ссылок на источник информации и т.д.).
Б. Найдите в тексте черты, которые позволяют определить, что это научно-популярный текст:
1. Выделите эмоционально-окрашенную и образную лексику, определите, к какому стилю относятся данные слова.
2. Выделите конструкции-обращения к читателю, определите, к какому стилю они относятся.
3. Выделите конструкции-сравнения, определите их функцию в данном тексте.
4. Назовите, как представляют авторы книги свою читательскую аудиторию?