Типы жанров научной литературы

Жанры научной литературыэто исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.


Таблица 5

Типы научного изложения Конструктивные и языковые особенности Адресат Жанры
Собственно-научный строго академический стиль изложения с подчеркнуто информативной направленностью – описание новых в науке фактов (см. табл. 1) ученый, специа-лист диссертация, монография, научная ста-тья, научный доклад, тезисы
Научно- оценочный содержательные или текстуальные повторы по отношению к первично-му тексту; высокая степень стандарти-зации на всех уровнях построения текста, наличие типизированных оценочных средств специа-лист рецензия, от-зыв, эксперт-ное заключе-ние, научная дискуссия
Научно- учебный описание базовых научных фактов, необходимых для овладения научной (профессиональной) картиной мира; сжатая полнота информации, предме-тно-логическая последовательность, ясность и доходчивость изложения, активизация внимания адресата учащийся учебник, учебное пособие, учебный доклад, лекция, курсовая работа, научно-учебный диалог
Научно-методиче-ский дидактическое указание способов и приемов работы с научной информа-цией или каким-либо техническим ус-тройством; соответствие композиционного и языкового построения речи стандарту, объяснение терминов, ак-тивность императивных форм глагола специа-лист, учащийся программа, методическое пособие, рекомендация, инструкция
Информа-ционно-рефератив-ный сжатое, семантически адекватное из-ложение основного содержания пер-вичного научного текста в информативных целях; стандартность структуры ученый, учащийся реферат, обзор, аннотация, резюме
Справочно-энциклопе-дический обозначение, систематизация и опи-сание научных понятий; алфавитный или тематический принцип рубрика-ции материала; наличие тезауруса и базовых дефиниций; метаязыковые описания, сокращение слов, ссылки на источник информации; отсутствие экспрессивных средств специалист, неспециалист энциклопедия, словарь, справочник
Научно-популярный преподнесение научных данных в до-ступной и занимательной форме; сти-листически контаминированная речь: сохранение общенаучной лексики, комментирование вводимых терминов (краткая расшифровка значения в скобках, в сносках, с помощью образ-ных средств); пропуск большинства логических доказательств; наличие образной и иностилевой лексики, экспрессивных средств (метафора, сравнение, вопросно-ответные ряды, обращения, парцелляция и т.д.) неспециалист в данной области знаний (фактор учета осо-беностей адресата определяет языковой отбор) научно-популярная статья, научно-популярная передача
Научно-деловой стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, обилие штампов и устойчивых оборотов, унификация синтаксических конструкций специа-лист патент, авторское сви-детельство, стандарт, тех-нологическое описание, деловая кор-респонденция

 

Задание 31. Прочитайте текст.

А. Назовите черты, которые позволяют отнести данный текст к научному стилю (ведущая функция текста, композиция текста, наличие общенаучной и нейтральной абстрактной лексики, терминологии, точных научных данных, наличие связующих средств, ссылок на источник информации и т.д.).

 

Б. Найдите в тексте черты, которые позволяют определить, что это научно-популярный текст:

1. Выделите эмоционально-окрашенную и образную лексику, определите, к какому стилю относятся данные слова.

2. Выделите конструкции-обращения к читателю, определите, к какому стилю они относятся.

3. Выделите конструкции-сравнения, определите их функцию в данном тексте.

4. Назовите, как представляют авторы книги свою читательскую аудиторию?