Лексика и лексико-синтаксическая сочетаемость

Грамматика

Задание 14. Преобразуйте данные предложения в предложения, содержащие деепричастный оборот. Запишите полученные варианты, обращая внимание на постановку знаков препинания. Укажите предложения, в которых такая замена невозможна.

 

1. Нейтрино пролетают расстояния и при этом почти не взаимодействуют с другой материей и не отклоняются магнитными полями. 2. Физики регистрируют вспышки излучения при столкновении нейтрино с частицами суши и воды Земли и определяют поток и траекторию нейтрино. 3. Когда я познакомился с содержанием доклада, мне понравился ход рассуждений автора. 4. Изложение учебного материала сделано предельно кратко, с учетомбюджета времени студента. 5. При разработке очередной модели машины для нее создается своя система команд. 6. Компания «Поликонсепт» (США) разработала телефон-робот, который обладает всеми функциями средства связи и умеет разговаривать, передвигаться и даже танцевать. 7. Телефон «Mr. Phone» с помощью инфракрасного излучения определяет движущиеся предметы и обращается к хозяину, вошедшему в комнату.

Обратите внимание:

вариантностьграмматических форм в существительных, называющих единицы измерения.


Таблица 2

форма род. п. мн. ч. им. существ. форма род. п. мн. ч. им. существ. в сочетании с числительным
Амперов ампер
Ваттов / киловаттов ватт / киловатт
Вольтов вольт
Баррелей баррелей
Байтов байт
Д[э]цибелов д[э]цибел
Граммов / килограммов грамм / килограмм
Рентгенов рентген

 

Задание 15. Образуйте формы множественного числа именительного падежа от данных слов.

 

Вектор, индуктор, ротор, фильтр, шкала, пульман, рефлектор, кондуктор, профессор, ректор, шрифт, шприц, зонд, инженер, доктор, лектор, рефлектор, конденсатор, компьютер, принтер, сканер, средство.

Обратите внимание:

в научном стиле некоторые имена существительные способны (в отличие

от общелитературного языка) образовать формы множественного числа.

 

Таблица 3

Сущ., обозначающие вещество Сущ., обозначающие качество Сущ., обозначающие процесс
масла нефти соли почвы кварцы граниты бетоны влажности мощности высоты плотности включения напряжения смещения сопротивления перемещения
       

 

Задание 16. Образуйте краткие формы от данных прилагательных.

 

Свойственный, соответственный, существенный, сходный, тождественный.

 

Задание 17. В научном тексте слово терминизируется, т. е. получает более точное, однозначное, соотнесенное с объектами специальной научной области значение, входит в определенную терминосистему. Выявите различия в значениях общеупотребительном и терминологическом.

1. Кристаллы обладают строгой Каждая веточка была осыпана

определенностью расположения сверкающими кристаллами

молекул. инея.

 

2. Аргон относится к инертным Мой сын слишком инертно и

газам. безынициативно относится к

жизненным проблемам.

 

3. Фразеологическое гнездо На самой верхушке дерева,

объединяет фразеологизмы, словно сплетенное невидимой

имеющие в своем составе одно мастерицей, красовалось

и то же стержневое слово. большое птичье гнездо.

 

4. Говорящий строит свое Свой дом изобретательный

высказывание в соответствии мой сосед построил по

со своими коммуникативными последнему слову

потребностями. дизайнерской хитрой науки.

 

5. Реакция происходит под Я человек прямой, всегда говорю

воздействием прямого тока. правду.

 

6. Ломоносов различал высокий, Посмотри, какое высокое

низкий и средний стили. здание!

 

7. Этим путем всякому многочлену Ты мыслишь примитивно!

поставлен в соответствие

примитивный многочлен

Задание 18.

А. Подберите 10-15 терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы:

 

авто- (греч. autos – сам) анти- (греч. anti – противоположный) био- (греч. bios – жизнь) гипер- (греч. hiper – над, сверх) гипо- (греч. hipo – внизу, под) диа- (греч.– между) интер- (греч. inter – между) интра- (греч. intra – внутри) мета- (греч. meta – после, за, между) мульти- (греч. multum – много) нео- (греч. neos – новый) псевдо- (греч. pseudos - ложь) прото- (греч. protos - первый) суб- (греч. sub – под)

 

Б. Определите значение следующих слов:

Авторитарный, мультимиллионер, гиперинфляция, гипермаркет, гиподинамия, субкультура, субъязык, метаязык, интернациональный, транснациональный, интравертивный, полифункциональный, монолог, полилог, неориторика, неологизм, бионика, биоритм, микросистема, макрокомпонент, прототип, протокультура, псевдоним.

 

Задание 19. Определите значение значения слов на основе значения морфемы, общей для каждой группы слов.

 

1. Термометр, термостат, термос, термодинамика, термический.

2. диалог, диаграмма, диалект, диапозитив, диаспора.

3. Фонетика, фонотека, фоносемантика, фонема, диктофон, магнитофон, ксилофон.

4. библиофил, филолог, философия, теофил.

5. Репродукция, реставрация, рекристаллизация, редукция, реанимация, реабилитация.

 

Задание 20. Ниже приводятся глаголы с их основными значениями, отмеченными в «Словаре современного русского литературного языка» (в 17 томах) изд. АН СССР. Укажите, в каком из этих значений данные глаголы часто употребляются в научном стиле. Приведите примеры.

Являться:

1) появляться, показываться где-либо;

1) представляться воображению, возникать в сознании;

2) приходить, прибывать;

1) быть, служить (чем-либо).

Встречаться:

1) сходиться с кем-либо, идя, двигаясь с разных сторон; попасться кому-либо навстречу;

1) сойтись с кем-либо для совместного проведения времени;

1) обнаруживаться, попадаться.

Составлять:

1) образовывать, организовывать (группу);

1) создавать, вырабатывать путем наблюдений, логических умозаключений;

1) представлять собой (какое-либо количество) в итоге, в сумме, в совокупности;

1) переставлять сверху вниз;

5) ставить рядом, в одно место.

Служить:

1) работать по найму в сфере, связанной не с производством, а с обслуживанием кого-либо или чего-либо;

2) исполнять военные обязанности;

3) исполнять чью-либо волю;

4) (чем) быть, являться чем-либо: служить доказательством;

Разбивать:

1) нарушать целостность чего-либо ударом;

2) повредить, привести в негодность;

3) наносить поражение;

4) доказывать полную несостоятельность, опровергать что-либо;

5) разделять на части, группы.

Задание 21. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Вставьте пропущенные глаголы в соответствии с принципами сочетаемости существительных.

 

1. Достижения в области химии … пр..оритетную роль в п.. рспективах развития современной техники, оперирующей энергиями огромной мощности, получаемыми за счет химических реакций окисления топлива или за счет энергии ядерных превращений. 2. До конца XIX столетия только отдельные ученые (А.М.Бутлеров, Н.А. Морозов и др.) … предположения о сложности строения атома. 3. На рубеже XIX – XX веков в науке … методы и..ледования строения материи. На этом этапе были … открытия в области радиоактивности. 4. Таким образом, в начале ХХ века был … огромный эксп..р..ментальный материал и назрела необходимость … обобщение всех полученных данных для создания т..ории строения атома. 5. Э.Резерфорд … гипотезу о планетарном строении атома, на которой основаны методы квантовой и волновой м..ханики. 6. Н.Бор, де Бройль, Шредингер и др. … модель атомов данными методами и … объяснение строения различных атомов. 7. В 1925-26 годах Гейзенберг и Шредингер … новую механику, описывающую движение микрочастиц. 8. Механика (микро)объектов … название квантовой механики. 9. Движение электрона в атоме … (вероятностно)волновой характер. 10. Для характеристики реакционной способности м..лекул … значение и..ходное ра..пределение электро..ой плотности. 11. Особую роль в духовном … духовно-нравственные принципы, нормы и идеалы. 12. Очевидно, что данная гипотеза … не только научное, но и практическое значение. 13. Открытие секрета магнитной стрелки английским врачом В.Гильбертом … начало одному из самых интересных разделов науки о Земле – теории земного магнетизма.

Слова для справок: играть, предложить, разработать, носить, выдвигать, накопить, сделать, иметь, положить.

 

Задание 22. Подберите словосочетания, синонимичные данным глаголам. Составьте предложения.

 

Образец. Интересоваться – проявлять интерес

Интересовать, характеризовать, анализировать, воздействовать, влиять, разрабатывать, экспериментировать, аргументировать, затруднять, заключать, подытоживать, оценивать, полемизировать, дискутировать.

 

Задание 23. Выберите правильный вариант ответа.

 

1. Тема …

а) о терроризме и организованной преступности;

б) терроризма и организованной преступности.

 

2. Проблема …

а) о правовом определении понятия «терроризм»;

б) правового определения понятия «терроризм».

 

3. Мировое сообщество проявляет интерес …

а) к проблеме экологической безопасности атомной энергетики;

б) в проблеме экологической безопасности атомной энергетики.

 

4. Ставится задача …

а) об исследовании причин роста экстремизма;

б) исследования причин роста экстремизма.

 

5. Российские революционеры утверждали …

а) о том, что к социальной справедливости можно прийти через террор;

б) что к социальной справедливости можно прийти через террор.

 

6. Автор статьи говорит …

а) о том, что эти процессы привели к негативным последствиям;

б) то, что эти процессы привели к негативным последствиям.

 

7. Социальная незащищенность мигрантов создает предпосылки …

а) их использованию в интересах международного терроризма;

б) для их использования в интересах международного терроризма.

 

8. В НИИ уже начато внедрение робота ТУР-10 …

а) в серийном производстве;

б) в серийное производство.

 

9. Рецензия …

а) на дипломную работу;

б) дипломной работы.

 

10. Отзыв …

а) на диссертацию;

б) о диссертации.

 

11. Охрана окружающей среды представляет собой …

а) сложную и многогранную проблему;

б) сложной и многогранной проблемой.

 

12. Результаты эксперимента свидетельствуют …

а) важность разработки новых реактивных систем залпового огня;

б) о важности разработки новых реактивных систем залпового огня.