В. Дифференцированное написание одинаково звучащих, но разных по значению слов

Традиционное написание

Фонетическое написание

Б. Отступление от морфологического принципа

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы в следующих словах. Объясните правописание приставок в этих словах.

Ра…бить, ра…пилит, бе…зубый, бе…сердечный, во…разить, во…питать, и…гнать, и…пить, ни…ввергать, ни…ходить, чре…мерный, чере…полосица.

 

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в следующих словах. Можно ли проверить правильность написания этих слов? Как можно объяснить их правописание?

К…рова, с…бака, т…пор, м…рковь, к…лдун, исп…лин, л…пша, б…р…бан, чу…ство, праз…ник, лес…ница, к…л…рит, инт…лл…гент, те…аса, а…уратный, о…онент.

 

Задание 6. В следующих словах вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, ориентируясь при этом на лексическое или грамматическое значение слов, указанное в скобках.

К…мпания (группа людей), к…мпания (мероприятие), плач… (существительное), плач… (глагол в повелительном наклонении), ож…г (существительное), ож…г (глагол в прошедшем времени), туш… (музыкальное приветствие), туш… (краска для черчения или косметическая краска), бал… (танцевальный вечер), бал… (оценка).

 

Г. Принцип слитного, раздельного, дефисного написания

Задание 7. Следующие слова запишите, раскрыв скобки, в таблицу в соответствии с их правописание.

Вагоно(ремонтный), лако(красочный), по(одиночке), на(пропалую), не(впопад), темно(красный), зеленовато(голубой), во(первых), шкаф(купе), диван(кровать), ток(шоу), вишнево(красный), юго(западный), ослепительно(яркий), в(рассыпную), на(угад), не сегодня(завтра), в(заперти), на(отмашь), атомно(молекулярный), вагоно(паравозное) депо, древне(русский), естественно(научный), бело(мраморный), мраморно(белый), быстро(растворимый), высоко(оплачиваемый), выпукло(водянистые) глаза, гнойно(воспалительный) процесс, инфекционно(аллергические) заболевания, электронно(вычислительная) машина, вызывающе(развязное) поведение, изнурительно(долгий) путь.

 

слитно раздельно через дефис
     

 

Орфоэпические нормы (нормы ударения и произношения)

Типы словарей:

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Около 63500 слов / Под ред. Р.И. Аванесова. – 2-е изд., М.: 1985.

Назначение словаря – регистраця литературных норм произношения.

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Около 75000 словарных единиц / Под ред. Д.Э. Розенталя. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: 1984.

Задание 8. Прочитайте таблицу, запишите ее в тетрадь. Запомните произношение этих слов.

[Э] [О]
опека афера бытие преемник забредший одноплеменник отцветший гренадер истекший год новорожденный недоуменный платежеспособный безнадежный никчемный затекший переседланный острие истекший кровью принесший

 

Задание 9. Прочитайте следующие слова. Запишите их в таблицу в соответствии с произношением: [шн], [чн] и вариантное. Проверьте свое произношение по орфоэпическому словарю(Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Около 63500 слов / Под ред. Р.И. Аванесова. – 2-е изд., М.: 1985).

Аптечный, библиотечный, ипотечный, будничный, двоечник, отличник, заочник, булочная, молочная, точно, скучно, нарочно, пустячный, конечный, сердечный, почечный, коричневый, склочный, прачечная, скворечник, молочник, очечник, яичница, горчичный.

 

[шн] [чн] [шн/чн]
     

 

Задание 10. Прочитайте следующие слова. Разделите их на три группы: твердое произношение согласных перед звуком [э], мягкое произношение согласных перед звуком [э], вариантное произношение. Проверьте произношение слов по «Орфоэпическому словарю».

Шинель, бутерброд, пресса, свитер, термин, бизнес, Одесса, темп, тезис, патент, компьютер, капелла, юриспруденция, тенор, сервис, крем, термос, фонема, фонетический, антитеза, декан, бенефис, претензия, террор, фанера, адекватный, кларнет, анестезия, сейф, партер, декада, тембр, депо, идентичный, депонировать, тент, терапия, фланель, кодекс, форель.

 

Задание 11. Определите место ударения в следующих словах.

Апокриф, ассимиляция, апостроф, асимметрия, багроветь, баловать, блокировать, вероисповедание, ветеринария, ворожея, генезис, двоюродный, диоптрия, диспансер, жалюзи, завидно, знамение, избалованный, каталог, некролог, монолог, диалог, аналог, квартал, кедровый, коклюш, красивее, кремень, лечо, мастерски, намерение, обеспечение, оптовый, откупорить, плесневеть, принудить, сабо, углубить, феерия, феномен, ходатайство, христианин, черпать, щавель, эксперт, маркировать, маркированный, маркетинг.

 

Задание 12. Прочитайте глаголы прошедшего времени. Расставьте в них ударения. Проверьте ударения по «Словарю ударений для работников радио и телевидения».

Взять – взяла, взяло, взяли.

Понять – понял, поняла, поняло, поняли.

Гнать – гнал, гнала, гнало, гнали.

Ждать – ждал, ждала, ждало, ждали.

Знать – знал, знала, знало, знали.

Думать – думал, думала, думало, думали.

 

Задание 13. Прочитайте следующие выражения. Проверьте правильность ударений по «Словарю ударений».

Вы правы. Вопросы ясны. Задания легки. Краски ярки. Чемоданы тяжелы. Моря глубоки.

 

Задание 14. прочитайте слова в таблице. Определите, какие слова имеют нормативное ударение, а какие профессиональное.

искра компас прикус шприцы грунты шрифты добыча осужде нный рапорт искра компас прикус шприцы грунты шрифты добыча осужденный рапорт

 

 

Лексические нормы (нормы словоупотребления, нормы сочетаемости)

Типы словарей:

Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. – 23-е изд. испр. – М.: Рус. яз., 1990.

Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. Под. ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. Изд-во «Фолио-Пресс». СПб, 1998.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: 9000 синонимических рядов. / Под ред. Л.А. Чешко. – 5-е изд. стереотип. – М.: Рус. яз., 1985.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: более 2000 антонимических пар. / Под ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. стереотип. – М.: Рус. яз., 1985.

Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Рус. яз., 1984.

 

Задание 15. Прочитайте синонимический ряд. Составьте с некоторыми из них словосочетания.

Изучить, постичь, постигнуть, освоить, овладеть (чем?), стать знатоком (чего?), освоиться (с чем?), усвоить, одолеть, превзойти, проштудировать, проработать, пройти, исследовать.

 

Задание 16. Прочитайте примеры. Назовите антонимические пары.

Слабый просит – да! – сильный говорит – на!

Подлинный успех – мнимый успех.

И дешево продают, да наживаются, и дорого продают, да проживаются (Пословица)

Делать добро – причинять зло.

Преданный друг – злейший враг.

Тропическая жара сменилась полярной стужей.

Вы настоящих людей от фальшивых можете отличить?

 

Задание 17. Составьте словосочетания, выбирая соответствующие паронимы и слова из скобок.

Дождевой – дождливый (поток, сезон)

Добровольный – добровольческий (отряд, труд)

Водное – водяное (растение, пространство)

Болотистая – болотная (машина, почва)

Буднее – будничное (настроение, время)

Явный – явственный (признак, звук)

Обосновать – основать (решение, гипотезы)

 

Задание 18. Прочитайте предложение. Найдите в них нарушения лексических норм. Объясните причины речевых ошибок.

В этом бою солдаты приняли первое боевое крещение. Разрешите преподнести вам памятные сувениры. В этот период времени в данной местности всегда идут проливные дожди. Впервые молодая балерина дебютировала в балете «Жизель». В газетах было много объявлений о свободных вакансиях. Изучение народного фольклора дает возможность узнать особенности культуры этноса. Студенты записали множество сказок коренный аборигенов Камчатки.

 

Задание 19. Прочитайте предложения. Замените заимствованные слова русскими словами или словосочетаниями. Ответьте на вопрос: всегда ли целесообразно употреблять иностранные слова вместо исконно русских.

Наш фильм получил в Каннах гран-при. Президент остался доволен результатами саммита. Это, конечно, был эксклюзивный случай. Состоялась презентация новой книги молодого писателя. У этого сериала, как и у большинства таких фильмов, хеппи-энд. Они каждый уик-энд проводили у бабушки в деревне.

 

Задание 20. Подберите как можно больше определений к словам: а) дождь, б) снег, в) ветер.

Задание 21. Найдите значения данных слов в «Словаре иностранных слов». Запишите в тетрадь и запомните их значения.

Алиби, ангажемент, анклав, бутик, валидность, дистрибьютор, консенсус, дифирамб, кутюрье, нивелировать.

 

Грамматические нормы

Типы словарей:

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: 1986.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. – М.: Рус. яз., 1994.

Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: (Опыт словаря-справочника). Около 82000 слов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987.

Колесников Н.П. Слова с удвоенными согласными. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995.

Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. – М.: Издательство АСТ, 1997.

а) Морфологические нормы

Задание 22. Определите род данных существительных. Подберите к ним определения.

1. Авеню, кенгуру, киви (плод), киви-киви (птица), бра, кольраби, коммюнике, жюри, какаду, безе, кофе, какао, пенальти, брокколи, евро, табу, салями, хиппи, сирокко, цунами, кимоно, Сухуми, Батуми, Тбилиси, Баку, Калахари.

2. Визави, протеже, крупье, инкогнито.

3. МГУ (объявил, объявила, объявило) прием.

4. КМЗ (пригласил, пригласила, пригласило) на работу молодых специалистов.

 

Задание 23. Образуйте от данных существительных форму множественного числа. Подчеркните слова, имеющие вариантное окончание.

Автор, бухгалтер, вексель, ворох, директор, доктор, инспектор, инструктор, катер, шторм, кивер, корпус купол, отпуск, порт, сектор, торт, центнер, шофер, цех, штурман, якорь, ястреб.

 

Задание 24. Объясните разницу между следующими словами.

Корпусы – корпуса, лагери – лагеря, мехи – меха, образы – образа, ордены – ордена, ордеры – ордера, поясы – пояса, пропуски – пропуска, соболи – соболя, тоны – тона.

 

Задание 25. Образуйте родительный падеж множественного числа от следующих существительных.

Грузин – грузины – много …, армянин – армяне – много …, таджик – таджики – много …, солдат – солдаты – много …, погон – погоны – много …, чулок – чулки – много …, носок – носки – много …, место – места – много …, дело – дела – много …, дно – донья – много …, облако – облака – много …, апельсин – апельсины – килограмм …, баклажан – баклажаны – килограмм …, гектар – гектары – восемь …, грамм – граммы – пять …, аршин – аршины – десять …, микрон – микроны – двадцать …, ампер – амперы – пять …, рентген – рентгены – тридцать … .

 

Задание 26. Раскройте скобки и поставьте фамилии в нужной форме.

Читать роман о докторе (Живаго); позвать к телефону (Екатерину Седых); интересоваться творчеством (Булат Окуджава); смотреть фильмы (Акиро Курасава); написать письмо (Николай Ремчук); читать книги (Жюль Верн).

 

б) Синтаксические нормы

Задание 27. Выберите нужную форму сказуемого.

1. Начальник отдела Иванова (назначил, назначила) совещание на 14.00.

2. Часть студентов (направлена, направлены) на повторное тестирование.

3. В зале (сидел, сидело) сто один человек.

4. В этом ателье (был заказан, было заказано) шкаф-купе.

 

Задание 28. Раскройте скобки, поставив слова и словосочетания в нужном падеже.

Благодаря (правильное лечение)

Согласно (инструкция)

Вопреки (общественное мнение)

Ввиду (предстоящий отъезд)

Вследствие (простуда)

Из-за (плохая погода)

По причине (отсутствие стройматериалов)

В связи с (наступление отопительного сезона)

 

Задание 29. Составьте словосочетания из данных слов, выбрав предложное или беспредложное управление. Помните о лексической сочетаемости слов.

Жаловаться (дела идут неважно)

Проследить (что произошло)

Верить (что наступят изменения)

 

Задание 30. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.

1. Мальчик бежал сломя голову.

2. Будем работать засучив рукава.

3. Отец засучив рукава тщательно вымыл руки.

4. Яков шел не торопясь.

5. Переходя через рельсы стрелочник был оглушен свистком паровоза.

 

в) Стилистические нормы

Задание 31. Объедините данные слова в группы по типу стилистической окраски: разговорная, нейтральная, книжная. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.

Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, зачетка, иждивение, забота, ион, иск, искатель, книга, книжонка, косинус,квартиросъемщик, картошка, лингвистика, неправосудный, невыполнение, отлынивать, периметр, пневмония, работать, трудится, усыновитель, уста, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.

 

Задание 32. Прочитайте синонимические ряды. Укажите, какой из видов стилистической окрашенности мы можем наблюдать в данном случае: собственно стилистическая окрашенность или экспрессивная окрашенность?

Гореть – полыхать, пылать

Беспорядок – ералаш, кавардак

Много – уйма, бездна, прорва, пропасть, куча, воз, вагон.