Задачи работы

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАКЛЕПОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ ЛИСТОВ

Лабораторная работа №2

Список использованных источников

Исходные данные

 

Параметры Номер задания
Рр, кН
Т, к

 

Варианты задания:

 

У - уголковое сечение профиля;

З - зетовое сечение профиля;

Ш - швеллерное сечение профиля.

 

 

1. Профили общего применения из алюминиевых и магниевых сплавов: Каталог-справочник, Ч.1. М.: Металлургия, 1983.

2. ГОСТ 13617-82. Бульбоугольник прессованный из алюминия и алюминиевых сплавов. Сортамент. Введ. с 01.01.84.

3. ГОСТ 13619-81. Зет фасонный прессованный из алюминия и алюминиевых сплавов. Сортамент. Введ. с 01.01.83.

4. ГОСТ 13620-90. Зет нормальный прессованный из алюминия и алюминиевых сплавов. Сортамент. Введ. с 01.01.92.

5. ГОСТ 13621-90. Двутавр прессованный из алюминия и алюминиевых сплавов. Сортамент. Введ. с 01.01.92.

6. ГГОСТ 13622-79. Тавр прессованный из алюминия и алюминиевых сплавов. Сортамент. Введ. с 01.01.92.

7. ГОСТ 13623-80. Швеллер равнотолщинный прессованный из алюминия и алюминиевых сплавов. Сортамент. Введ. с 01.01.92.

8. ГОСТ 13624-90. Швеллер отбортованный прессованный из алюминия и алюминиевых сплавов. Сортамент. Введ. с 01.01.92.

9. ГОСТ 13737-90. Уголки прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов, равнополочные. Сортамент. Введ. с 01.01.92.

10. ГОСТ 13738-91. Уголки прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов, неравнополочные. Сортамент. Введ. с 01.01.92.

11. ГОСТ 17575-90. Таврошвеллер прессованный из алюминия и алюминиевых сплавов. Сортамент. Введ. с 01.01.92.

12. ГОСТ 17576-81. Швеллер трапециевидный отбортованный прессованный из алюминия и алюминиевых сплавов. Сортамент. Введ. с 01.01.83.

13. Справочная книга по расчету самолета на прочность /М.Ф. Астахов и др. М.: Оборонгиз, 1954.

14. Справочник по авиационным материалам: В 9 т. /Под об. Ред. А.Т. Туманова; Всесоюзн. Науч.-исслед. ин-т. авиац. материалов. М., 1973-1986.

15. ОСТ 1.00286-78. Радиусы сгиба листовых материалов из сталей и титановых сплавов. Введ. с 01.07.79.

16. Отраслевая нормаль 19СТ53. Наименьшие радиусы сгиба листового материала. Введ. с 13.03.53.

17. Технические требования на чертежах: Метод. Указания/Сост. В.Н. Майнсков; Куйбышев. авиац. ин-т. Куйбышев, 1982.

18. Производственная инструкция ПИ-3602. Защитные покрытия изделий. 4-е изд. М.: Минавиапром СССР, 1979.

 

 


 

1.Изучение методики конструирования заклепочных соединений.

2.Ознакомление с нормативной документацией по конструированию заклепочных соединений.

3.Усвоение правил оформления спецификации.

 

Рекомендации по конструированию заклепочных соединений

 

Заклепки широко применяются для выполнения неразъемных соединений. Промышленность выпускает обширную номенклатуру заклепок, отличающихся назначением, геометрией закладной головки, размерами, материалом, конструкцией и технологией клепки. Сортамент применяемых в авиастроении заклепок приведен в [1].

Основными параметрами заклепочного соединения являются (рис. 2.1.):

d - диаметр заклепки;

L - длина заклепки;

t - шаг заклепочного шва;

a - расстояние от края листа;

δi - толщина соединяемых листов;

s = Σ δi - толщина пакета.

Соединение, показанное на рис. 2.1, является однорядным односрезным. Определение параметров

соединения имеет смысл проводить из условия равнопрочности всех его элементов.

Как правило, из предшествующего проектировочного расчета конструктору известны толщины и материал соединяемых листов.

Рисунок 2.1.

Подбор диаметра заклепки d осуществляется из условия равнопрочности заклепки на срез и

заклепки или листов под ней на смятие:

Рср = Рсм ,

 

Откуда легко получить:

 

(1)

где

см]л, [σср]зк - допускаемые напряжения на смятие соответственно материала листа и заклепки;

τзк - допускаемое напряжение на срез заклепки;

δmin - минимальная из толщин листов

Найденное значение округляется до ближайшего по сортаменту.

В конструкторской практике подбор диаметров заклепок чаще ведут по нормали 3АР (см. [1], где в табличном виде приведены значения Рср и Рсм в зависимости от d и δ.

В силовых соединениях заклепки диаметром меньше 3 мм не применяются.

Основы расчета локальной группы заклепок рассмотрены в курсе «Основы конструирования машин». Для авиационных конструкций характерно применение заклепочных соединений в регулярных зонах панелей обшивки, нагруженных распределенными нормальными и касательными силами.

Определение шага t рассмотрим в зависимости от варианта нагружения:

 

1) Нагружение листов обшивки нормальными силами. Из условия равновесия листов (рис. 2.2) и прочности заклепки на срез и листа на смятие:

 

 

где i - число рядов заклепок;

n - число плоскостей среза в заклепке;

N = [σ] δ - погонная нормальная сила;

[σ] - допускаемое нормальное напряжение в листе;

Pразр = min {Рср; Рсп} - разрушающее усилие для шва (Рср и Рсм определяются по нормали ЗАР).

Или

откуда (2)

 

Рисунок 2.2.

 

2) Нагружение листов обшивки касательными силами (рис. 2.3.).

Из тех же соображений:

где Т = [τ]δ - погонная касательная сила;

[τ] - допускаемое касательное напряжение в листе.

 

Или

откуда (3)

Для условия: [τ] ≈ 0,65 [σ]

 


 

Рисунок 2.3 Рисунок 2.4

 

3) Комбинированное нагружение обшивки.

Согласно рис. 2.4

 

Из условия равнопрочности листа и прочности заклепки на срез:

или

(4)

где σ и τ - действующие в листе напряжения.

Найденный из условия прочности шаг по технологическим соображениям должен быть уменьшен до ближайшего стандартного. ОСТ 1.00016-71 предусматривает следующие значения шага в заклепочных швах:

t , мм: 12,5; 15; 17,5; 20; 25; 30; 35; 40; 50; 60.

Отклонения от стандарта допускаются в сложных, нерегулярных местах, при постановке отдельных групп заклепок. Ограничения на величину шага:

t ≤ 25 δ1

t ≥ 3d - для однорядного шва, (5)

t ≥ 5d - для многорядного шва.

 

Определение минимального расстояния от края листа а проводится из условия равнопрочности листа на смятие и срез:

Рсмл = Рсрл

 

Рисунок 2.5

 

Срез происходит по линиям 1 - 1 и 2 - 2 (рис. 2.5).

Отсюда легко вывести:

(6)

Поскольку:

см] ≈ 2[τл] (6a)

а ≈ 1,5d,

На практике принимают a = (1,5 - 2,0)d .

 

Определение длины заклепки L в зависимости от толщины пакета и диаметра ведется по ОСТ 1.34041-79 – для обычных заклепок и по ОСТ 1.34042-79 – для стержневых.

Часто используют простые соотношения:

L = S + 1,3d - для заклепок с нормальной замыкающей головкой;

L = S + 0,8d - для заклепок с потайной замыкающей головкой.

Полученное значение округляют до ближайшего по сортаменту.

 

Порядок конструирования заклепочного шва рекомендуется следующий:

1) выбирается тип соединения (n, i) и тип (нормаль или ОСТ) заклепки ([τзк]). Есть смысл начать

конструирование с однорядного шва (i = 1);

2) определяется по (1) и подбирается по сортаменту диаметр заклепки d, по нормали 3АР - Рср и Рсм;

3) по (2), (3) или (4) определяется шаг заклепок и уменьшается до ближайшего стандартного. При невыполнении ограничений (5) нужно изменить i или n и повторить пункты 1 - 3;

4) Определяется расстояние от края листа и длина заклёпки

Конструируя заклепочное соединение надо придерживаться некоторых правил:

заклепки должны нагружаться только срезающими усилиями;

расстояние между рядами h в двух- или многорядном соединении принимается равным h = (0,6 – 0,8) t;

пакет должен состоять не более чем из трех элементов (листов);

толщина пакета S ≤ (5 ÷ 6)d;

пакет лучше комплектовать так, чтобы более прочный лист располагался со стороны замыкающей головки (рис. 2.6).

 

Рисунок 2.6.

 

Задание к лабораторной работе

 

Сконструировать стык листов обшивки из материала Д16АТ с помощью накладки для трех случаев нагружения (рис. 2.7):

1. Обшивка нагружена постоянным по величине потоком нормальных сил N.

2. Обшивка нагружена постоянным по величине потоком касательных сил T.

3. Обшивка нагружена одновременно потоками нормальных и касательных сил N, T. Напряжения в регулярной зоне σ = 0,6 [σ], τ = 0,8 [τ].

Соединение допускает подход для клепки с двух сторон.

Сделать чертеж соединения для наиболее тяжелого случая нагружения с простановкой необходимых размеров и позицию. Привести обозначения листов обшивки и накладки. Составить спецификацию к чертежу в соответствии с ЕСКД.

 

Рисунок 2.7