Интернет-ресурсы
План изучения темы
1. Геополитическая ситуация в мире в 1960-90-е годы.
2. Н.С. Хрущев. Мероприятия по смягчению тоталитарного режима. Социально-экономические преобразования.
3. Консервация административно-командной системы управления.
4. Диссидентское и правозащитное движения.
5. СССР в 1985-1991 гг. М. С. Горбачев и «перестройка».
6. Реформирование политической системы: гласность, возникновение политических партий и общественных движений.
7. Новое политическое мышление.
8. Распад СССР. Образование суверенных государств и СНГ.
Основная литература
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012.
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009.
Фортунатов В.В. История. СПб., 2012
http:// www.studmedlib.ru – электронная библиотека медицинского вуза;
http://www.histerl.ru – История России;
http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - историческая библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова;
http://www. sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы;
http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер – гуманитарные науки;
http://historylinks.ru/ - каталог исторических сайтов.
Методическая разработка для студента № 11׃
СССР в эпоху глобализации всемирной истории (1954 – 1991 гг.)
Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, ОК-4, в результате чего студент должен:
знать:
- источники восстановления экономики СССР в послевоенные годы;
- причины нового витка репрессий после окончания войны;
- итоги развития СССР в 1945-1953 гг.;
- значение ХХ съезда КПСС;
- основные направления экономической политики Н.С. Хрущева;
- сущность застойных явлений в экономике и социальной сфере;
- суть политики перестройки;
уметь:
- Анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за ее пределами;
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации;
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- Грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;
- Сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;
- Всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения;
- Вести политическую дискуссию демократическими цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.
владеть:
- анализом мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, способностью к самосовершенствованию;
- анализом значимых политических событий и тенденций, готовностью к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства;
- анализом экономических проблем и общественных процессов.
Термины:«оттепель»,реабилитация репрессированных,диссидентство,перестройка, гласность, разрядка, приватизация, кооперация, новое политическое мышление, Федеральное Собрание, Совет Федерации, референдум, либерализация цен, дефолт, «шоковая терапия», акция, ваучер.
Персоналии: Н.С. Хрущев, Ю.А. Гагарин, Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, А.А. Громыко,
М.А. Суслов, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, Е.Т. Гайдар,
А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров, М. Ростропович, А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава..
Задание на дом
Вопросы для самоподготовки | Основная литература | Вопросы для самоконтроля |
1. Геополитическая ситуация в мире в 1960-90-е годы. 2. Н.С. Хрущев. Мероприятия по смягчению тоталитарного режима. Социально-экономические преобразования. 3. Консервация административно-командной системы управления. 4. Диссидентское и правозащитное движения. 5. СССР в 1985-1991 гг. М. С. Горбачев и «перестройка». 6. Реформирование политической системы: гласность, возникновение политических партий и общественных движений. 7. Новое политическое мышление. 8. Распад СССР. Образование суверенных государств и СНГ. | Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012; Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009; Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009; Фортунатов В.В. История. СПб., 2012. | 1. Каково историческое значение XX съезда КПСС? 2. Назовите положительные и отрицательные последствия правления Н.С. Хрущева. 3. В чем заключались трудности и противоречия социально-экономического развития страны в 70-е годы? 4. Что представляло из себя «новое мышление» в политике, экономике СССР, и как оно себя проявляло? 5. В чем причины перехода от стратегии «ускорения» к концепции «перестройки всех сфер жизни советского общества»? 6. Почему перестройка способствовала дестабилизации политического режима и краху социалистической системы хозяйствования? 7. Чем объяснимы быстрый распад СССР и крушение мировой системы социализма? 8. Каковы современные оценки причин крушения социализма и распада СССР? |