ЧАСТЬ I 1 страница

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Основы

Г.В. БЕДА

РИСУНОК

Реалистический рисунок дает возможность наглядно и эмо­ционально выразить свою мысль и чувства, сделать изображе­ние правдивым и выразительным. Его выразительные возмож­ности определяются прежде всего передачей на плоскости видимой формы предмета со всеми ее характерными особен­ностями и свойствами: пропорциями, конструкцией, объемом, материалом, расположением в пространстве, состоянием осве­щенности. Изображение предмета на бумаге должно вызывать, но возможности, зрительные ощущения, аналогичные тем, ка­кие вызывает предмет, когда мы смотрим на него в действи­тельности с определенной точки зрения и при определенных условиях освещения. Только в этом случае зритель будет воспринимать изображение как правдивое, соответствующее опыту его зрительного восприятия и здравому смыслу. Рису­нок в этом случае будет обладать качествами художественной выразительности.

Когда мы говорим о необходимости передавать в рисунке характерные признаки предметов или объектов, то речь идет не о действительной форме предметов, не об их натуральных раз­мерах. В рисунке передаются воспринимаемые нами из одной точки зрительные образы, то есть перспективные со всеми их величинными и ракурсными изменениями. Изображение объем­ных предметов на плоскости осуществляется в единстве перспективного и конструктивного их построения. Без этого любая тщательная передача светотени на их форме не сделает предмет правильно нарисованным — пропорции будут иска­жены, объем не будет передан.

В пейзаже, например, если предметы и объекты на простран­ственных планах нарисованы без соблюдения перспективных изменений, изображение лишь тональных и цветовых элемен­тов воздушной перспективы мало что даст для изображения пространства. Предметы или объекты, расположенные вблизи или вдали, всегда должны быть нарисованы с учетом наблюда­тельной перспективы. Поэтому, прежде чем приступить к практическому рисованию предметов с натуры, уясним, в каком же виде предметы представляются нашему глазу. Многие думают, что мы видим форму предмета, его пропорции, све­тотень и цвет точно такими, какие они есть на самом деле. Это далеко не так!

ЭЛЕМЕНТЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ перспективы

Создавая рисунок или живопись предметов натурной поста­новки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отли­чается от действительной их формы и цвета и по размерам, и (как об этом узнаем далее) по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить особенности зри­тельного восприятия предметов природы. Понимание именно этих особенностей позволяет правдиво передать на изобрази­тельной плоскости предметы или объекты окружающей дей­ствительности.

Если, например, выйти на середину улицы и посмотреть вдоль нее, то можно наблюдать следующее явление: ширина улицы по мере удаления от нас как будто сужается, хотя в действительности она одинакова на всем протяжении. Рельсы трамвайного пути, будучи параллельными, воспринимаются как сходящиеся вдали линии. Телеграфные столбы и люди по мере удаления кажутся все меньше и меньше. Здания тоже будут казаться меньшими, чем дальше от нас они отстоят. На больших расстояниях предметы кажутся плоскими, с неясными очертаниями, с почти неразличимыми деталями. Эти видимые изменения формы и цвета подчиняются определенным зако­нам. Наука, изучающая эти законы, называется наблюда­тельной перспективой.

Теория линейной перспективы в полном ее объеме излагает­ся в специальном курсе начертательной геометрии, и практи­чески не может быть применена при рисовании. Рисуя предметы с натуры, мы часто не можем пользоваться, например, точкой схода параллельных прямых, так как для правильного пер­спективного построения ее приходилось бы брать далеко за пределами листа бумаги, предназначенного для рисования. Поэтому здесь мы остановимся только лишь на отдельных элементах наблюдательной перспективы, знания которых впол­не достаточно, чтобы грамотно рисовать с натуры.

Константность зрительного восприятия формы. Размер и видимая форма предметов меняются в зависимости от расстоя­ния и положения их относительно точки зрения. Однако в повседневной жизни мы не обращаем внимание на эти измене­ния. Чтобы правильно ориентироваться в реальных условиях, нам важно воспринимать не перспективные искажения, а настоящую, то есть действительную, форму предметов, ее реаль­ные пропорции. Поэтому зрительное восприятие и представле­ние о предметах основывается не только на ощущениях, которые непосредственно получает глаз при виде предмета в данный момент, но и на прошлом опыте человека, на прошлой практи­ке. Зрительное восприятие формы предмета (особенно вначале) зависит больше от ранее известных качеств предмета (строе­ния, величины), чем от видимых, перспективных. Поэтому, хотя глаз видит, что удаляющиеся параллельные линии схо­дятся, мы твердо знаем, что перед нами линии параллельные, которые не должны сходиться, то есть мы видим одно, а разу­мом воспринимаем другое. Еще пример: когда неопытный ху­дожник рассматривает стены комнаты, пол, потолок, окна, ви­сящие на стенах картины, он «видит» все эти предметы пря­моугольными. На самом же деле глаз видит параллельные ли­пни, ограничивающие эти прямоугольники, сходящимися при удалении, а прямоугольники — трапециями и четырехугольни­ками самых различных типов.

Этой особенностью восприятия (психологи называют ее кон­стантностью) объясняется большее количество ошибок, которые допускаются в построении перспективной формы предметов при рисовании с натуры. Предметы дальних планов изобража­ют недостаточно уменьшенными и не замечают других пер­спективных изменений: зная по опыту, что у домов углы пря­мые, они при рисовании с натуры изображают их прямыми.

Чтобы понять и наглядно продемонстрировать перспектив­ные искажения формы видимых предметов, поставим верти­кально перед собой на некотором расстоянии прямоугольный кусок стекла и начнем через него рассматривать предмет пли группу предметов. Лучи, идущие от предмета, прежде чем попасть в наш глаз, должны будут в определенных точках пересечь плоскость стекла, находящуюся между зрителем и ви­димым предметом. Не меняя положения головы (смотреть надо одним глазом с неподвижной точки зрения), обведем по стеклу тушью или чернилами контуры видимого предмета. На стекле получится перспективное изображение.

Проследим внимательно характер перспективных изменений па полученном таким образом рисунке. В зависимости от того, где находятся предметы, выше или ниже уровня глаз, дальше пли ближе от нас, в зависимости от их поворота, видимая форма предметов значительно изменяется:

при удалении от нашего глаза размеры предметов посте­пенно уменьшаются;

горизонтальные линии (горизонтальные стороны крыш, края тротуаров, рельсы трамвайного пути и т. п.), удаляясь, направляются к условной линии, расположенной на уровне глаз. Те из них, которые находятся выше уровня глаз, при уда­лении имеют направление сверху вниз, а находящиеся ниже — шизу вверх. Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но на уровне глаз (на линии горизонта) сходятся в одну точку;

все, что в натуре имеет вертикальное направление (те­леграфные столбы, вертикальные стороны домов и т. п.), и на рисунке выглядит вертикальным.

Если мы хотим добиться правдивого изображения, все эти перспективные изменения должны быть переданы на бумаге при изображении с натуры. Глаз человека настолько привык к подобным изменениям формы предметов, что он не будет пра­вильно воспринимать на рисунке форму предметов, их объем, пространство, если предмет или объект не будет построен согласно перспективным изменениям видимой натуры. Без зна­ния этих элементов перспективы невозможно воспитать в себе умение видеть натуру.

Чтобы хорошо уяснить себе основные перспективные изме­нения и научиться свободно видеть их при изображении с натуры, следует прежде всего познакомиться с некоторыми элементами и понятиями наблюдательной перспективы: линия горизонта, перспектива горизонтальных линий, способ опреде­ления перспективных углов.

Линия горизонта. Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости, проходя­щей на уровне глаз. Если мы поднимаемся вверх или, опускаем­ся вниз, то в соответствии с этим меняется и положение линии горизонта.

В зависимости от того, где находится предмет, выше уров­ня глаз или ниже, видимая его форма существенно меняется. Линия горизонта делит зримый вид натуры на две части, то, что находится выше линии горизонта, выглядит иначе, чем нахо­дящееся ниже линии горизонта. У предметов, которые располо­жены выше линии горизонта, видны их основания, а у находя­щихся ниже — верхние стороны.

Особенно значительным изменениям подвержено направ­ление горизонтальных линий, удаляющихся от нас в какую- либо сторону. Форма многих предметов ограничена плоскостя­ми, пересекающимися по прямым линиям (ребрам) и зани­мающим чаще всего горизонтальное положение. Для успешного построения их на рисунке необходимо хорошо разобраться в перспективе горизонтальных линий.

Перспектива горизонтальных линий. Любую горизонталь­ную прямую, будь то ребро куба, гребень крыши, край карни­за, не расположенную фронтально перед нами, наш глаз воспри­нимает удаляющейся от нас в направлении к линии горизонта. При этом чем дальше (по вертикали) от линии горизонта на­ходится горизонтальная линия, тем больше ее угол наклона (углом наклона будем называть угол наклонения уходящих вглубь линий по отношению к горизонту). Горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз, совпадает с линией гори­зонта и изображается на рисунке горизонтально (то есть без наклона).

Обратите внимание на края крыш (рис. на с. 11). Они нахо­дятся выше уровня глаз (выше линии горизонта) и по мере удаления явно опускаются книзу. То же самое можно заметить,


наблюдая линии верхних и нижних сторон окон, если они находятся выше линии горизонта. Если смотреть из окна второ­го или третьего этажа на улицу, то, наоборот, ясно видно, что основания домов и линии окон нижних этажей, удаляясь, как бы повышаются. Горизонтальные же линии, находящиеся на уровне глаз, так и остаются горизонтальными. Если мысленно продолжить все уходящие в одном направлении параллельные линии, то окажется, что все они сойдутся на горизонте в одной точке (хотя в действительности такой точки не существует).

Перспективные направления горизонтальных линий можно хорошо проследить на рисунке этажерки для книг. ^

Угол наклона горизонтальных линий, зависящий от их положения по отношению к линии горизонта, обязательно дол­жен быть передан при рисовании с натуры. В противном случае грамотного изображения мы не получим.

Угол наклона горизонтальных линий. При рисовании с натуры недостаточно передавать только приблизительные наклоны горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Необходимо абсолютно точно определить этот угол наклона в натуре и наметить его на рисунке. Для примера положим на стол (находящийся ниже уровня глаз) книгу так, чтобы наш взгляд не был перпендикулярен ни к одной из ее боковых граней. Горизонтальные ребра книги мы будем вос­принимать идущими снизу вверх к линии горизонта. Это можно легко заметить, если на столе у переднего ребра кни­ги положить линейку или карандаш перпендикулярно направ­лению взгляда.

Видимые углы наклона горизонтальных ребер еще проще


определить на расстоянии. Это делается следующим образом. Поднимем на вытянутой руке карандаш, расположив его гори­зонтально и перпендикулярно лучу зрения так, чтобы он при­ходился на уровень нижней точки ближайшего трехгранного угла книги. Посмотрев одним глазом, мы увидим направлен­ные вверх углы горизонтальных ребер книги. Эти углы обяза­тельно надо построить на рисунке, проведя вместо карандаша горизонтальную линию, а вместо ребер книги — соответствую­щие наклонные прямые. Дальнейшее перспективное построе­ние надо вести следующим образом. Когда направления нижних сторон книги найдены, на этих линиях откладывает­ся длина левой и правой грани и тем самым определяется нижнее основание предмета. Параллельные в натуре ребра книги на рисунке должны быть при продолжении сходящи­мися, хотя точки их схода слева и справа на рисунке чаще могут не помещаться, а находиться далеко от самого листа бумаги. Затем наносится высота книги и строится ее верхняя горизонтальная грань.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Самыми простыми формами, лежащими в основе строения любых предметов, являются геометрические тела: куб, ци­линдр, шар, конус, призма и пирамида. Основная форма дре­весного ствола — цилиндр, арбуза или яблока — шар, форма кувшина основана на соединении форм шара и цилиндра. Куб или параллелепипед является основой строения предме­тов, ограниченных плоскими поверхностями, и т. д.

Конструкции даже самых сложных предметов могут быть представлены в виде совокупности простейших геометрических тел. Фигуры животных, сложные формы растений, которые на первый взгляд представляются неопределенными, также можно разбить на простые формы.

Усвоив на примере геометрических тел законы перспектив­ного построения, умея свободно строить куб и цилиндр в пер­спективе с любой точки зрения и в любом положении по отношению к линии горизонта, можно перспективно грамотно ■ рисовать с натуры любые предметы, или ограниченные плос­костями, или имеющие цилиндрическую форму.

Построение куба. Для первого упражнения поставим куб ниже линии горизонта и повернем его так, чтобы левая и правая боковые грани его не были равными по ширине.

Всякому рисованию предшествует изучение конструкций и перспективных изменений формы предмета в натуре. Только хорошо изученный предмет можно нарисовать правильно. В данном случае необходимо внимательно изучить соотношения видимых размеров граней и ребер куба, определить, какая из вертикальных граней открыта больше, какая меньше, а также перспективный угол уходящих вверх горизонтальных граней куба.

Перспектива

Перспективное построение куба горизонтального

Л круга

Чтобы построить перспективу составляющих куб плоско­стей, надо начинать рисовать с ближнего плана, с ближайшего вертикального ребра. Высоту его наносим произвольно, в зависимости от величины листа бумаги. Она будет являться масштабом для нахождения всех других размеров.

От верхнего и нижнего конца этого вертикального ребра проводим направления нижних и верхних горизонтальных сто­рон, предварительно определив углы наклона этих ребер в нату­ре. У куба, который расположен целиком ниже линии гори­зонта, угол наклона нижних горизонтальных ребер будет больше, чем верхних, причем у большей (более открытой) видимой вертикальной грани угол наклона уходящих горизон­тальных ребер будет меньше, и наоборот, у меньшей грани — больше. Горизонтальные параллельные ребра сходятся в точ­ках, лежащих на линии горизонта слева и справа от рисунка, в данном случае далеко за пределами листа бумаги. Поэтому мы не можем с их помощью делать построение горизонталь­ных ребер. Важно, чтобы на рисунке было заметно, что парал­лельные в натуре ребра, если мысленно продолжить их, сойдутся на линии горизонта.

Определив направление нижних и верхних горизонталь­ных ребер, проводим два крайних вертикальных ребра левой и правой грани куба и таким образом намечаем видимую величину вертикальных граней. При этом надо строго следить зз взаимными пропорциями ширины этих граней и высоты ближайшего вертикального ребра. От правильного построения углов горизонтальных ребер куба и соблюдения пропорций видимых размеров граней зависит правильность дальнейшего построения. «Замкнув» ребрами две видимые вертикальные


грани, строим верхнее и нижнее основания куба. При этом надо следить за шириной (разворотом) верхнего и нижнего оснований.

Необходимо сделать не одно, а несколько перспективных построений куба с натуры, при этом куб надо ставить в различ­ных положениях: ниже, выше линии горизонта и в разных поворотах. В каждом отдельном случае необходимо как можно точнее определять пропорции граней и наклоны ребер.

Цилиндр в перспективе. Некоторую трудность при рисова­нии цилиндра в перспективе представляет изображение круг­лых оснований. Поэтому необходимо вначале познакомиться с перспективой горизонтально расположенного круга, который следует располагать ниже, выше линии горизонта или на уровне глаз.

Окружность в перспективе имеет вид эллипса. Чем ближе окружность к горизонту, тем более узким кажется эллипс, а на горизонте сливается в одну линию.

На рисунке изображен в перспективе ряд горизонталь­но расположенных окружностей. Проследив за их формой, увидим, что по мере приближения к горизонту малая ось эллипса уменьшается, и круг, совпадающий с линией гори­зонта, изображается в виде прямой горизонтальной линии. По мере удаления круга от линии горизонта видимый эллипс будет приближаться по форме к окружности. В этом можно легко убедиться, если взять три тарелки, одну из них положить на пол, другую — на стул, а третью — на стол и отойти на 2 — 3 метра. Проверьте методом визирования видимые длину и ширину эллипса тарелки на полу, стуле и столе. Чем ниже располагается тарелка, тем более круглый эллипс мы видим, чем ближе к уровню глаз, тем более он узок. Если поднять тарелку на уровень глаз, то эллипс виден прямой горизонталь­ной линией. Если какой-либо круг находится выше линии гори­зонта, то есть выше уровня глаз, то видна нижняя его часть, а у круга, находящегося ниже горизонта,— верхняя. Заметьте, что даже самые узкие эллипсы не имеют изломов на концах большой оси, поэтому при изображении круга в перспективе нельзя ограничиваться дугами двух окружностей различных радиусов. При таком способе изображения не получается правильной окружности в перспективе. Посмотрите в натуре на эллипс тарелки — вы не заметите острых углов, переход там плавный и округлый.

Обратите внимание на малую ось эллипса — дальний ее радиус кажется короче, чем ближний. Это обстоятельство необходимо хорошо запомнить. При рисовании с натуры надо внимательно сравнить длину ближайшего к нам отрезка малой оси эллипса с длиной дальнего и выяснить, насколько первая длина больше второй.

Каждый начинающий рисовальщик должен уметь рисовать окружность и эллипс без помощи чертежных инструментов.

 

 

 

Перспективное построение горизонтально расположенного цилиндра

На рисунке дана последовательность такого построения. Сна­чала проводятся две взаимно перпендикулярные линии — оси симметрии. Через концы их проводятся дуги возможно большей кривизны, затем углы, образованные пересечением дуг, сре­заются прямыми линиями. Вновь образовавшиеся углы опять срезаются. В результате нескольких постепенных срезов получается круг. Необходимо следить за одинаковой кривизной круга по всей окружности. При вырисовывании начисто более сильным нажимом карандаша по набросочным линиям контур окружности уточняется тонкой, но четкой линией.

Эллипс тоже лучше строить по осям в таком порядке, как ото указывалось при построении окружности. При этом необ­ходимо соблюдать симметрию правой части относительно ле­вой, а также разницу в длине ближней и дальней половин малой оси эллипса.

При рисовании цилиндра в вертикальном и горизонталь­ном положениях первоначально надо определить положение цилиндра по отношению к линии горизонта и его пропорции, то есть отношение ширины цилиндра к высоте. Чтобы облег­чить построение, проводим вертикальную осевую линию, кото­рая позволит сохранить вертикальное положение цилиндра, а также поможет сделать его симметричным. На этой линии произвольно намечаем высоту цилиндра, нияснее основание и верхнюю часть.

Затем намечаем ширину нижнего и верхнего оснований цилиндра и боковые вертикальные стороны его. Далее на горизонтальных линиях, проходящих через основания ци­линдра, строим их эллипсы. Величина большой оси эллипса равна диаметру оснований цилиндра. Величина малой оси оудет зависеть от удаления окружности основания от линии горизонта. Большие оси эллипсов всегда рисуют под прямым углом к оси цилиндра.

Когда размеры каждого основания определены, рисуем ок-


ружности оснований в виде эллипсов. Боковые стороны у верти­кального цилиндра параллельны вертикальной оси, большие оси эллипсов оснований равны, а малые оси эллипсов разные, так как верхнее основание ближе к линии горизонта и эллипс его развернут меньше, чем нижний.

Несмотря на то что нижнее основание цилиндра полностью не видно, для правильного конструктивного построения и соблюдения симметрии необходимо эллипс нижнего основа­ния рисовать полностью, то есть и видимые и невидимые кривые.

При рисовании цилиндра в горизонтальном и наклонном положениях следует помнить, что большие оси эллипса всегда направлены перпендикулярно к центральной осевой линии цилиндра, поэтому в первую очередь необходимо правильно наметить на листе бумаги угол перспективного направления оси цилиндра, после чего строить боковые стороны и эллипсы оснований.

Так как боковые стороны цилиндра направляются в точки схода и ближнее основание развернуто меньше дальнего, то эллипсы оснований будут разными как по высоте, так и по ширине.

На линейном рисунке изображены кувшины в различных положениях: стоя и лежа в разных поворотах. Во всех случаях большие оси эллипсов оснований перпендикулярны централь­ной оси кувшина.

Для закрепления знаний по рисованию цилиндра надо про­делать несколько упражнений. Чем больше упражнений будет сделано, тем вернее глаз будет определять размеры отрезков, а рука — увереннее изображать эллипсы оснований цилиндра.


 

 

 

 

Фронтальный и угловой взгляд на внутреннее помещение


Интерьер — это изображение внутреннего помещения раз­личных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т. д. К рисункам интерьера приступают после того, как ус­воено перспективное построение геометрических тел.

Рисуя интерьер, надо иметь в виду, что вертикальные линии в натуре (края дверей, окон, ножки мебели и т. д.) и на рисунке всегда вертикальны. Горизонтальные линии, расположенные по отношению к рисующему фронтально, всегда будут парал­лельны верхнему и нижнему краям бумаги. Горизонталь­ные линии, параллельные между собой и уходящие вдаль, опускаются или поднимаются и сходятся на линии горизонта в одной точке. Чтобы легче было справиться с этими особен­ностями построения интерьера, рекомендуем сперва ознако­миться с некоторыми схемами их построения.

Различают два вида расположения интерьеров относительно рисующего: угловое и фронтальное. Если на одну из стенок комнаты будем смотреть так, чтобы главный луч зрения оказал­ся перпендикулярным ей, то комната по отношению к нам будет расположена фронтально. Если перевести взгляд влево или вправо, то комната будет расположена по отношению к нам с угла.

Построение фронтально расположенных интерьеров не составляет особого труда для тех, кто усвоил основные поло­жения наблюдательной перспективы. Рисующий сперва вни­мательно долл<ен рассмотреть ту часть комнаты, которую на­мерен изобразить, определить точку схода параллельных пря­мых (в данном случае это точка главного луча зрения), которая всегда лежит на линии горизонта и зависит от места расположе­ния рисующего. Если левая и правая стенки одинаково удале­ны от нас, то главная точка схода будет расположена на середине фронтальной стены. Если перемещаться влево или вправо, соответственно будет перемещаться и точка схода.

От изменения места точки зрения зависит и вид перспективы интерьера. Та боковая стенка, к которой рисующий ближе находится, всегда будет в большем сокращении, чем противо­положная, и наоборот. Это следует учитывать при компоновке рисунка и для более сокращенной стороны оставлять меньше места на листе бумаги, чем для противоположной. То же самое повторится и при рисовании пола и потолка.

Рассмотрим на одном из примеров ход построения интерьера во фронтальном положении, например, классной комнаты без парт. Для этого рисующий должен смотреть перпендикулярно на одну из стен, определить высоту линии горизонта и главную точку схода. После этого надо наметить расположение фрон­тальной стены, оставляя место для боковых стен, пола и по­толка. Теперь, зная, что все параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от зрителя, сближаются и при продолже-


 

 

 

 


 


 

 

ими сходятся в одной точке схода на линии горизонта, можно легко наметить боковые стенки. Те линии, которые расположе­ны выше уровня глаз (линии потолка), кажутся опускающи­мися, ниже уровня глаз (линии пола) — поднимающимися.

Если пол в классе дощатый, то направление досок на рисунке должно подчиняться законам перспективы, как и направление верхних и нижних оснований окон и дверей. Той же главной точке схода будет подчиняться и построение любых предметов прямоугольной формы, расположенных параллель­но боковым стенкам. Если же параллельность предметов будет нарушена в натуре, то они окажутся расположенными в угло­вом положении по отношению к рисующему. На рисунке мы видим, что стол, дверь и окно имеют другие точки схода, но которые тоже находятся на одной линии горизонта.

Рисунок интерьера в угловом положении следует начинать, как и любой рисунок, с композиционного расположения его на листе бумаги. Для этого намечаем высоту вертикального угла комнаты, учитывая сокращение боковых стен. Предпо­ложим, что левая стенка находится в большем сокращении
(т. е. она ближе к рисующему), тогда на рисунке для нее оставляем меньше места, и наоборот. Затем, определив линию горизонта, находим направление уходящих горизонтальных линий пола.

Точка схода уходящих горизонтальных линий пола, потолка, стен, дверей и других предметов будет находиться на линии горизонта, то есть на высоте глаз рисующего. Однако, рисуя с натуры, нельзя произвольно брать точку схода уходя­щих горизонтальных линий, она может не поместиться на рисунке, а находиться далеко за его пределами. В этих слу­чаях мы не можем пользоваться точкой схода для построения наклона уходящих линий. Углы наклона направляющихся к линии горизонта прямых необходимо определять на глаз или с помощью горизонтально поставленного карандаша (угло­мера).

Бывают случаи, когда точка схода параллельных прямых одной из стен находится в пределах листа бумаги. В этом случае желательно найти точное место — положение этой точки схода, так как она значительно облегчит дальнейшее построение интерьера.

Построение начинается с произвольного нанесения угла комнаты, проведения линии горизонта с учетом расположения будущего рисунка на листе бумаги.

Далее определяется направление, угол наклона какой-либо одной уходящей горизонтальной линии (в данном случае линии потолка). Продолжив эту линию до пересечения с линией горизонта, получаем точку схода всех параллельных между собой прямых. Ориентируясь на эту точку, проводим все другие параллельные линии — линии стен, пола, окон, отводя для них площади в тех пропорциях, которые имеются в натуре. Намечаем окна, двери и т. д., все время ориентируясь нц основные линии пола и потолка и зная, что любая параллель­ная им линия будет иметь ту же точку схода.

. ПЕЙЗАЖ в перспективе

Главное в рисовании , пейзажа — определить пропорции видимых элементов, заметить перспективное уменьшение пред­метов на разных планах (переднем, среднем, заднем). Начиная рисовать пейзаж, необходимо сравнивать между собой по вели­чине отдельные части пейзажа.

Чтобы правильно изобразить расположение пространст­венных планов, их взаимные перспективные пропорции, по­строение рисунка лучше всего вести методом масштабного сравнения. Для этой цели надо выбрать на изображаемой местности такой объект, который можно будет использовать как масштаб измерения. Лучше всего выбрать какой-нибудь вертикальный (но можно и горизонтальный) объект: телеграф­ный столб, тополь на переднем плане или высоту дома. В на-

 

Масштабное построение пейзажного мотива

 

чале работы надо нанести на бумагу произвольную высоту этого исходного для сравнения объекта (на схеме это телеграф­ный столб). Затем внимательно рассмотреть изображаемый пейзаж и уяснить себе, на какие части другие объекты (линия горизонта, опушка леса, поверхность реки) делят телеграфный столб. Отношение отрезков на столбе в натуре следует наметить по высоте столба на рисунке и по ним определить местоположе­ние искомых объектов пейзажа. Так, например, роща на втором плане, которую мы видим за столбом, делит его на две части. Надо заметить, какую часть столба составляет меньшая часть. Если это половина, то на своем рисунке надо разделить высоту столба пополам и на уровне этой точки деления провести горизонтальную линию местоположения рощи.

После определения всех вертикальных промежутков между планами пейзажа можно перейти к определению боковых расстояний объектов, находящихся от столба слева и справа. Если, например, высота столба в два с половиной раза больше расстояния до виднеющегося слева вдали сооружения, то нужно и на рисунке наметить его на расстоянии двух с поло­виной высот намеченного столба и т. д.

Пейзаж с большим пространством можно начинать рисо­вать с нанесения крупного объекта на переднем плане (дерево, дом, забор), высоту которого можно выбирать произвольно. Птот объект будет исходным при сравнении с ним остальных. По нему определяем размеры и расположение дальних пла­нов, их расстояние друг от друга по вертикали и горизонтали. Па схеме показано расположение предметов на плоскости, определение их высоты в соответствии с масштабом рисунка (телеграфный столб на переднем плане).