ПРАКТИКУМ

Образцы некоторых типичных для групповой терапии упражнений.

Встреча

Первое знакомство.

Группа садится на стулья, поставленные в виде круга. Психо­терапевт также занимает место в круге как рядовой участник и объясняет первое задание.

Каждый участник должен представиться группе (кратко или полно, как он хочет, причем не обязательно своим настоящим именем).

Участникам рекомендуется (но только по желанию) в общей форме коснуться своей проблемы или актуальных переживаний, старясь главным образом говорить и чувствовать себя «здесь и теперь», а не в прошлом.

Мы рекомендуем строить это упраженение из нескольких «кругов» знакомства.

Сначала все кратко представляются (как хотят).

По второму кругу каждый добавляет о себе что-то еще, позво­ляющее больше узнать о нем.

По третьему кругу каждый говорит о том, что привело его в группу и чего он ждет от своего участия в ней.

По четвертому кругу каждый участник старается осознать и выразить то, что он чувствует именно в данный момент.

Другие участники группы могут (но не обязаны) вступать в раз­говор.

Психотерапевт с самого начала просит помнить о важности создания благожелательной и спокойной психологической атмо­сферы, которая необходима для успеха всей предстоящей рабо­ты, а в случае нужды просит поддержать такую атмосферу или помочь преодолеть смущение кому-то из выступающих (на первых занятиях такая помощь не помешает).

Обычно примерно через 15 минут психотерапевт прекращает это первое упражнение, благодарит участников за проявленную активность и организует краткое обсуждение результатов встречи, подсказывая, что желательно учесть в дальнейшем.

Если есть возможность к такому занятию (как, впрочем, и к большинству других), желательно добавить видеосъемку. Сразу же после занятия без комментариев дать просмотреть ее всем участникам, а уже после этого перейти к обсуждениям, стараясь тактично вовлекать в него участников группы.

Обычно сначала акцент делается на обсуждении собственного поведения и на положительных репликах по поводу кого-то из дру­гих участников.

На первом занятии от критики в адрес других следует воздер­жаться.

Впечатление

Это упражнение проводится только после того как руководи­тель группы останется удовлетворен освоением предыдущего уп­ражнения («Встреча»). Оно требует от психотерапевта бдитель­ности и интуиции, то есть готовности корректно проконтролиро­вать ситуацию при выходе ее из под контроля.

В центр круга выставляются два стула, на которые поочередно садятся по два участника. Каждый из них старается как можно точнее и искреннее сказать другому, какое впечатление тот про­извел на него. (Мы рекомендуем для начала повторить имя и дру­гие ранее сообщенные участником данные, чтобы показать, что ты запомнил его самопрезентацию при знакомстве.)

Очень важно при этом глядеть в глаза собеседнику и говорить не безлично, а почаще повторяя имя своего визави или то имя, которым он представился в группе. Говорить нужно так, чтобы группа хорошо все слышала.

Психотерапевт просит акцентировать внимание каждого собе­седника не на возражениях, а на том, что полезного он может взять из наблюдений за ним со стороны, и рассказать об этом всей группе на общем обсуждении результатов упражнения.

Помните, что такими обсуждениями-анализами с практически­ми выводами должны заканчиваться все упражнения.

Психотерапевт перед обсуждением и в ходе его (в случае не­обходимости) объясняет, для чего проводилось данное упражне­ние и на что в первую очередь должно быть направлено внимание участников при его обсуждении.

Разумеется, такие вмешательства целесообразны лишь в слу­чае необходимости и не должны нарушать естественного разви­тия группового процесса и постепенно нарастающей свободы са­мовыражения и общения участников.

Мудрец

Не секрет, что большинство людей не могут сразу достаточно точно сформулировать, чего же они хотят в жизни вообще и в данный момент в частности. Их желания неточны и противоречи­вы, что мешает выявлению и решению личностных проблем.

Это упражнение помогает лучше осознать собственные про­блемы и их иерархию (первоочередные и последующие).

Участников просят закрыть глаза и представить зеленый луг, дерево и сидящего под ним мудреца.

У вас есть редкий шанс получить от этого мудреца ответ на любой ваш вопрос. Внимательно подумайте, как вы используете свой шанс: какие вопросы в первую очередь попытаетесь выяс­нить. При этом после каждого вопроса не спешите задавать сле­дующий, а постарайтесь услышать и запомнить ответ мудреца.

После окончания упражнения каждый рассказывает всей груп­пе о том, какие вопросы он задал и какие ответы услышал.

Опыт показывает, что при публичном пересказе своих вопросов и ответов «мудреца» каждый участник еще более уточняет свои первоочередные проблемы и возможности их решения.

Это упражнение (как и многие другие) следует повторять неод­нократно.

Вы увидите, что при этом будут уточняться ваши вопросы и от­веты «мудреца», то есть будет совершенствоваться процесс са­мопознания и более точного представления себя другим участни­кам группы.

Последняя встреча

Это упражнение обычно применяется в конце всего срока, за­планированного для работы данной группы.

Участников просят закрыть глаза и представить, что это послед­нее занятие. Они должны не спеша подумать и высказать потом свое мнение, замечания и пожелание ко всей работе и обязательно к себе самому (что я делал не так и что хотел бы улучшить).

Творческое обсуждение всех высказываний позволит повысить эффективность оставшихся занятий за счет учета выявленных резервов каждого участника и группы в целом.

В какой-то мере упражнение является шагом к формированию более глубокой философской способности острее чувствовать уходящее время, но не с бесплодным унынием, а с концентрацией на наиболее важном.

В античной философии есть выражение - жить нужно, одновре­менно испытывая чувство, как будто живешь последний день и так, как будто ты бессмертен, то есть сосредоточиться на главном, не те­ряя времени ни на лень, ни на суету бесполезных дел и забот.

Анализ обсуждения упражнения «Последнее занятие» очень важен и для психотерапевта. Он еще лучше узнает участников, их способность к самоанализу и пониманию других, оценивает их замечания и пожелания в адрес своей работы и либо учитывает их в дальнейшем, либо доступно разъясняет их необъективность, чтобы избежать разочарований отдельных участников при дейст­вительном окончании всего курса.

Вдвоем

Руководитель группы объясняет участникам, что это парное упражнение, направленное на проверку и совершенствование способности к эмпатийному (эмоциональному) взаимопониманию и анализу собственных ощущений при межличностном взаимо­действии. Затем участники разбиваются по парам. Рекомендуется выбирать себе наименее знакомого члена группы.

Первая позиция - участники садятся спиной друг к другу и на­чинают беседу на произвольную (или заданную) психотерапевтом тему. Через некоторое время они поворачиваются лицом друг к другу, и каждый высказывает свое впечатление и даже ощущения о беседе в целом и о партнере в частности (как по содержанию так и по манере его беседы).

Затем эти же партнеры меняют позиции. Сначала один сидит на стуле, а другой стоит, возвышаясь над ним, потом - наоборот.

Через несколько минут вновь проходит взаимный анализ. Уча­стники пытаются оценить разницу ощущений ведения беседы сверху и снизу.

В третьем варианте они сидят друг против друга и «беседуют» только глазами, то есть пытаются без слов передать друг другу определенные чувства и мысли.

Завершается все совместным обсуждением. Потом подводится итог всего упражнения для того, чтобы и психотерапевт, и сами уча­стники смогли оценить, насколько они научились понимать и чувство­вать другого человека. Такие упражнения мы называем тесты-тренинги, так как они не только позволяют уточнить интересующие нас качества, но и, при неоднократном повторении, тренируют их.

Живые руки

Это упражнение напоминает предыдущее, но бессловесное общение осуществляется уже не глазами, а руками. Руководитель объясняет, что оно направлено на тренировку внимания к другим людям, эмпатийное взаимопонимание, а через это (по механизму обратной связи) и на лучшее понимание себя и своих проблем.

Участники с закрытыми или завязанными глазами контактируют только руками, касаясь друг друга, пожимая руки, «борясь» и «примиряясь». Затем делятся своими ощущениями, обсуждают и корректируют их.

Обычно участников просят снять с рук мешающие чувстви­тельности, отвлекающие внимание предметы (кольца, браслеты и т.п.). Часто это делается для того, чтобы попытаться узнать парт­нера без этих опознавательных знаков.

Мы привели лишь наиболее типичные упражнения групповой психотерапии. Их в настоящее время множество. Да вы и сами можете придумать что-то аналогичное.

Главное, нужно помнить, что упражнения - это не панацея, решающая задачи групповой терапии, а лишь органическая часть всего процесса. Они предназначены для того, чтобы «расшевелить» и включить в общение трудно приспособленных к этому людей, для того, чтобы разнообразить процесс групповых заня­тий, внося в него элемент игры. Но, главное, все они должны по­стоянно сопровождаться «ненасильственными», но не затухаю­щими в сознании (а затем и в подсознании) участников установ­ками на выполнение конкретных психологических задач на пути к решению тех проблем, с которыми они пришли в группу.

Члены группы должны помнить, что их никто не будет ни к чему принуждать, но чем активнее и добровольнее они сами будут участвовать в групповом процессе, тем быстрее и эффективнее они (и только они!) решат свои проблемы и помогут в этом дру­гим участникам группы.

ПСИХОДРАМА

Наиболее показательный вид практического применения груп­повой психотерапии - метод, получивший название психодрама. Автор психодрамы - Якоб Морено, человек, с чьим именем при­нято связывать развитие групповой терапии как специального психотерапевтического направления.

Возникнув несколько десятилетий назад, психодрама не только не потеряла своей актуальности, но применяется все шире и шире практически во всех развитых странах Европы и Америки. Боль­шинство авторов описывают психодраму как метод, анализируя ее основные термины и понятия.

К таким понятиям относятся:

- роли и ролевые игры;

- спонтанность;

- теле;

- катарсис и инсайт.

Коротко их охарактеризуем.

Роли и ролевые игры

Очень важно сразу понять принципиальное отличие психодра­мы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. Если в театре все роли и их поведение расписаны ав­тором и актерам остается лишь незначительная возможность им­провизации в жестких рамках неизменного сюжета, то в психод­раме (и в этом ее принципиальное отличие и лечебное воздейст­вие) нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.

Здесь психодрама напоминает саму жизнь.

Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психо­терапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пре­делах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.

Морено любил приводить пример различия эмоционального воздействия обычного спектакля и психодрамы. В первом случае зритель со стороны наблюдает за извержением вулкана, в психод­раме он сам находится у его подножия.

Спонтанность

Спонтанность подразумевает естественность (неумышлен­ность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается прак­тически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность - естественность проявления чувств и мыс­лей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше все­го избавиться от своих комплексов и неврозов.

Эту же задачу ставит перед участниками психодрамы Якоб Морено. При этом психотерапевт должен, не навязывая своего сценария ролевой игры, лишь призывать (подталкивать) участни­ков не отрываться от данного момента и разыгрывать не какие-то придуманные ими сценарии или сцены из прошлого своей жизни, а действовать именно «здесь и теперь».

По мнению сторонников психодрамы, именно такая творче­ская атмосфера (Морено считает, что творчество и спонтанность -неразрывные понятия и одно стимулирует другое) позволяет уча­стникам психотерапевтической группы отвлечься от комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения и лучше раскрыться для себя и для членов группы.

Теле

Считается, что это понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Как известно, под терминомтрансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Для Фрейда анализ трансфера был одним из технических средств практики психоана­лиза, посредством которого он пытался охарактеризовать лич­ность самого пациента и причины его невроза.

Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос, обозначая им процесс эмпатийного сопережива­ния психотерапевтом чувств и состояний клиента.

Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрпере­нос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия - как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы. Однако в психодраме в отличие от классического психоанализа процессы переноса и контрпереноса используются не только и не столько для характери­стики личности клиента, сколько с терапевтической целью его са­мораскрытия и преодоления определенных комплексов и неврозов, а также для усиления всего группового процесса.

Катарсис

Как известно, это слово в античной греческой трагедии обо­значало очищение, просветление через страдание. В этом же значе­нии его употреблял еще Аристотель.

В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смыс­ле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания при­чин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. При­мерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в боль­шинстве направлений и школ западной психотерапии.

Не стал исключением и Морено с его психодрамой. Однако здесь понятие катарсиса получило дополнительное широкое тол­кование. В психодраме катарсис должны испытать не только кли­ент и даже не только все участники конкретного психодраматиче­ского этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по за­мыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.

Можно сказать, что катарсис по Морено ближе к своему пер­воначальному смыслу античной трагедии, главной целью которой и было совместное активное сопереживание и финальное облегче­ние-просветление актеров и зрителей.

Однако, если в греческой трагедии катарсис - явление вторич­ное по отношению к сюжету, у Фрейда - одно из средств психо­анализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтиче­ское воздействие.

Инсайт

Это слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях со­временной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расши­ряющее возможности решения проблемы.

Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он по­нимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и долж­ны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катар­сису, а через него к инсайту.

В начале занятия психотерапевт объясняет группе смысл и за­дачи психодрамы и описывает этапы ее практической реализации. Теоретические положения доводятся до участников группы в объ­еме и форме, соответствующих именно данной группе и уровню ее подготовленности.

Практика психодрамы включает несколько важных этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития са­мой психодрамы.

Распределение ролей

В настоящее время многие руководители групп вносят свои новшества в типы ролей психодрамы, однако в основном типажи, введенные Я. Морено, сохраняются. К ним относятся роли: режис­сера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я.

Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руково­дитель группы (как правило, это одно лицо). Его главные задачи -сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сце­ническое действие в желательном направлении, а далее - поддер­живать настроение участников к проявлению их творческой ини­циативы и импровизации.

В зависимости от того, проводится ли психодрама в первую очередь для терапевтического воздействия на участников или для психоанализа их самих, причин их неврозов, роль режиссера не­сколько меняется. В первом случае он главным образом поддер­живает терапевтическую творческую атмосферу, практически не отвлекая внимание группы на аналитические разборы, - для него важнее сам процесс, чем его анализ. Во втором случае анализу слов, действий и скрытых за ними причин уделяется специальное время, хотя (как мы уже говорили) в психодраме по Я. Морено психоанализ играет подчиненную роль по отношению к терапев­тическому процессу достижения катарсиса и инсайта.

Протагонистом (в соответствии с терминологией античного те­атра) Морено называет исполнителя главной роли - основного Я. Все остальные участники играют роли вспомогательных Я.

Подробнее мы можем проследить за их деятельностью в про­цессе рассмотрения основных стадий (фаз) развития психодрамы.

Первая стадия

Здесь основная нагрузка выпадает на режиссера. В его задачи входит:

-добиться физического раскрепощения всех участников пси­ходрамы, преодоления (типичной для начинающих актеров) дви­гательной зажатости;

- постоянное поощрение, стимулирование проявления спон­танности невербального (двигательного, мимического) и вер­бального (словесного) проявления эмоций;

- целенаправленная концентрация внимания участников груп­пы на решении общей задачи с соблюдением принципа «здесь и теперь». Для раскрепощения «актеров», «режиссеры» психодрамы часто используют различные разминочные упражнения. Это мо­гут быть самые разные движения типа подвижных игр или эле­ментов групповой гимнастики, аэробики, которые с помощью режиссера сопровождаются созданием и усилением атмосферы игры, творческой свободы, шуток. Затем могут быть сыграны элементы пантомимы в парах, в тройках и т.п., попытки передать мысли мимикой и жестами и разгадать их.

При этом участники должны знать, что чем быстрее и полнее они обретут раскованность и спонтанность (естественность «неумышленного» реагирования), тем быстрее и эффективнее на­ладится процесс психодрамы, который поможет решению их про­блем. Однако слишком часто повторять этого не нужно, так как излишнее старание «быть естественными» как раз и будет мешать обретению истинной естественности и спонтанности.

Вообще, как и во все видах неавторитарной групповой терапии, режиссер психодрамы должен вмешиваться только в случае явной необходимости («не надо дуть в надутые паруса», если групповой процесс сам налаживается - не вмешивайтесь) и по возможности незаметно, не поучая, а вдохновляя. Режиссер должен всячески по­ощрять смелость свободного, необдуманного проявления эмоций в словах и жестах, не бояться выглядеть смешными и т.п.

Вторая стадия

После обретения участниками определенной раскованности и создания активной творческой атмосферы в результате правильно проведенной разминки начинается основная часть психодрамы.

Сначала режиссер определяет, кто из участников будет играть роль протагониста. Он может сделать этот выбор самостоятельно или умышленно вовлекая в обсуждение кандидатуры группу и тем самым поддерживая творческую активность всех участников.

Режиссер просит протагониста выбрать достаточно важную для него тему, рассказать всем общую идею того спектакля, кото­рый он хотел бы разыграть. Он напоминает, что протагонист из­лагает лишь общее направление, а развитие действия в психодра­ме должно быть спонтанным (как и действия всех ее участников) и не связанным заранее детализированным сценарием.

Затем выбранный главный герой - протагонист подбирает себе одного или нескольких (в зависимости от замысла режиссера) партнеров, которые будут его вспомогательными Я. Объяснив вспомогательным Я их задачи, протагонист начинает разыгры­вать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства.

Режиссер, как уже говорилось, вмешивается лишь в случае не­обходимости, подправляя процесс в нужном направлении к ка­тарсису и инсайту.

Сам Якоб Морено характеризовал задачи режиссера психод­рамы следующим образом: «Мы не должны разрушать стены (чтобы вывести участников из тупика. - А.Р.), мы просто долж­ны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, ка­кая из них открыта». Под разрушением стен Морено имеет в ви­ду излишне активное вмешательство режиссера в процесс пси­ходрамы, когда участники заходят в тупик и не знают, как раз­вивать действие дальше.

Действительно, в такой ситуации интерес к психодраме со стороны как участников, так и зрителей падает, и у режиссера возникает соблазн вмешаться и наглядно показать, что клиенты не зря обратились к нему и данному методу. Обычно такое вме­шательство останавливает развитие действия, то есть «разрушает стены» образовавшегося тупика, а не стимулирует участников искать из него выход.

Поэтому режиссер сначала подбадривает заблудившихся и остановившихся участников просто положительной эмоцио­нальной атмосферой, а в случае затянувшегося застоя и угрозы потери веры в свои силы (а то и в метод психодрамы) режиссер начинает как бы неявно подталкивать участников к различным дверям, стимулируя их самих попробовать, какая дверь открыта и ведет к выходу из тупика.

Третья стадия

Это завершающая стадия психодрамы, которая, как и боль­шинство видов групповой терапии, заключается в совместном об­суждении и анализе поведения всех участников. В это обсуждение следует вовлекать (ненасильственно) всех участников, так как та­кие обсуждения помогают не только улучшить работу, лучше уз­нать себя и других, но и стимулируют активность группового взаимодействия и эмпатийного взаимопонимания.