Вопрос 3. Информационная система государственного управления.

Когда говорится о создании и совершенствовании информационной системы (или систем) государственного управления, то имеется в виду не просто система, функционирование которой связано с формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации, отражающей состояние определенных объектов (субъектов) в их динамике, а качественно и принципиально новое явление.

Во всем мире за последние 10-15 лет произошел буквально прорыв, характеризующийся в общем двумя моментами:

а) необычайным (взрывным) увеличением объемов, разнообразия и динамики информации, введенной в человеческую жизнедеятельность и используемой в целях ее качественного преобразования;

б) созданием таких информационных средств и технологий поиска, фиксации, систематизации и передачи информации, которые в корне изменили бы все информационные процессы и интеллектуальное представление о них.

В контексте поставленного вопроса – информационная система государственного управления – речь идет не столько о технической стороне (компьютеры, средства связи) информационного обеспечения государственного управления, чем порой теоретически и практически ограничивается этот вопрос, сколько о построении качественно новой системы государственного управления. Механизация, автоматизация, компьютеризация управленческой деятельности улучшают, конечно, обработку информации, но не влияют или слабо влияют на актуальность и действенность управленческих решений и организационно-управленческих мероприятий. Сегодня органы государственной власти, особенно их руководящие звенья, в целом неплохо оснащены комплексами информационных средств и имеют непосредственный «доступ» к огромному массиву информации. Однако мы еще далеки от того, чтобы государственное управление овладело подлежащими его ведению общественными процессами, придало им должный характер и гарантировало их устойчивость и надежность в просматриваемой перспективе.

Следовательно, если идти по сложившемуся инерционному пути, «внедряя» в органы государственной власти современную информационную технику, создавая компьютерные сети, подключая их к тем или другим банкам данных и, в конечном счете, все это интегрировать в мировые информационные коммуникации, то не стоит и говорить об информационной системе государственного управления РФ. В результате производного, «приставочного», зависимого характера такой системы трудно надеяться на то, что она сможет играть свою роль в возрождении России. Скорее всего, она послужит дальнейшему истощению ресурсов, в том числе и интеллектуальных, их оттоку к нашим конкурентам.

Как представляется, информационная система государственного управления должна формироваться (а существующая – реформироваться) на основе и в целях практического осуществления стратегической государственной политики, отражающей общенациональные интересы страны и обеспечивающей ее развитие и международную безопасность.

Информационная система государственного управления, если она станет таковой, должна нести в себе стимулирующее начало. Поэтому для нее особое, определяющее значение имеет содержание информации:

а) идейные и нравственные ценности, составляющие суть государственного управления;

б) сведения, отражающие материальные, производственные, социальные, технические и технологические параметры управляемых объектов;

в) данных о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих производственную, социально-обслуживающую, духовно-культурную и иную имеющую потребительский характер деятельность управляемых объектов;

г) документы, регулирующие деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в сфере управления (законодательные и иные нормативные правовые акты, договорные обязательства и плановые задания, указания вышестоящих органов, результаты контрольных актов и т.д.);

д) сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте персонала государственных органов и органов местного самоуправления (совокупность всех данных, характеризующих человеческий потенциал субъекта государственного управления).

В информационной системе государственного управления (разумеется, реально управляющей, а не обслуживающей архивы) должно быть то, что необходимо для государственного управления в российском обществе. Эту систему не надо путать с другими информационными системами, которые могут содержать, скажем, художественную, научную, историческую, техническую, медицинскую и иные виды актуальной и интересной для людей информации.