Группы встреч

Эти группы в отличие от Т-групп (групп тренинга умений) счи­таются психокоррекционными. Можно сказать, что это группы разнонаправленного действия: одни направлены «вовне», другие -«внутрь». Если первые (Т-группы) отрабатывают внешние (поведенческие) реакции, то вторые (психокоррекционные) кор­ректируют внутренние (психические) состояния.

Это различие весьма условно, на уровне акцентов - в каких группах что (коррекция поведения или состояния) преобладает на уровне практических упражнений. Ясно, что отделить поведение человека от его психических состояний можно лишь условно. Од­нако чисто технически (на уровне применяемых психотерапевти­ческих техник) такое условное деление весьма важно.

Так, один из основоположников групповой психотерапии Карл Роджерс, а также автор гештальттерапии Федерик Пёрлз и другие делают акцент на раскрытии самоисцеляющих сил самой группы, доверяют спонтанности (естественности) ее саморазвития и бла­готворному влиянию на самораскрытие и оздоровление каждого члена такой группы. При этом, как уже говорилось, психотерапевт максимально устраняется от руководства группы, следя главным образом за необходимой внутригрупповой психологической атмо­сферой (психологической защищенности и одновременно опти­мальной критичности и самокритичности).

Говоря о Т-группах, мы уже отмечали, что они невольно оказыва­ют и положительное психокоррекционное действие. Это положение взято на вооружение представителями другого подхода к психокоррекционным группам (Бредфорд, Гибб, Беннис и др.). Здесь, как и в Т-группах, руководитель играет весьма активную роль, помогая отра­батывать и корректировать определенные поведенческие реакции в типовых ситуациях, исходя из того, что корректировка (исправление) невротического поведения приведет (по механизму обратной связи) и к снижению частоты и интенсивности невротических состояний вплоть до их ликвидации.

В настоящее время многие психотерапевты (в частности, в на­шем Центре) используют комплексные подходы, чередуя те и дру­гие методы (саморегуляции группы и отработки конкретных пове­денческих реакций), закрепляя и стимулируя одно другим.

Методы работы Т-групп мы уже достаточно подробно рассмот­рели в предыдущем разделе. Помня о том, что они находят опре­деленное применение и в психокоррекционных группах, остано­вимся подробнее на группах встреч (по Роджерсу).

Считается, что группы встреч впервые как официальная форма психотерапии возникли в 1962 г. в США под руководством Карла Роджерса. Он признан одним из основоположников гуманистического направления психотерапии - «терапии, центрированной на клиенте».

Сторонники гуманистической психотерапии возлагают основ­ные надежды на указанную еще А.Адлером врожденную способ­ность человека к самореализации и самосовершенствованию. По их мнению, большинство неврозов и комплексов происходит именно из-за нереализации индивидуальных потенциальных воз­можностей, и поэтому при групповой терапии важно создать атмо­сферу, благоприятствующую самораскрытию и самореализации, а не учить клиента конкретным моделям поведения (так как это мо­жет увести человека от пути к своему истинному Я). Психотера­певт здесь присутствует лишь как консультант или равный (но бо­лее опытный) член группы.

Один из соратников Роджерса, Уильям Шутц, определил глав­ные требования к группам встреч, которые можно назвать и эти­ческими нормами и характеристиками, соответствие которым по­зволяет относить группы к данному типу (здесь они даются в бо­лее подробном, чем у автора, развернутом виде, учитывая, что данная книга рассчитана не только на профессионалов):

- искренность и открытость в общении между всеми участниками;

- постоянное уточнение (объективизация) каждым участником осознания своего Я (физического и психологического образа);

- принятие каждым участником ответственности за эффектив­ность группового процесса не только для себя, но и для каждого члена группы;

- постоянное внимание к чувствам (своим и чужим), а не только к словам и действиям;

- соблюдение принципа «здесь и теперь» (не уходить самому и не уводить группу в рассуждения о прошлом или будущем от обсуждения и решения конкретных актуальных проблем или перено­са нерешенных в прошлом проблем в данную ситуацию).

Искренность и открытость

Приход в такую группу для большинства членов психокоррекционных групп (особенно учитывая их индивидуально-психологи­ческие особенности) - далеко не легкий шаг. Точнее, это комплекс­ный процесс преодоления смущения, неуверенности в себе, труд­ностей в общении, нежелания признаваться в чем-то даже самому себе и уж тем более посторонним. Поэтому очень важно еще до принятия человека в группу правильно настроить его на необхо­димость такого шага, без которого все другие усилия бесполезны и прохождение дальнейших этапов групповой терапии просто не­возможно.

При правильно сформировавшейся групповой атмосфере (благо­желательности, готовности к совместному преодолению общих про­блем, групповой поддержке) такой процесс самораскрытия в конеч­ном итоге приносит участнику удовлетворение от собственной сме­лости, от того, что он смог преодолеть трудный для себя психологи­ческий барьер и получил одобрение группы и терапевта.

Мы называем этот процесс мини-катарсисом, так как облегче­ние происходит если не через страдание, то по крайней мере че­рез весьма трудное и болезненное для самолюбия, застенчиво­сти, психологической самозащиты и т.п. усилие.

Естественно, что наиболее полное самораскрытие возможно только в группе с атмосферой эмпатического взаимопонимания. Важно помнить, что самораскрытие, не встретившее должного по­нимания и поддержки, не только не эффективно, но нередко усу­губляет психическое состояние данного участника и даже приво­дит его к уходу из группы. Однако даже в благоприятной группо­вой атмосфере процесс самораскрытия не надо форсировать -каждый участник должен индивидуально созреть для этого, про­двигаясь иногда маленькими шажками, постепенно все более смелея и обретая уверенность в себе и в правильном понимании со стороны группы.

Идеальным завершением такого процесса является формиро­вание так называемой аутентичной (естественно саморегули­рующейся) личности, которая легко и свободно выражает себя, но в строгом соответствии с требованиями ситуации. Такую свободу здорового самовыражения не надо путать с болезненным психо­логическим эксгибиционизмом (этот термин пришел в психологию из сексологии, где он обозначает половое извращение, выражаю­щееся в непреодолимом желании обнажаться при посторонних). Психологический эксгибиционизм проявляется в том, что участник не только не испытывает трудностей самораскрытия, но рвется как можно более «обнажиться» перед еще практически незнако­мыми членами группы.

Естественно, что такое самораскрытие должно не поощряться, а тактично сдерживаться. Если же это не удается, надо тактично освободиться от участника, как и от любого другого человека с выраженной психопатологией. (Иногда такие люди тоже включа­ются в определенные лечебные группы, но это уже из области психиатрии, что не входит в нашу компетенцию.)

Осознание своего Я

В процессе самораскрытия каждый участник не только знако­мит с собой других членов группы, но и уточняет, объективизирует собственную самооценку. Не секрет, что наше представление о себе весьма субъективно и вольно или невольно уточняется нами с учетом мнений, поощрений, замечаний и поведенческих реакций других людей. В группе такое уточнение с помощью вышеупомя­нутой обратной связи проводится постоянно и целенаправленно. Наилучшие условия для этого создает конфронтация, но она, как мы уже говорили, может быть успешной лишь при установлении в группе атмосферы благожелательности и доверительности.

Ответственность

Это очень важный компонент социально-психологического здо­ровья, аутентичности. И напротив, именно отсутствие чувства от­ветственности за решение собственных жизненных проблем, по­пытка уйти от них, найти самооправдание их нерешенности явля­ется одной из наиболее типичных характеристик невротической личности.

Можно сказать, что несмотря на различие подходов и методов одной из главных задач практически любой психотерапии счита­ется формирование и усиление личной ответственности человека за решение собственных жизненных проблем. Поэтому руководи­тель группы должен предупреждать, а если надо, то и сдерживать участников группы в их желании помочь товарищу преодолеть трудную ситуацию. Разумеется, он при этом не должен усомниться в благожелательности отношения к нему. Участники группы должны знать, что такая помощь лишь задерживает рост индивидуальной ответственности данного участника, а значит и социально-психо­логического оздоровления.

Разумеется, речь не идет о крайних случаях, когда в неожи­данно возникшей чрезвычайной ситуации, при наложении ее на тяжелое эмоциональное состояние участника, психотерапевт должен вмешаться, чтобы оказать поддержку. Но это целесооб­разно именно в чрезвычайных случаях, и все участники группы должны знать, что хотя их не бросят в беде, но они должны сде­лать все от них зависящее, чтобы самостоятельно решить ситуа­цию, иначе процесс оздоровления не будет эффективным.

Внимание к чувствам

Многие психотерапевты считают одним из важнейших разделов самопознания осознание своих чувств. Это важно подчеркивать при ознакомлении участников группы с задачами их работы, так как многие сводят самопознание к рациональному самоанализу своего образа и поведения. Чувствам при этом либо уделяется недостаточное внимание, либо они трактуются по первому поры­ву, без серьезного уточняющего анализа.

Поэтому надо делать специальный упор на самоанализ своих чувств и ощущений по отношению к каждому члену группы, его поведению, высказываниям.

Не менее важно попытаться объективно оценить и учесть мне­ние других на выражение ваших чувств, на словесное или пове­денческое проявление их чувств к вам.

Здесь и теперь

Вы наверняка уже обратили внимание на то, что этот принцип постоянно упоминается в различных видах групповой психотера­пии. Это не случайно. Дело в том, что, как мы уже говорили, у большинства участников психокоррекционных групп постоянно проявляется тенденция уйти от реального решения проблем (от ответственности за такое решение) в обсуждение их в прошлом времени или в виде будущих планов и тревог. В этом случае про­исходит дистанцирование от проблем, что мешает их осознать и прочувствовать актуально.

Принцип «здесь и теперь» обязателен для эффективного ос­воения предыдущих разделов (особенно «Ответственности» и «Внимания к чувствам». Постоянное напоминание «здесь и теперь» тренирует способность жить реальной жизнью, оттесняя невротиче­ские переживания, то есть ведет к оздоровлению, обретению и ощу­щению своей социальной и психологической полноценности.