Группы тренинга межличностного общения
Как уже упоминалось, в эти группы чаще всего собираются люди, желающие научиться лучше строить семейные отношения, однако, разумеется, эти навыки полезны и для делового общения. Эти группы часто называют группами коммуникативных умений, подразумевая под этим совершенствование не только взаимоотношений, но и взаимодействия.
Группы этого типа, несмотря на соответствие общим требованиям, предъявляемым ко всем Т-группам, имеют и специфику. Она заключается в том, что в работе таких групп одновременно (комплексно) решаются две задачи: личностный рост и самосовершенствование каждого участника; совершенствование навыков общения и взаимодействия.
Тренировка в этих группах включает следующие разделы:
- описание поведения;
- коммуникацию чувств;
- активное слушание;
- конфронтацию.
Описание поведения
Дословный перевод не совсем точно передает задачу работы на этом этапе. Это не просто описание поведения себя и других, а обучение умению словесно характеризовать свое и чужое поведение в наиболее приемлемом описательном, а не в критически-оценочном стиле.
Пример описательного стиля:
- Ты неправильно это делаешь. (За этим может последовать благожелательный совет.)
Пример критически оценочного стиля:
- Разве так делают! Какой же ты непонятливый (бестолковый, неряха, растяпа и т.п.).
Первый вариант - шаг к совершенствованию действий отдельного участника и налаживанию взаимодействия с ним. Второй вариант - путь к обиде, обособлению, ухудшению взаимоотношений и взаимодействия.
Коммуникация чувств
В этом разделе отрабатывается способность как можно точнее осознавать и как можно понятнее передавать другим свои чувства в словах, мимике и жестах. При благожелательной корректировке со стороны руководителя и друг друга участники учатся как можно более точно употреблять слова, избегая лишних, запутывающих основную мысль слов и выражений.
При этом важно добиваться того, чтобы три основных коммуникативных компонента (слова, мимика и жесты) усиливали, а не опровергали друг друга.
Активное слушание
Большинству людей не столь важно услышать, что мы говорим, как найти в нас понимающего участливого слушателя. Умение участливо (внимательно и активно) слушать является важнейшим условием налаживания взаимопонимания и взаимодействия.
Наш опыт и различные тесты показывают, что большинство из нас переоценивают свое умение слушать собеседника, что затрудняет межличностные коммуникации и мешает собственному самораскрытию.
Для совершенствования этой способности используются специальные упражнения, формирующие активное слушание и эмпатическое (эмоционально-сопереживающее) понимание.
Конфронтация
Это решающий и наиболее трудный этап групповой работы. Здесь тоже имеется некоторое смысловое несовпадение самого термина конфронтация, как он понимается в данном случае и в нашей повседневной лексике.
Под конфронтацией в данном случае подразумевается не противоборство или противостояние, что недопустимо в групповой психотерапии и тем более в группах тренинга коммуникативных умений, а повышение эффективности сотрудничества, но все же с некоторым привкусом здорового противоборства. Именно здорового, так как в нормальной группе, семье, деловом коллективе обязательно периодически возникают противоречивые мнения, а также различные подходы к решению ситуаций и манеры поведения, которые далеко не всех устраивают.
Именно поэтому в разделе «Конфронтация» участники группы должны приобрести навыки не просто налаживать отношения и взаимодействия, но и убеждать другого изменить некоторые свои взгляды и модели поведения. При этом важно не только не ухудшить, но и - желательно - улучшить взаимопонимание и отношения.
Ясно, что для успешной, полезной для всех участников группы, реализации задач конфронтации необходима тщательная проработка предыдущих разделов: «Самопрезентации» (одинакового понимания каждого члена группы как самим собой, так и другими участниками) и «Обратной связи» (умения адекватно реагировать на поведение других и учитывать их реакцию для коррекции своего поведения).
Существуют следующие параметры, соответствие которым позволяет считать, что данный участник правильно освоил этап конфронтации. Для этого он должен продемонстрировать в группе во время решения конфликтной ситуации:
- умение налаживать взаимоотношения и эмпатическое (не только умом, но и сердцем) взаимопонимание;
- выражать конфронтацию (несогласие желание внести изменение) в тоне благожелательного предложения, совета или вопроса а не категорического требования;
- обсуждая поведение или мнение собеседника, не переходить с сути дела на личность;
- не просто критиковать и отвергать чужие предложения а спокойно приводить логические аргументы обосновывающие свою точку зрения, и другое решение проблемы;
- вести конфронтацию честно, не искажая фактов и мнении в свою пользу или в ущерб оппоненту.
Надо сказать что между Т-группами (группами тренинга различных умений) и психокоррекционными группами много общего. В частности, работа в Т-группах, кроме совершенствования отдельных профессиональных и межличностных навыков, в значительной мере выполняет и роль духовного оздоровления и совершенствования. Ведь одной из задач психокоррекционных групп по отношению к каждому отдельному участнику является высвобождение его личности от зажатости, помощь в максимальном самораскрытии самого себя в социуме (для других и для себя), что, по мнению большинства групповых психотерапевтов, начиная с Ф. Пёрлза, считается главным условием оздоровления личности.
Это дает полное основание считать (и это подтверждается мнением психотерапевтов и участников Т-групп), что данные группы, кроме совершенствования конкретных навыков, решают и функцию общего психологического оздоровления и совершенствования каждого участника, повышение его уверенности в себе в процессе общения и взаимодействия с другими и т.п.