Группы тренинга межличностного общения

Как уже упоминалось, в эти группы чаще всего собираются люди, желающие научиться лучше строить семейные отношения, однако, разумеется, эти навыки полезны и для делового общения. Эти группы часто называют группами коммуникативных умений, подразумевая под этим совершенствование не только взаимоот­ношений, но и взаимодействия.

Группы этого типа, несмотря на соответствие общим требова­ниям, предъявляемым ко всем Т-группам, имеют и специфику. Она заключается в том, что в работе таких групп одновременно (комплексно) решаются две задачи: личностный рост и самосовер­шенствование каждого участника; совершенствование навыков об­щения и взаимодействия.

Тренировка в этих группах включает следующие разделы:

- описание поведения;

- коммуникацию чувств;

- активное слушание;

- конфронтацию.

Описание поведения

Дословный перевод не совсем точно передает задачу работы на этом этапе. Это не просто описание поведения себя и других, а обучение умению словесно характеризовать свое и чужое поведе­ние в наиболее приемлемом описательном, а не в критически-оценочном стиле.

Пример описательного стиля:

- Ты неправильно это делаешь. (За этим может последовать благожелательный совет.)

Пример критически оценочного стиля:

- Разве так делают! Какой же ты непонятливый (бестолковый, неряха, растяпа и т.п.).

Первый вариант - шаг к совершенствованию действий отдель­ного участника и налаживанию взаимодействия с ним. Второй вариант - путь к обиде, обособлению, ухудшению взаимоотноше­ний и взаимодействия.

Коммуникация чувств

В этом разделе отрабатывается способность как можно точнее осознавать и как можно понятнее передавать другим свои чувства в словах, мимике и жестах. При благожелательной корректировке со стороны руководителя и друг друга участники учатся как мож­но более точно употреблять слова, избегая лишних, запутываю­щих основную мысль слов и выражений.

При этом важно добиваться того, чтобы три основных комму­никативных компонента (слова, мимика и жесты) усиливали, а не опровергали друг друга.

Активное слушание

Большинству людей не столь важно услышать, что мы гово­рим, как найти в нас понимающего участливого слушателя. Умение участливо (внимательно и активно) слушать является важнейшим условием налаживания взаимопонимания и взаимо­действия.

Наш опыт и различные тесты показывают, что большинство из нас переоценивают свое умение слушать собеседника, что затруд­няет межличностные коммуникации и мешает собственному са­мораскрытию.

Для совершенствования этой способности используются спе­циальные упражнения, формирующие активное слушание и эмпатическое (эмоционально-сопереживающее) понимание.

Конфронтация

Это решающий и наиболее трудный этап групповой работы. Здесь тоже имеется некоторое смысловое несовпадение самого термина конфронтация, как он понимается в данном случае и в нашей повседневной лексике.

Под конфронтацией в данном случае подразумевается не про­тивоборство или противостояние, что недопустимо в групповой психотерапии и тем более в группах тренинга коммуникативных умений, а повышение эффективности сотрудничества, но все же с некоторым привкусом здорового противоборства. Именно здоро­вого, так как в нормальной группе, семье, деловом коллективе обязательно периодически возникают противоречивые мнения, а также различные подходы к решению ситуаций и манеры поведе­ния, которые далеко не всех устраивают.

Именно поэтому в разделе «Конфронтация» участники груп­пы должны приобрести навыки не просто налаживать отноше­ния и взаимодействия, но и убеждать другого изменить некото­рые свои взгляды и модели поведения. При этом важно не толь­ко не ухудшить, но и - желательно - улучшить взаимопонимание и отношения.

Ясно, что для успешной, полезной для всех участников груп­пы, реализации задач конфронтации необходима тщательная проработка предыдущих разделов: «Самопрезентации» (одина­кового понимания каждого члена группы как самим собой, так и другими участниками) и «Обратной связи» (умения адекватно реагировать на поведение других и учитывать их реакцию для коррекции своего поведения).

Существуют следующие параметры, соответствие которым по­зволяет считать, что данный участник правильно освоил этап конфронтации. Для этого он должен продемонстрировать в груп­пе во время решения конфликтной ситуации:

- умение налаживать взаимоотношения и эмпатическое (не только умом, но и сердцем) взаимопонимание;

- выражать конфронтацию (несогласие желание внести изменение) в тоне благожелательного предложения, совета или вопро­са а не категорического требования;

- обсуждая поведение или мнение собеседника, не переходить с сути дела на личность;

- не просто критиковать и отвергать чужие предложения а спокойно приводить логические аргументы обосновывающие свою точку зрения, и другое решение проблемы;

- вести конфронтацию честно, не искажая фактов и мнении в свою пользу или в ущерб оппоненту.

Надо сказать что между Т-группами (группами тренинга различных умений) и психокоррекционными группами много общего. В частности, работа в Т-группах, кроме совершенствования от­дельных профессиональных и межличностных навыков, в значи­тельной мере выполняет и роль духовного оздоровления и совершенствования. Ведь одной из задач психокоррекционных групп по отношению к каждому отдельному участнику является высвобож­дение его личности от зажатости, помощь в максимальном само­раскрытии самого себя в социуме (для других и для себя), что, по мнению большинства групповых психотерапевтов, начиная с Ф. Пёрлза, считается главным условием оздоровления личности.

Это дает полное основание считать (и это подтверждается мнением психотерапевтов и участников Т-групп), что данные группы, кроме совершенствования конкретных навыков, решают и функ­цию общего психологического оздоровления и совершенствова­ния каждого участника, повышение его уверенности в себе в про­цессе общения и взаимодействия с другими и т.п.