Лекция№9 ТЮРКСКИЙ МИР НА ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ

1. Интеграция как залог сохранения и процветания Тюркского мира.

2. Основные факторы интеграции.

3. Культурные связи как основной укрепляющий фактор единства Тюркского мира.

Идея единства тюркских народов претерпела свое второе рождение в годы коллапса, который переживал Советский Союз в 1980-е гг. Уже тогда известный казахский поэт Олжас Сулейменов призывал к сближению и сотрудничеству тюркские народы, имеющие общие корни, культуру и прошлое. Летом 1990 г. в Москве состоялся I-й съезд народов Востока СССР, большинство участников которого являлись представителями тюркских народов. Главной целью этого собрания провозглашалось сотрудничество и координация действий в сфере сохранения языков и культур, а также совместная работа в области политики. Результатом деятельности съезда явилось провозглашение Ассамблеи народов Востока (АНВ). В апреле 1991 г. в городе Казани состоялся II-й съезд АНВ, на котором Ассамблея была переименована в Ассамблею тюркских народов (АТН).

В 1991 г. Союз Советских Социалистических республик распался. До этого эпохального события Турция была единственным независимым тюркским государством. На обломках же СССР провозгласило свой суверенитет еще пять тюркских республик – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан. Некоторые лица (А. Андиджан) включают в этот список и Таджикистан, относя его к тюркским странам, что, на наш взгляд, не отвечает действительности, поскольку таджикский народ есть представитель индоиранской языковой семьи, что категорически исключает его тюркское происхождение.

Идея консолидации тюркских народов, выдвинутая на первом съезде АНВ, поддерживается участниками систематически проводимых Курултаев дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и народов, куда съезжаются представители со всех уголков мира. Основным принципом этих съездов является принцип ««Единство в языке, мыслях и действии» («Dilde, fikirde, işte birlik»), брошенный еще в начале XX в. знаменитым лидером тюркистского движения Исмаилом Гаспринским.

В 1992 г. была создана Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ), членами которой стали Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Турция. Основой для образования данной организации послужила идея объединения и уважительного паритета родственных культур тюркоязычных народов. За период своего существования ТЮРКСОЙ внесла огромный вклад в развитие процесса интеграции тюркских народов, проводя различные мероприятия в области культуры, образования и науки. Блестящим примером этому служит проведенный ею в конце апреля текущего года в Алматы международный симпозиум на тему «Роль тюркского мира в диалоге цивилизаций», в котором приняли участие историки, культурологи, политологи и многие другие.

Важность существования и деятельности ТЮРКСОЙ отметил в своем интервью Амреев Багдад, являющийся Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Турции. Согласно его мнению, «общетюркская интеграция не будет эффективна без существенного усиления ТЮРКСОЙ, которая может быть расширена с включением в сферу ее ответственности вопросов образования, науки и техники, искусства, то есть преобразованием ТЮРКСОЙ в некое ЮНЕСКО или ИСЕСКО тюркского мира». Он подчеркнул, что «сотрудничество в указанных сферах успешно осуществляется, в том числе и на многостороннем уровне. Речь идет об институционализации уже существующих связей в этой сфере».

Весомый вклад в укрепление сотрудничества и сплочения тюркоязычных народов вносит Агентство по развитию сотрудничества тюркского мира (TIKA), находящееся в городе Анкаре. Оно оказывает всяческую поддержку проектам, направленным на исследование проблем тюркского мира, его истории, культуры, способствует восстановлению памятников тюркской цивилизации и сохранению ее наследия.

Особую актуальность проблемы тюркского мира приобрели в последние годы. Для нашего государства изучение этих проблем имеет особое значение, так как именно Казахстан являлся одним из основных ареалов формирования тюркской цивилизации. Только за последние несколько лет состоялась целая серия международных и региональных научно-практических конференций, посвященных проблемам тюркского мира, как за рубежом, так и в нашей республике («Древнетюркский мир: история и традиции» (Казань, 24–25 января 2001 г.), «Уйгуроведение Казахстана: традиции и новации» (Алматы, 30 сентября 2005 г.), «Отечественная тюркология: проблемы, поиски, итоги» (Астана, 2 июня 2007 г.) и т.д.). В Казахстане функционируют тюркологические научно-исследовательские институты (Научно-исследовательский институт тюркологии при Международном Казахско-Турецком университете им. Х.А. Яссави), научно-исследовательские центры тюркологии (Научно-исследовательский центр тюркологии Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова) и т.п., в стенах которых целенаправленно исследуются различные аспекты прошлого и настоящего тюркского мира. Подобные заведения осуществляют свою деятельность и в Турецкой Республике (Институт тюркологических исследований, Фонд исследований Тюркского мира, Фонд Дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и народов, Культурный центр тюркского мира и т.д.).

Так что же это за понятие «Тюркский мир»? Каковы его география и составные части?

Понятие «Тюркский мир» подразумевает под собой обширную территорию, на которой проживают представители различных тюркоязычных народов. Это понятие носит этнический характер. Тюркский мир, как целостная историческая реальность, сформировался в эпоху средневековья. Именно в этот период истории человечества были заложены основы единства материальной и духовной культуры, система моральных ценностей и менталитета, сформировалась так называемая тюркская цивилизация, обладавшая огромным своеобразием и уникальностью, разительно отличавшаяся от современных ей цивилизаций, внесшая свою особую лепту в ход мировой истории и располагавшаяся на территории Азии, Европы и Африки. Историю тюркской цивилизации условно делят на два периода: до принятия тюрками ислама и после принятия мусульманства. Историю тюрков доисламского периода можно назвать общей для почти всех тюркских народов, в частности для Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана и Турции, так как они имеют общую «колыбель».

На современном этапе тюркский мир охватывает огромную площадь в 10 496 076 км2. и простирается от Тихого океана на востоке до Средиземного моря на западе. Нынешняя этническая карта тюркского мира, да и не только тюркского («Великое переселение народов»), является результатом бесконечных миграций тюркских племен, приведших к закреплению за ними огромной территории.Несмотря на то, что данный регион состоит, в основном, из горных районов, степей и пустынь, он имеет огромное стратегическое значение в силу обладания большим запасом природных ресурсов, залежей, хранящихся в недрах земли. В прошлом же именно по этой территории пролегал Великий шелковый путь, соединявший Азию и Европу, большая часть которого находилась под контролем тюрков.

Славную историю тюркской цивилизации составили такие племена и народы прошлого как саки, гунны, эфталиты, табгачи, кипчаки, печенеги и многие другие. Такие тюркские империи как Тюркский, Уйгурский, Хазарский, Аварский каганаты, государства Караханидов, Газневидов, Хорезмшахов, Сельджукидов, Золотая Орда, держава Тимура и Османская империя вошли в список самых мощных империй мира и, оставив неизгладимый след в истории человечества, сыграли большую роль в составлении современной этнической карты мира, являющуюся конечным итогом многовековых этногенетических и миграционных процессов. Создание самой первой карты тюркского мира историки приписывают Махмуду Кашгари. В его всемирно известном труде «Диван-и Лугат-ат Тюрк» содержится карта, на которой отмечены места проживания тюрков и их соседей, что обогащает наши знания о тюркских племенах и государствах, а также их локализации в период средневековья.

Известный российский тюрколог Кляшторный С.Г., исследуя вопрос об этногенезе тюркских племен, отмечал, что на протяжении всей древней и средневековой истории в среде тюркских народов складывались и преемственно закреплялись этнокультурные традиции, которые, имея зачастую различные истоки, постепенно формировали этнически существенные особенности, в той или иной мере присущие всем тюркоязычным племенам. Наиболее интенсивно формирование такого рода стереотипов происходило в древнетюркское время, т. е. во второй половине I тыс. н.э., когда определялись оптимальные формы хозяйственной деятельности (кочевое и полукочевое скотоводство), в основном сложился комплекс материальной культуры (тип жилища, одежды, средства передвижения, пища, украшения и т.п.), приобрела известную завершенность духовная культура, социально-семейная организация, народная этика, изобразительное искусство и фольклор.

Современный тюркский мир – это совокупность народов, говорящих на языках тюркской группы и насчитывающий более 120 млн. человек. Тюркские народы входят в число самых многочисленных народов мира.

Тюрков, населяющих так называемый Тюркский мир, согласно наиболее распространенной в науке точке зрения, можно условно разделить на четыре группы:

1. Сибиро-Алтайские тюрки;

2. Западные тюрки;

3. Восточно-европейские тюрки;

4. Туркестанские тюрки.

Остановимся на этническом составе каждой из этих групп.

Первую группуСибиро-Алтайских тюрков составляют алтайцы, барабалы, чулымы, долганы, хакасы, карагасы,койбалы,команды, сабиры, сагаи, шоры, теленгиты, телеуты, тоболы, тофалары, тувинцы и якуты.

Во вторую группу Западных тюрков входят турки-месхетинцы, азербайджанцы, балканцы (Западная Тракия, Болгария, Румыния и Югославия), тюрки Ирака, Ирана (афшары, азербайджанцы, халаджцы,хамсе, хорасаны, каджары, карадаги, карагозлийцы, каракоюнлы, карапапахи, карайцы, кашкайцы, шахсевены, туркмены), турки-киприоты, турки Сирии и Турции.

В третью группу Восточно-европейских тюрков включены гагаузы, волжско-уральские тюрки (башкиры, чуваши, казаны, мишары), кавказские тюрки (карачаевцы, кумыки, ногайцы, трухмены), караимы, крымские тюрки (крымские татары, белорусские татары, литовские татары, польские татары, кырымчаки).

Четвертая группа Туркестанских тюрков состоит из афганских тюрков, восточно-туркестанских тюрков (казахи, кыргызы, салары, сары уйгуры, уйгуры), каракалпаков, казахов, кыргызов, узбеков и туркмен.

На современном этапе, как мы уже упоминали выше, в мире существует шесть независимых тюркских государств: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан и Турция. Независимость же Турецкой Республики Северного Кипра до настоящего момента не признана другими странами (исключение составляет Турция).

Ряд тюркоязычных народов входит в состав Российской Федерации в качестве республик, автономных республик или областей. Таковыми являются Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чувашия, Тува, Хакасия, Горно-Алтайская область и т.д. Кроме того, некоторые этносы проживают на территории независимых государств, таких как Дагестан (кумыки), Карачаево-Черкесия (карачаевцы) и Кабардино-Балкария (балкарцы). Свою республику в составе Узбекистана имеют каракалпаки, в составе Азербайджана – нахичеванские азербайджанцы. Суверенную государственность в составе Молдовы провозгласили гагаузы. На территории Китайской Народно-демократической Республики находится Уйгурская Автономная Республика, основное население которой составляют уйгуры.

До настоящего времени не восстановлена государственность крымских татар, не имеют суверенитета долганы, кашкайцы, крымчаки, тофалары, туркоманы, ногайцы, турки-месхетинцы, шорцы, чулымцы, сибирские татары, караимы и трухмены. Отсюда следует, что большая часть тюркоязычных народов, не имея своей государственности, входит в состав какой-либо другой страны, что существенно затрудняет процесс их консолидации.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Понятие «тюркский мир» включает в себя огромную территорию, раскинувшуюся в Азии и Европе и заселенную представителями родственных тюркских народов, имеющих общие исторические корни, близких по языку и культуре. К сожалению, в данный момент их нельзя отнести к группе высокоразвитых стран. Но, несмотря на это, именно тюркский мир имеет огромный потенциал и все условия для построения блестящего будущего. Тюркский мир обладает значительными возможностями ввиду быстрого роста населения и наличия значительных запасов сырьевых ресурсов. Необходимым условием для достижения политической стабильности и финансового процветания является консолидация тюркских государств и народов. Интеграция есть единственный путь к благополучию, поэтому сегодня необходимо разработать политику по укреплению и ускорению процесса сближения и сотрудничества тюркских народов, которая включала бы в себя такие меры как встречи глав тюркских государств по вопросам сотрудничества, проведение курултаев, совместных форумов, симпозиумов, конгрессов, конференций, дней культуры тюркских народов, кинофестивалей, поддержку ныне функционирующих тюркологических институтов, центров изучения проблем тюркского мира, фондов и т.п. Кроме того, введение единого алфавита также способствовало бы процессу интеграции, так как в настоящее время в тюркском мире существует три алфавита (латинский, арабский и кириллица), что само по себе является большим препятствием на пути к взаимопониманию и сближению.

Осуществление подобной политики, на наш взгляд, не только консолидирует тюркские государства и народы, заложит фундамент их будущего благополучия и процветания, но и значительно усилит позиции тюркского мира на мировой арене в целом.

Обретение независимости и интеграция в международное сообщество поставило перед молодыми государствами Средней Азии проблему путей и форм развития государственности, выявление вклада каждого народа в мировую копилку культурных ценностей. Это, в свою очередь, требует исследования глубинных корней сложения цивилизации и государственности. Не случайно в независимых государствах региона популярно стремление определить само понятие национальной идеи, истоков возникновения, становления и развития национальной государственности, желание исследовать историю самих народов, создавших эти государства. Это вызвало появление во всех республиках большого количества публикаций, в которых подчеркивается автохтонность возникновения государственности, спонтанность её развития, традиционность существования, несмотря на периоды порабощения иноземными государствами, и определение базовых факторов возрождения на новой основе государственности новых среднеазиатских республик, являющихся в большинстве своем тюркскими (за исключением Таджикистана) в начале 90-х гг. ХХ в.