АМЕРИКА.
ТЕМА 13.
Американский континент не входит в древнейшую человеческую ойкумену. Первые люди появились там в верхнем палеолите, в промежутке от 20 до 12 тыс. лет тому назад (вероятнее всего из Азии). Недавно, правда, появились сообщения об обнаружении следов более раннего пребывания человека (50-40 тыс. лет назад).
Облик древних цивилизаций определяет земледельческое население, развивавшееся быстрее кочевников. В Новом Свете было 2 центра, где земледелие развивалось наиболее интенсивно: современные Мексика, Гватемала, Гондурас и область Анд (Перу, Колумбия, север Чили). Жители этих мест достигли наибольшего уровня развития до появления в Америке испанцев. Печальный парадокс состоит в том, что европейцы начали свою колонизаторскую деятельность именно с этих, самых развитых земель континента.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. Отличительной чертой земледелия этих мест было отсутствие тягловой силы. Все сельскохозяйственные работы велись вручную и поэтому европейцам более напоминали огородничество (впрочем, вспомним, так обрабатывали землю и в Тропической Африке). Приручены были лишь собаки, индюки, ламы. Последних использовали как вьючных животных, но они были способны переносить лишь до 24 кг на небольшие расстояния[273]. Коров, овец, лошадей в Америку завезли испанцы.
Отсутствие тяглого скота препятствовало передвижению больших масс людей. Поэтому кочевые охотники Америки долгое время не угрожали оседлому населению, что, кстати, не требовало, как в Старом Свете, консолидации земледельцев в союзы и государства. А ведь именно военная опасность ускоряла социальное развитие первобытных обществ, усиливала роль знати с ее потребностями к богатству и военным грабежам. Всё это замедляло и развитие военной техники. Убийства и разбой в таких масштабах, которые принесли в Америку европейцы, до них там не были известны.
Небольшая плотность населения в условиях наличия огромных земельных массивов давали простор экстенсивной экономике: по мере роста земледельческого населения осваивались новые места; интересы прежних жителей при этом не ущемлялись. Так же и охотники могли практически беспрепятственно передвигаться в поисках дичи, не угрожая земледельцам.
Среди земледельческого населения складываются 2 группы. Одни, населявшие лесные земли, обрабатывали их с помощью подсеки и периодически, из-за истощения почв должны были перемещаться и не создавали стабильных поселков на одном месте. В сухой же и открытой местности обилие минеральных веществ у самой поверхности почвы позволяло сохранять плодородие земли длительное время. В таких регионах сложилась вторая группа земледельцев, создавших стабильные очаги расселения, в которых сложились довольно высокоразвитые культуры. Именно такие культуры и предпочитали завоевывать в ХVI в. испанцы, ибо там был больший простор для наживы, чем у первобытных племен.
Еще одной особенностью хозяйства местного населения было то, что при общем высоком уровне ремесла, в том числе художественного, железа, как и гончарного круга, до прихода европейцев здесь не знали.
АЦТЕКИ. Их высокоразвитое общество было создано в Центральной Мексике. Эта народность сложилась из родственных племен, первоначально кочевавших в Западной Мексике.
В начале ХV в. ацтеки обосновались на острове посреди оз.Тескоко. К середине ХV в. там возник грандиозный племенной поселок (пуэбло) под названием Мехико. Затем началось разрастание влияния ацтеков на соседей. Покоренные племена были обязаны трудиться на ацтеков 20-30 дней в году. Жителей Мехико в начале ХV1 в. насчитывалось более 60 тыс. (по некоторым данным - 150-200 тыс.) человек.
Хозяйство и быт.Основу жизни ацтеков составляло возделывание кукурузы (маис) - самого питательного из злаков[274]. Питались также бобовыми, тыквой, возделывали табак. Земледелие, по сути, было огородным, на искусственно орошаемых участках. Землю обрабатывали примитивными палками-копалками (коа). Маисовая пища постепенно освободила ацтекское общество от людоедства, сохранившегося, впрочем, в религиозном культе. Неразвитое скотоводство ограничивало пищевой рацион ацтеков (ели собак, индеек, диких птиц и мелких животных)[275]. Молочная пища практически отсутствовала, что отрицательно сказывалось на росте населения. Главным видом питания была тортилья - кукурузная лепешка до 30 см в диаметре. Трехлетнему ребенку давали в день половину лепешки, в 13 лет - 2 лепешки с добавлением бобов и дичи.
Торговля была исключительно натуральной - денег не существовало. Их обычно заменяли бобы какао, реже стержни перьев, наполненные золотым песком и тонкие медные ножи в виде серпов. Например, яйцо индейки стоило 3 зерна какао, кролик - 30 зерен. Наибольшей ценностью обладали нефрит и подобные ему камни.
При таких примитивных земледелии и торговле необычайно высокого уровня достигли ремесла. Ацтеки создали искусственную ирригационную систему, чем выделялись среди соседних народов. Из кирпича-сырца они строили довольно высокие здания крепостного типа. Обрабатывали золото, серебро и медь, но лишь холодной ковкой. Но вот железа не знали, потому применяли каменное оружие. Великолепные хлопчатобумажные ткани создавали лишь при помощи пряслица и веретена - станка не знали. К нарядной одежде относились и платья из пестрых птичьих перьев. Искусным гончарам не был известен гончарный круг. Без многих, известных в Старом Свете приспособлений, ацтекские ремесленники достигли большого мастерства в прикладном искусстве, образцами которого восхищались затем в Европе.
Весьма примитивным было пиктографическое (рисуночное) письмо, которое использовалось, в основном, для записи получаемой от покоренных народов дани.
Неразвитыми были и семейные отношения. Ко времени прихода испанцев (начало ХVI в.) моногамии скорее всего не было - существовала парная семья. Но женщины, по некоторым данным, занимали более равноправное положение в семье, чем в Старом Свете. Как и обычно среди воинственных племен, мужчин у ацтеков было меньше и распространилась полигамия. Но первая по счету жена считалась старшей и только ее дети были наследниками семейного имущества. Разрешалось иметь наложниц, существовала и проституция. Разводы разрешались лишь в исключительных случаях. Для мужчин таковыми считались: бесплодие жены, ее сварливость и пренебрежение домашними обязанностями; для женщин: если муж не содержит жену, бьет ее, не воспитывает детей. Разведенная могла выходить замуж по своему усмотрению, но вдова - только за брата покойного мужа или за другого члена его рода.
Женщины обладали имущественными правами, могли обращаться в суд. Девушкам предписывалось нравственное поведение. Добрачные связи порицались, замужние должны были хранить верность своим мужьям. Но для мужчин нарушением супружеской верности считалось только связи с другими замужними женщинами. В иных случаях верность супруга не требовалась. Допускались браки между различными племенами.
Детей начинали воспитывать с третьего года жизни, когда их отнимали от груди. До восьми лет воспитывали только увещеванием, затем разрешались и телесные наказания от прокалывания руки шипом агавы до оставления связанным и голым в грязи на всю ночь[276] Господство ручного труда позволяло детям рано включиться в дела взрослых. Уже с четырех лет детей начинали привлекать к хозяйству: мальчикам поручали приносить воду, девочек учили названиям домашних предметов. С 15 лет, иногда раньше, юноши учились в особых школах. Специально обучали будущих жрецов и жриц. В храмовых школах учили пению и истории. В другим школах изучали календари, чтение, законы. Отдельные школы были для воинов, где учили историю, ритуалы, песни, танцы и практиковали тяжелый физический труд.
Брачный возраст у юношей наступал у юношей с 20 лет, у девочек - с 16 лет. Ритуал сватовства был очень сложен из-за приданного. Сразу после свадьбы утомленные молодые удалялись на 4 дня покаяния и поста и лишь после этого очищения завершали свое вступление в брак.
Мужчина достигал положения в племени своими заслугами перед обществом. В наибольшем почете были ловкие и удачливые воины, захватывавшие побольше пленных для жертвоприношений. С развитием экономики стало возможным достичь положения в торговле и ремесле.
Общественные порядки. Религия и ее носители - жрецы - проникали во все сферы повседневной жизни. Однако, религия не касалась вопросов морали и грешников не ожидало посмертное наказание.
Но гражданские наказания за уголовные преступления были суровы. Воровство нередко каралось смертью (в незначительных случаях - рабством). Убийство, даже раба, также влекло смерть, также как бунт и предательство. Серьезным проступком считалось пьянство, за исключением участия в отдельных обрядах. За злоупотребление спиртным предусматривался целый спектр наказаний: от общественного порицания, бритья головы, изгнания, до казни побитием камнями или палками[277]. Лишь для пожилых, имевших заслуги, делались исключения.
Предусматривалось строгое деление на социальные группы. За ношение несоответствующей статусу одежды предусматривалось наказание вплоть до смертной казни. Простолюдин мог носить накидку ниже колен, только если на коленях были боевые шрамы. Никто, кроме вождей, не мог строить дома выше двух этажей.
Армия ацтеков состояла из всех мужчин, способных носить оружие, то есть представляла собой народное ополчение. Но по мере усложнения структуры общества оформлялась более четкая военная организация. Основной военной единицей была группа в 20 человек. Крупными соединениями командовали родовые вожди. Молодежь начинали обучать военному делу с 15 лет. В сражениях каждый новобранец шел за опытным воином. Главным наступательным оружием были деревянные дубины, унизанные острыми кусками обсидиана (кремня), а также дротики, которые бросали с помощью метательной дощечки. Использовали лук и стрелы, но предпочитали рукопашный бой. Защищали воинов плетеные щиты, покрытые кожей, а также стеганные хлопчатобумажные панцири, намоченные в особом рассоле. Эти панцири настолько хорошо защищали от дубин и дротиков все тело, что испанцы предпочитали их тяжелым, особенно на жаре, рыцарским доспехам. Были у ацтеков и особые деревянные шлемы, больше служившие украшением, чем защитой. Каждый воин сам украшал свой "мундир", чаще всего перьями.
Отсутствие вьючных животных и запрет питаться за счет местного населения (из-за опасения вызвать возмущение при общем дефиците продуктов) делали военные компании кратковременными. Дело обычно решалось одним сражением. По этим же причинам осадные операции были практически невозможными и специальные укрепления были редкими. Все это не создавало потребности в создании и усовершенствовании специальной военной техники. Бой, обычно, состоял в стремлении одной толпы разгромить, а чаще обратить другую в бегство. После этого победители подбирали трофеи, забирали пленных, сжигали местный храм и, обложив побежденных данью, оставляли их в покое. В военной тактике практиковалось нападение небольших отрядов с последующим ложным бегством, которое заманивало противника в засады. Поскольку в рукопашной схватке урон обычно был невелик, потери учитывались по количеству пленных. А пленение начальников могло деморализовать целую армию. Понятно, что такой способ ведения войны был непригоден при столкновении с европейцами, за что ацтеки, как и другие индейцы поплатились.
Вернемся к религии. Хотя, как отмечалось, в гражданско-правовые отношения она не вмешивалась, но роль в жизни ацтеков играла большую. Пантеон богов был значительным, ибо одухотворялись силы природы. Были и богини - жены богов и их подруги. Многие ритуалы обряды отличались первобытной жестокостью. Так, при обряде, связанном с культом смены времен года, жрецы бога Шипе, символизировавшие весну сменой "одежды земли", одевались в кожу, снятую с пленников. По мнению ацтеков, чтобы добиться благосклонности богов, надо их содержать в довольствии. А лучшим лакомством для богов считалось человеческое сердце. Так устанавливался порочный круг. Боги содействовали процветанию ацтеков, но за это те должны были кормить их человеческими сердцами. В соответствии с этим благополучие племени зависело от военных успехов, в ходе которых добывались искомые органы для жертвоприношений. Но победы тоже зависели от благосклонности богов, что требовало новых сердец и новых войн. То есть войны с целью добычи пленников для кровавых ритуалов дополняли обычные задачи тогдашних походов. Конечно, кормить богов можно было и рабами, но добытые в бою пленники, особенно высокопоставленные, ценились выше. Рабов использовали для второстепенных обрядов. Еще реже при ритуалах, связанных с плодородием, умерщвляли женщин и детей. Иногда практиковалось и магическое людоедство, ибо считалось, что пожирающему человеческое мясо передавались добродетели съеденного. Кровопускание также было угодно богам и нередким было самоистязание, причем для занимавших более высокое положение посты и пытки были изощреннее.
При таком обилии крови число жертв не интересовало авторов исторических источников. Поэтому достоверные цифры привести нельзя. Но есть описание самого ритуала жертвоприношения, когда у опрокинутой спиной на алтарь жертве кремневым ножом жрец разрезал живот, рукой ловко доставал сердце и его, еще трепещущее, жгли в специальной каменной вазе под песнопения[278].
В целом, характеризуя общественный строй, ацтеков ХV в., можно называть его позднеродовым, находящимся на стадии формирования сословий и государства. Общество состояло из фратрий, распадавшихся на роды. Демократичность выборов военных вождей уже не была полной. Верховных вождей выбирали из одного рода. Другие члены этого рода составляли совет при вожде. То есть уже происходило обособление знати - власть становилась наследственной. Правящий род не платил налогов. Созданию такой структуры способствовали постоянные войны, которые вели ацтеки, что и превращало военного вождя в постоянное должностное лицо. Эти же войны способствовали и разложению родового строя: накапливалась добыча, в том числе и военнопленными. Значительная часть из них, правда, становилась жертвами вышеописанного кровавого ритуала, но хорошие ремесленники и другие ценные пленники становились домашними рабами или использовались на общинных работах. Были рабы и из соплеменников - преступники, иногда и рабы-должники, что свидетельствует о размывании родовых отношений социальным неравенством[279].
Землей распоряжался племенной совет, распределявший ее между родами, а внутри родов старейшины делили участки между главами семейств, оставляя земли для содержания вождя, служителей храмов, военных запасов и уплаты дани. Дополнительные участки полагались отличившимся воинам. Участки обрабатывались коллективно, часто с помощью рабов и переходили по наследству сыновьям (при их отсутствии возвращались роду для передела).
Такая система была хороша при достатке земли. В долине Мехико из-за роста населения возникает малоземелье и начинается обеднение рядовых общинников. В таких условиях происходит выделение привилегированных слоев (знати, жрецов), что приводит к обострению конфликтов ацтеков с соседями из-за земли и усилению социальных противоречий внутри ацтеков. Так в ХV в. ацтекское общество подходит к формированию государственности. Такая, по европейским меркам, варварская государственность просуществовала до начала ХVI в., пока испанцы под предводительством Э.Кортеса в 1519-1521 гг. не разрушили ее. Традиции общественного контроля за землей сближают рассмотренное ацтекское общество со средневековыми цивилизациями Востока.
МАЙЯ. Современный народ майя проживает, в основном, на территории мексиканского п-ва Юкатан и в Северной Гватемале. Их предки - ранние земледельцы - пришли сюда еще во II тыс. до н.э. К концу I тыс. до н.э. здесь сложился густонаселенный земледельческий оазис. С начала новой эры у майя зарождаются социальная дифференциация и элементы государственности.
Экономика и общественный строй.Период I-IХ вв. считается классическим периодом истории народа, временем его наибольшего расцвета. Существовало подсечно-огневое и мотыжное земледелие. Более совершенные пахотные орудия не появились не только из-за вышеуказанного отсутствия тягловой силы, но также из-за непрочности почвенного слоя, легко смываемого ливнями (что напоминает Тропическую Африку). Урожаи, однако, снимали большие благодаря качественной ручной (мотыжной) обработке земли и наличию высокоточного, сложного земледельческого календаря. Благоприятствовала и природа. Плодородие почвенных участков восстанавливалось за 4-6 лет. У опытных земледельцев более 150 дней могли быть свободными от полевых работ и использовались для других занятий[280].
Путем селекции были выведены высокоурожайные сорта кукурузы, тыквы, бобовых. В дополнение к основным полям были и приусадебные участки с огородами и фруктовыми деревьями. Выявлены следы и более высокой агрокультуры: орошаемое земледелие с террасными полями. Разводили майя, как и ацтеки, ламу, птицу, занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Жили крестьяне обычно в хижинах из лиан и пальмовых листьев.
Майя создали своеобразную высокоразвитую и урбанизированную культуру. Существовали многочисленные города с богатой каменной архитектурой, со знаменитыми ступенчатыми пирамидами, стадионами, обсерваториями, святилищами[281]. Во дворцах были бани, туалеты, канализация. Большого расцвета достигли резьба по камню, скульптура. Но с металлургией было похуже: собственного сырья не было и все металлические изделия завозили.
В IХ в. это общество было разгромлено тольтеками - племенами, родственными майя по языку. В Х в. было создано майя-тольтекское государство на Юкатане. Но по культуре оно не достигло предшествовавшего уровня, хотя земледелие и ремесло оставалось высокоразвитыми. Вскоре новое государство распалось на ряд враждовавших между собой территорий, которые и были завоеваны испанцами в 1541-1546 гг.
Общественный строй характерен сочетанием родовых отношений с рабством и был близок ацтекскому, но с большей ролью общины и коллективным регулированием землепользования[282].
Особенности повседневной жизни и религия.С точки зрения иноземцев внешний вид майя был весьма специфичен. Признаком красоты считалось косоглазие и детям к волосам подвешивали кусок свисавшего на лоб пластыря, мешавшего смотреть. Прокалывали отверстия в мочках ушей, в носу и над губой. Для придания благородства деформировали черепа (младенцам дощечками сдавливали головы). У женщин подпиливали зубы (заостряли, как у пилы). Проблему бритья решали просто - юношам прижигали лицо горячим полотенцем и борода не росла. Но зато волосы на голове у мужчин должны были быть длинными - брили головы только в наказание. Тела - татуировали. Среди особенностей в обычаях исследователи отмечают, что майя признавали подростковый гомосексуализм[283].
Наказания у майя отличались жестокостью. Казнь за убийство и супружескую неверность (если муж не прощал) производилась путем вытягивания кишок через пупок. Виновных аристократов клеймили.
Специфичными были медицинские представления майя. Они считали, что болезни возникают от непослушания, невыполнения ритуалов, табу, вмешательства злых духов. Но тысячелетние традиции жертвоприношений с расчленениями людей способствовали накоплению знаний анатомии и функций различных органов человека. Но начиналось лечение приглашением знахаря, который для изгнания злых духов устраивал сеанс гипноза с использованием погремушек, перьев, благовоний и ритуальных танцев. Затем производились вполне рациональные процедуры: кровопускания, массажи, примочки, применялись настои из трав, фруктов, жира некоторых птиц, экскрементов игуаны (летучей мыши). В принципе, средневековая европейская медицина была не лучше. Но по сравнению с архитектурой и астрономией (календарем) медицина у майя не была сильным местом. Так, дизентерию лечили "коктейлем" из сока каучукового дерева, перемолотых грибов со стеблями молочая, проваренными полчаса вместе с экскрементами собаки и тапира. Очевидно, что после этого лекарства болезнь уходила вместе с больным. Большую роль в медицине майя, как и ацтеков, играло внушение. Знахари часто для успокоения больного давали бесполезные средства но производившие сильное впечатление - орлиные крылья, копну волос[284]. У майя была и стоматология: часто археологи находят челюсти с нефритовыми пломбами, хотя скорее их ставили в косметических целях (как инкрустации), как и вышеотмеченное подпиливание зубов в виде частокола. Как и у ацтеков, у майя, были описания тысяч растений с рецептами для целебного применения, многие из которых - весьма полезные.
Религия майя, как и у ацтеков, была анимистической. Отражением социального неравенства были различия в пантеоне богов у знатных и простых людей. Кровавые ритуалы у майя тоже известны (хотя и нет детально, как у ацтеков). Существует предположение, что эти ритуалы были занесены тольтеками в IХ-Х вв. Главным жертвенным местом с Х в. был глубокий колодец, существовавший с VI в. у наиболее крупного города Чечен-Ица. В этот колодец (сенот) бросали предварительно вымытых тут же в специальной бане приносимых в жертву рабов (детей, мужчин, реже -т женщин). Вслед за ними сбрасывали украшения[285].
ИНКИ. В период своего расцвета империя инков (инки - солнце на яз. кечуа) в ХV в. охватывала почти 1 млн.кв.км на территории современных Перу, Боливии, Колумбии, Эквадора, севера Чили и Аргентины. Столицей был город Куско, расположенный в долине юго-восточного Перу. Первые люди появились там во II тыс. до н.э. и представляли собой скотоводческие и земледельческие племена. На рубеже I/II тыс. н.э. в эти места переселились отсталые скотоводы - инки. Они восприняли местную культуру и постепенно смешались с туземцами, хотя и сохранили некоторые привилегии. В 1438 г. правитель инков Пачакути победил соседние племена и создал единое государство с монархической властью. Сложилась своеобразная деспотия наподобие древнеегипетской, но со значительным своеобразием. В начале ХV в. насчитывалось 15-16 млн. инков.
Хозяйство и общественные порядки.Земля была в государственной собственности. Участки ежегодно переделяли, чтобы к ним ”не привыкали”. Каждый житель получал участок для проживания семьи (женщинам полагалось половина участка). Средний надел равнялся 2700 кв.м. Семейные участки находились в собственности общины. Если участок не обрабатывался, его отбирали, а семью, которой он был отдан, изгоняли. Общинники, в счет уплаты податей, обрабатывали участки царя, знати, жрецов, а также земли, урожай с которых шел в государственные запасы, размеры которых поразили испанцев. Одного только маиса было накоплено на 10 лет вперед.
Землю обрабатывали палкой с бронзовым острием. Мужчины делали борозды, вслед за ними женщины на коленях специальными мотыгами разбивали комья земли. Воспринималось это как мистическая роковая борьба человека с землей и сопровождалось религиозными гимнами. Из животных прежде всего разводили лам (по 10 на семью, но принадлежали они общине). Высокого уровня инки достигли селекции растений. Они культивировали десятки сортов картофеля, томатов.
Значительного развития достигло ремесло. Обрабатывали бронзу, серебро, золото. Производили высокохудожественные керамические изделия и ткани. Сроили сложные ирригационные сооружения и великолепные дороги с ограждениями у обрывов, по которым, однако, из-за отсутствия вьючных животных передвигались лишь пешие путники[286]. Умели строить многоэтажные дома.
Основной социально-экономической ячейкой, как и у других индейских обществ была соседская община (айлью). Частной собственности у инков не было, но была корпоративная (собственность родовых групп - кланов). Постепенное исчерпание земельного фонда вело в таких условиях к государственному вмешательству, особенно в аграрную деятельность: власти определяли, что и когда сеять, убирать и т.п. Всё собранное и произведенное свозилось в государственные хранилища и распределялось в соответствии с занимаемым в обществе положением (сначала знать - себе, затем остальным). Торговли по сути не было. Такая распределительная экономика предполагала жесткий контроль за трудовой деятельностью (была трудовая повинность для общинников), за местом проживания, хотя официального крепостного права не было. Власти на местах вмешивались и в семейную жизнь рядового населения. Даже выбор невест для рядовых общинников осуществлялся специальными чиновниками. Для стимулирования труда в таких условиях практиковались соревнования между общинами в сельскохозяйственных работах, которые обычно открывал и освящал правитель. В качестве поощрения применялось награждение напитками (особо распределялось кукурузное пиво), давалось право участвовать в церемониях и другие моральные стимулы[287]. Большим почетом окружали семьи, в которых растили девочек для жертвоприношений при коронации Верховного Инки.
Обычаи.И для инков были характерны кровавые ритуалы. При коронации Инки приносились в жертву 200 детей примерно десятилетнего возраста с безупречно чистой кожей, без родинок (их перед ритуалом опаивали). Считалось, что эти жертвы продляют жизнь монарха. Вообще, религиозные обряды, обожествлявшие Верховного Инку, были беспрецендентны. Он считался центром Вселенной. При нем находилось до 1500 девственниц, обреченных с 8 лет общаться только между собой и с женой Инки. За девственности с их согласия несчастных закапывали живьем, соучастников - вешали, заодно убивая всю их семью, слуг, родственников и соседей, а также скот; селение преступника разрушали и засыпали его камнями.
Смертная казнь у инков осуществлялась: побитием камнями, подвешиванием вниз головой, сбрасыванием со скалы, запиранием в клетке с ядовитыми змеями или хищниками. Нерадивых чиновников наказывали, сажая под обрывом и сбрасывая на них с высоты 1 м огромного камня (если выживали - их счастье). За проступки малолетних детей наказывали отцов. Тюремного заключения не было. Войны велись со страшной жестокостью. Когда последний Верховный Инка - Атауальпа- победил противника, всех 80 потомков побежденного, в том числе детей повесили или посадили на колья. Та же участь постигла и его многочисленных жен, причем беременных привязывали к столбам и вырезали младенцев. Часто кожу врагов натягивали на барабаны, из их костей делали флейты.
Описанная распределительная система не способствовала процветанию. К появлению испанцев - в 30-е гг ХVI в. - империя оказалась ослабленной. В условиях усталости общества от деспотизма и роста сепаратистских тенденций пленение испанцами (во главе с Ф.Писарро) последнего Верховного Инки привело к развалу государства. Созданный тоталитарным режимом обширный административный аппарат, привыкший только исполнять приказы, после уничтожения правящей верхушки оказался парализованным, не способным организовать сопротивление.
Кстати, отсюда же причина поразительной пассивности и населения других американских государств, которые сравнительно легко захватывали испанцы. Серьезное сопротивление оказали более сплоченные первобытные племена, еще не раздиравшиеся социальными противоречиями. Все это наслоилось на более совершенное оружие и военную тактику конкистадоров[288].
ВЫВОДЫ. Давая оценку доколумбовым обществам Америки, следует отметить в них причудливую (с точки зрения европейцев) смесь первобытных и раннегосударственных структур и обычаев. От первобытности, во многом, строгая регламентация жизни (от традиции, табу). Например, у ацтеков за лишний шаг в ритуальном танце полагалась смерть. Безусловное подчинение общинным распорядкам переносится на такое же подчинение правителям. Труд (у инков) воспринимался как долг по отношению к власти, принудительный труд облагораживался старинными ритуалами. То есть эти общества так и не вышли за пределы первобытной ментальности. Консерватизм преобладал над способностью к новациям.
Вышеизложенное позволяет рассматривать данные общества как модели единой цивилизации, типологически близкой восточным. И быстрое затем подчинение испанцам - всё те же традиции беспрекословного подчинения старшим. Колонизаторы быстро поняли, что достаточно захватить деспота и сопротивление блокировалось.
Эти цивилизации были построены на совершенно иных духовных началах, чем европейская цивилизация с ее культом индивидуализма, техники и линейного исторического времени. Для древнеамериканских цивилизаций характерно циклическая трактовка развития мира, упор на чувственное в противовес рациональному, глубокий символизм. В наше время все это отразилось в очень своеобразной по силе проникновения в духовный мир человека латиноамериканской литературе и искусстве[289].