Термидорианская реакция и её итоги

Период республиканского правления

21 сентября 1792 г. издается декрет об упразднении королев­ской власти, провозглашается республика, и следующий за этим день становится первым днем республиканского календаря. Год делился на 12 месяцев по 30 дней, оставшиеся 5 дней объявлялись праздничными. Каждую декаду завершал выходной день. Названия месяцев фиксировали характерные особенности времен года: ван­демьер — сбор винограда (сент. — окт.), брюмер — месяц туманов (окт. — нояб.), фример — изморозь (нояб. — дек.), нивоз — снег (дек. — янв.), плювиоз — дожди (янв. — февр.), вантоз — ветры (февр. — март), жерминаль — всходы (март — апр.), флореаль — цветение (апр. — май), прериаль — луга (май — июнь), месси­дор — жатва (июнь — июль), термидор — жара (июль — авг.), фрюктидор — плоды (авг.— сент.). Новый революционный кален­дарь был введен якобинцами задним числом — 5 октября 1793 г. Год первый начинался с первого дня республики.

Эти события положили конец конституционному течению кон­фликта между королем и парламентом, что было отмечено пер­выми акциями республиканского террора (расстрел манифестантов отрядом под командованием маркиза Лафайета, сильно повредивший его репутации в тот период) и усиленными заботами по орга­низации военного отпора внешней агрессии. 21 января 1793 г. состо­ялась казнь короля Людовика XVI.

Наступает период республиканского правления (с учетом пос­ледующих исторических периодов — период Первой республики), который длится с сентября 1792 по 1804 г. (дата коронации Напо­леона императором Франции). Верховным властным учреждением становится Конвент, в котором сначала доминируют жирондисты, затем якобинцы и термидорианцы. Правление жирондистского Конвента (21 сентября 1792 г. — 2 июня 1793 г.) сменяется правле­нием якобинского Конвента (2 июня 1793 г. — 27 июля 1794 г.), а термидорианский Конвент возникает в результате контрреволюци­онного переворота 27—28 июля 1794 г. и длится до принятия Конституции III года республики. После вступления в силу терми­дорианской Конституции наступает правление Исполнительной ди­ректории (правительства из пяти человек) с периодом неустой­чивого равновесия, затем кризисом и генеральским переворотом 18 фрюктидора 1797 г. Последовавший затем 18 брюмера (9 нояб­ря) 1799 г. переворот Наполеона Бонапартасверг правительство Ди­ректории и установил режим консулата (правление трех консулов, самым могущественным из которых стал Наполеон).

Жирондистский Конвент. Жирондистский Конвент возник в ходе революции против монархии. На его долю выпало провозгла­шение 22 сентября республики с девизом "братство" и организация суда Конвента над королем Людовиком XVI (1774—1792 гг.), кото­рый был осужден на казнь большинством в один голос. Ему ставили в вину то, что он препятствовал проведению заседаний третьего сословия, что назначил реакционных министров, подкупил пред­седателя Национального собрания графа Мирабо, что пытался бе­жать за границу, что привел в упадок состояние дел в армии, флоте и колониях. Орудием казни была гильотина, о которой ее изоб­ретатель доктор Жозеф Игнас Гильотен в докладе об Уложении о наказаниях (Уголовном кодексе) 1791 г. сказал следующее: "С по­мощью моей машины, господа, я отрубаю вам голову в мгновение ока, и вы не чувствуете никакой боли". Якобы кто-то интересовался у казнённого больно ли ему.

Жирондисты располагали в Национальном конвенте относитель­ным большинством организованных депутатов вместе с соратниками по якобинскому клубу монтаньярами (от "монтань" — гора: услов­ное название фракции радикальных депутатов, занимавших обыч­но верхние места в зале заседаний). Из 750 мест жирондисты полу­чили 206, а монтаньяры-якобинцы — 110 мест. Остальные депута­ты относились к центру ("болоту") с присущими этой фракции Конвента колебаниями и консервативностью либо к ультрарадикалам или скрытым роялистам. Председателем Законодательного собрания стал французский энциклопедист, математик, философ и политик, автор жирондистского проекта Конституции Жан Антуан де Кондорсе, скончавшийся в период якобинского террора от истощения или под действием яда. По его инициативе с 1793 г. стали употреблять при­лагательное "революционный", которое акцентировало внимание на некоем длящемся процессе (например, в характеристике деятельно­сти учреждений, боровшихся за победу революции).

Жирондисты незначительно отличались от монтаньяров в по­нимании задач республиканского режима в условиях внешней уг­розы. Это в их бытность (в противовес позиции короля) был при­нят Декрет об объявлении отечества в опасности от 11 июля 1792 г. Они являлись сторонниками смешан­ного правления (с участием монарха) и противниками централизо­ванного управления из столицы, без особого успеха пытаясь спло­тить провинцию против центра (особенно в годы якобинской дик­татуры). Жирондистов обвиняли в склонности к провинциальному сепаратизму (федерализму), однако у них не было единой спло­ченной позиции, и взгляды Бриссо и его соратников могли расхо­диться по ряду важных проблем.

На период правления жирондистов приходится разрыв дипло­матических отношений с Россией после казни короля и заключе­ние англо-русской конвенции "относительно общих действий" про­тив Франции. К этому же времени (в апреле 1793 г.) относится со­здание Конвентом исполнительного органа под названием Коми­тет общего спасения, которым руководил сначала министр юсти­ции Жорж Жак Дантон, а потом вождь монтаньяров (якобинцев) Максимилиан Робеспьер. Поражения в первой войне с агрессора­ми, недовольство населения нехваткой продовольствия в ряде де­партаментов и монархистское восстание послужили поводом для введения чрезвычайных законов и учреждения в стране политичес­кого революционного трибунала.

Была продолжена разработка аграрного законодательства, нацеленного на освобождение поземельной собственности от остат­ков феодальных и чиншевых повинностей.

Раскол между жирондистами и монтаньярами (радикальными якобинцами) произошел во время суда над королем, где жиронди­сты выступили против казни короля. Затем в мае они организова­ли в Марселе и Лионе выступления против якобинцев и вступи­ли в союз с роялистами. Их судьба была решена после восстания санкюлотов (революционеров-простолюдинов) в Париже 31 мая — 2 июня 1793 г., когда депутаты-жирондисты были изгнаны из Кон­вента, а затем осуждены Якобинский Конвент и Конституция 1793 г.

Якобинский Конвент.Якобинцы получили свое название от бывшего доминиканского монастыря св. Жакоба в Париже, где собирались в самом начале революции различные течения, партии и движения, действовавшие на тех или иных этапах революции под разными названиями. В числе его пред­седателей были граф Мирабо и журналист Марат. Члены полити­ческого клуба, собиравшиеся с октября 1789 г. в библиотеке мона­стыря, именовались Обществом друзей конституции. Им проти­востоял клуб защитников королевских привилегий, именовавших себя Обществом друзей монархическойконституции. От Якобин­ского клуба вначале отделилась группа фелъянов (по месту встреч в монастыре фельянов), которые ограничили свои цели принятием конституции. Затем в клубе стали заправлять жирондисты, защит­ники идеи верховенства власти народа по отношению к королев­ской власти. В оппозиции к ним пребывали монтаньяры (радикаль­ные республиканцы) во главе с Максимилианом Робеспьером, и эбертисты, сторонники Жака Эбера, выступавшие за еще более радикальную экономическую политику и дехристианизацию.

Расхождение между жирондистами, представителями зажи­точных слоев Западной и Южной Франции во главе с председате­лем внешнеполитического комитета Конвента Жаком Бриссо, и монтаньярами привело к гражданской войне. После прихода Робес­пьера в июле 1793 г. в Комитет общего спасения и преобразования его функций комитет стал фактическим правительством, подчинив себе министров, депутатов и генералов и став со временем глав­ным учреждением сверхцентрализованного и деспотического уп­равления внешними и внутренними делами республики.

Одним из организаторов революционного террора через по­средство революционного трибунала (чрезвычайного политического суда) стал Жорж Дантон. Еще в 1790 г. он вместе с Камиллом Демуленом и Жаном Маратом основал клуб кордельеров, где объеди­нились радикалы-якобинцы. Человек неукротимого нрава и одарен­ный оратор, он выдвинулся в период активизации борьбы против врагов революции и враждебных европейских монархических дер­жав. В 1792 г. он стал министром юстиции, затем членом Комитета общего спасения. Впоследствии за призывы ослабить террор он был обвинен в связях с жирондистами и монархистами и осужден рево­люционным трибуналом. Когда его вели на казнь, он выкрикнул: "Робеспьер, я жду тебя". После устранения своих бывших соратни­ков — Дантона, Демулена и Эбера — руководитель революционного правительства Робеспьер еще больше ужесточил террор в Пари­же, сочетая добродетельный морализм с жестокой непримиримос­тью. В историю революции он вошел с прозвищем и авторитетом "не­подкупного". Вероятно, эта черта его нравственного облика послу­жила причиной искренней печали Н.М. Карамзина при известии о его насильственной смерти. Наполеон высказался о казни Робеспь­ера так: он казнен, но не осужден.

Жертвой террора становились и сами организаторы или вдох­новители революционного террора. Такой жертвой стал публицист Марат, которого заколола кинжалом 25-летняя Шарлотта де Кор­де д'Армон, посчитав его главным вдохновителем кровавого тер­рора в стране.

В ходе реализации очередных и перспективных задач револю­ционных преобразований якобинцы добились успеха в организации обороны страны и подавлении крестьянского восстания в Вандее, западной части Франции. Они объявили впервые в истории всеоб­щую воинскую повинность и сумели объединить всенародное опол­чение с кадровым составом армии. Правительству пришлось иметь дело с саботажем набора в армию и налоговых платежей в крес­тьянских районах, а также в 60 департаментах из 83. В обеспече­ние столицы и других районов продовольствием якобинцы устано­вили декретом максимальные размеры жалованья и фиксирован­ные цены на продукты первой необходимости. Первыми такими ценами стали цены на хлеб. Однако эта мера оказалась недостаточ­ной, т.е. временной и малоэффективной.

В короткий срок после прихода к власти якобинцы приняли новую Конституцию и уточненную Декларацию прав. Конституция была оформлена в две недели и одобрена на референдуме (плебис­ците) 24 июня 1793 г. 2 млн участников из 7 млн, имевших право го­лоса. Конституция отвергла концепцию разделения властей, посколь­ку, по мнению Робеспьера, предполагаемое этой концепцией равно­весие властей может быть только химерой или бедствием. Это разделение властей, по мнению Робеспьера, "сделало бы правительственную власть совершенно ничтожной или неизбежно привело бы к образованию направленного против народа союза двух соперничающих властей; ибо легко понять, что они предпочтут договориться между собою, чем апеллировать к суверену (народу) для того, чтобы он применял решение по собственному делу". В Англии, на пример которой ссылался Монтескье, практика такова, что "золото и монаршья власть постоянно склоняют чашу весов в одну и ту же сторону" (О Конституции. Речь от 5 мая 1793 г.).

В Конституции разделение властей трактовалось как разде­ление труда в деле осуществления властных полномочий с четкими границами и ответственностью. В противоположность федералистским намерениям жиронди­стов якобинцы провозгласили курс на централизацию и на закреп­ление единства страны, зафиксировав в первой статье положение о том, что "французская республика едина и неделима". Конститу­ция упразднила деление граждан на активных и пассивных, пре­доставив всеобщее и прямое избирательное право для мужского состава населения в возрасте 21 года. Законы должно принимать Законодательное собрание, но в особом порядке, сочетая представительную власть с непосредственной демократией: собрание пред­лагало проекты законов, затем они обсуждались в департаментах (в половине их числа плюс один) и одобрялись в течение 40 дней. Законопроект считался непринятым, если он отвергался хотя бы 1/10 народных первичных собраний в департаментах.

Так обеспечивался принцип "народ обсуждает и постановляет законы", навеянный концепцией народного суверенитета в духе Руссо.

Якобинцы были большими почитателями демократического опы­та древних греков, что особенно заметно на сроке полномочий вы­борных должностных лиц. Например, члены местных администраций ежегодно наполовину обновляются в своем составе при содействии своих выборщиков от департамента и дистрикта. Мировые судьи, третейские судьи и уголовные судьи выбираются также ежегодно.

Правительственная власть концентрировалась в Исполнитель­ном совете, избираемом Национальным (Законодательным) собра­нием из общего списка, составленного по предложениям первичных департаментских собраний (по одному кандидату от департамента). Совет нес ответственность перед Национальным собранием в случае неисполнения законов или недонесения о злоупотреблениях. Это было коллегиальное правительство якобинской республики.

В Декларации прав говорилось, что целью общества является общее счастье, а целью правительства — обеспечение человеку пользования его естественными и неотъемлемыми правами. Дается не только более четкий перечень есте­ственных прав — "равенство, свобода, безопасность, собствен­ность" (ст. 2), но и краткие определения их существа и содержа­ния. О сопротивлении угнетению как естественном праве не говорит­ся, но отмечается, что это право "есть следствие, вытекающее из всех прочих прав человека" (ст. 33).

В отличие от американской Декларации здесь особо подчер­кивается право на восстание народа (или части его) в случае на­рушения правительством его прав. "Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть священнейшее право и неотложная обязанность" (ст. 35).).

О равенстве говорится, что "все люди равны по природе и перед законом" (ст. 3), что все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям (ст. 5), что образование должно стать "достоянием всех граждан" (ст. 22).

О свободе в дополнение к воспроизводимым положениям Дек­ларации 1789 г. сказано, что ее основу составляет природа, а правило — справедливость и что ее обеспечение следует считать законом. Нравственную границу свободы составляет следующее правило: "Не причиняй другому того, что нежелательно тебе са­мому от других". Кроме того, указывается, что свобода распространяется на область выражения своих мыслей и мнений, на подачу петиций в государственные органы, а также на право собираться вместе (право собраний) и право совершать религиозные обряды (ст. 6, 7, 32).

Право собственности, согласно тексту Декларации, состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла (ст. 16).

Существенной новацией стало включение в Декларацию блока социальных прав, которым, впрочем, не суждено было осуще­ствиться. Здесь имеются в виду статьи об общественном презрении неимущих, безработных и нетрудоспособных, статьи о народном просвещении, а также положение о том, что "ни один налог не может быть установлен иначе как в интересах общей пользы" (ст. 20, 21, 22).

Через четыре месяца действие Конституции было приостановлено, Конвент взял на себя не только законодательные, но и исполнительные властные пол­номочия. Функции правительства были возложены на Комитет общего спасения, созданный еще при жирондистах. В декабре 1793 г. Робеспьер уточняет общую перспективу в таких словах: "Цель кон­ституционного правления — в сохранении республики, цель рево­люционного правления — создание республики".

Якобинская диктатура как режим осуществления политической и собственно государственной власти отмечен фактическим, а не теоретическим отказом от обособления властей, строго централизо­ванным использованием правительственной власти, применением учреждений и средств чрезвычайного характера (чрезвычайное зако­нодательство, чрезвычайные суды, массовый террор против контр­революционеров, "врагов народа", "подозрительных" лиц и др.).

Комитет общего спасения переизбирался ежемесячно в составе 9—16 членов депутатами Конвента и поначалу обходился без мини­стерских учреждений. Однако затем они были воссозданы и постав­лены под его контроль вместе с высшим военным командованием и комиссарами. Последние избирались из депутатов Конвента и наде­лялись чрезвычайными контрольными и иными властными полно­мочиями в обеспечение централизации административной власти и управления. Законом от 4 декабря 1793 г. из ведения местных орга­нов были изъяты полномочия, относящиеся к "революционным за­конам и мерам управления и общего спасения".

По инициативе Робеспьера 5 сентября 1793 г. был принят За­кон о реорганизации революционного трибунала. На базе создан­ных еще при жирондистах специальных комитетов по надзору за иностранцами были созданы революционные трибуналы, состоя­щие из наиболее активных и преданных революции граждан и располагающие расширенными карательными функциями (они могли присуждать наказание до 10 лет каторги).

10 июня 1794 г. революционный трибунал подвергся еще од­ной реорганизации. Была упрощена и ускорена процедура разби­рательства без последующего обжалования. Революционный трибу­нал состоял из председателя, трех его "товарищей", одного обще­ственного обвинителя и 12 присяжных заседателей, назначаемых Конвентом.

Решение принималось по велению совести. Адвоката не пола­галось. В декрете была дана формула "враг народа", под которым понимались лица из числа прямых изменников или контрреволю­ционеров, а также те, кто "стремится унизить" Конвент и его учреждения, кто "поддерживает связи" с врагами республики и народа, кто под разными "внешними прикрытиями" посягает на "свободу или единство республики или стремится помешать ее упрочению". К моменту принятия декрета по приговорам ревтри­бунала уже были казнены 2607 человек.

Специальным учреждением по преследованию контрреволю­ционеров был созданный еще в октябре 1792 г. Комитет обществен­ной безопасности, полномочия и задачи которого были существен­но преобразованы в период революционного террора. Особенно эта роль возросла после принятия под давлением санкюлотов Декре­та о подозрительных (17 сентября 1793 г.). Круг лиц, зачисляемых в эту категорию, был весьма туманно очерченным и потому обшир­ным: "сторонники тирании, федерализма и враги свободы", род­ственники дворян-эмигрантов и их слуги, а также лица, не про­являющие постоянно своей преданности революции, которым отказано в выдаче свидетельства о благонадежности, и даже те, кто не мог доказать, на какие средства он существует.

Вспомогательную роль играли местные народные клубы и об­щества (местные якобинские клубы), которые выполняли функции массовых организаторов в деле мобилизации на борьбу с внешни­ми и внутренними врагами. Всего эти клубы охватывали около 40 тыс. активистов.

В республиканской армии довольно успешно шло слияние кадрового состава с добровольческими отрядами и налажена целе­направленная политическая и воспитательная работа. Новизна во­енной тактики состояла в реализации лозунга: "Мир хижинам, война дворцам". Была открыта дорога способным и талантливым молодым офицерам, которой воспользовался в этот период уроже­нец Корсики и близкий соратник Робеспьера-младшего Наполеон Бонапарт. Своеобразной была также практика реализации Декре­та о всеобщей воинской повинности от 23 августа 1793 г., в котором говорилось: "Молодые мужчины отправляются в бой. Женатые куют оружие и поставляют провиант. Женщины шьют палатки и одеж­ду и служат в госпиталях. Стариков приносят в общественные ме­ста, чтобы они пробуждали в воинах отвагу, наполняли их сердца ненавистью к королю и любовью к единой республике... Государ­ственные служащие остаются на своих постах. Неженатые гражда­не и бездетные вдовцы призываются первыми".

Якобинцам удалось отвести внешнюю угрозу, провозгласить союз революционной Франции со всеми освобождающимися наро­дами и сословиями (они провозгласили, в частности, отмену раб­ства во французских колониях). Через неделю после захвата вла­сти они декретировали передачу общинных земель крестьянам. Затем была отменена десятина в пользу церкви и безвозмездно уп­разднялись "все сеньориальные подати" и оброки. Так закончились мероприятия по искоренению феодальных привилегий в области земельных отношений. Однако через некоторое время в связи с нехваткой продовольствия и снаряжения для армии в деревню были посланы продовольственные отряды для изъятия излишков, а в городах для справедливого распределения продуктов были ис­пользованы продовольственные карточки.

После изгнания за пределы страны интервентов политика тер­рора выглядела уже неоправданной. Поэтому вслед за изданием нового Закона в поддержку террора от 10 июня 1794 г. образовалась оппозиция руководству Комитета общего спасения (Робеспьер) и Комитета общественной безопасности. Название последнего навеяно опытом американских колонистов, создавших "комитеты безопасно­сти" в самом начале Войны за независимость. В республиканской Франции этот комитет возглавлял Луи Антуан Сен-Жюст.

Обладание собственностью выключало из общественной ак­тивности новое крестьянство, которое сразу же встало вместе остатками жирондистов и роялистов в оппозицию к декретам и ре­формам центрального правительства. 27—28 июля был осуществ­лен контрреволюционный переворот, в ходе которого Робеспьер и 22 его сподвижника были казнены.

Якобинцы во многом оказались заложниками своих утопических замыслов и политических проектов ускоренных революционных пре­образований и тактики террора против врагов свободы и революции, тогда как все основные реальные социальные и политические зада­чи были уже решены: феодальные привилегии упразднены, крес­тьяне стали свободными частными землевладельцами, нация защи­щена от внешней агрессии. Будущее выглядело не таким определен­ным, как в начале, в период составления якобинской программы по­литических и социальных преобразований. Уже через год своего правления они оказались в ситуации, о которой в свое время удач­но высказался революционер из другой страны: "Никто не заходит так далеко, как человек, который не знает, куда он идет" (Кромвель).

За все время революции примерно 17 тыс. человек погибло на гильотине как "контрреволюционеры", еще 25 тыс. умерщвлены по этому же основанию другими способами. Около 500 тыс. оказались репрессированными по разным поводам — по доносам и наветам, чаще всего необоснованным. Больше всего людей погибло в ходе гражданской войны, особенно при подавлении крестьянского восста­ния в Вандее (тогда с обеих сторон погибло около 600 тыс. человек).

 

С падением якобинского режима наступает период "термидори­анской реакции", которая в области политической и социальной ве­дет к реорганизации, а затем ликвидации революционного правитель­ства и к политике невмешательства государства в экономику. Низкие урожаи и рост цен привели к массовому голоду и нищете. На этом фоне весьма эксцентричными выглядели забавы хулиганствовавших рояли­стов, устраивавших охоту на якобинцев. Термидорианское правитель­ство специальным декретом от 12 июня 1795 г. запретило употреблять эпитет "революционный", но само слово "революция" продолжало со­хранять свой радикальный смысл, и свержение якобинской диктату­ры было также названо термидорианцами "революцией".

Но дух революции был жив и во времена термидорианского Конвента (1794—1795 гг.), и в правление Директории (1795— 1799 гг.). В обстановке роста смертности над рождаемостью в самой столице Гракх Бабеф, издатель газеты "Трибуна народа", рато­вал за уравнительное распределение предметов потребления и уничтожение частной собственности на землю. 9 термидора он на­звал "откатом революции" и готовил "заговор равных" против Директории. Заговор был раскрыт, и сам Бабеф окончил жизнь на гильотине в мае 1797 г.

Конвент составляет новую Конституцию, принятую 23 сентября 1795 г., согласно которой Национальное собрание заменяется дву­мя советами: Советом старейшин, куда входят женатые мужчины в возрасте не моложе 40 лет, и Советом пятисот, составленным из депутатов не моложе 30 лет. Этот Совет предлагает законы, а старейшины утверждают.

Исполнительная власть возглавляется Директорией из пяти человек, назначаемых советами. Республиканский строй сохраня­ется. Выборы двухстепенные. Вводятся высокие цензы для избира­телей — имущественный, возрастной, ценз оседлости.

В период обсуждения термидорианской Конституции Буасси д'Англас дал оценку, близкую взглядам якобинцев: "Наконец-то вы можете обеспечить неприкосновенность имущества богатого... Гражданское равенство — это все, чего может требовать разум­ный человек... Абсолютное равенство — химера; чтобы оно суще­ствовало, необходимо полное равенство ума, добродетелей, фи­зической силы, воспитания и имущества всех людей... Нами дол­жны править лучшие: лучшие — это те, кто более образован, кто более всех заинтересован в сохранении законов..." Аналогич­ные мысли по вопросу о равенстве развивал в свое время Ма­рат.

Выборщики во втором туре составили всего 30 тыс. граждан. Из перечня прав было исключено право на восстание. Кроме того, всякое скопление народа квалифицировалось как "покушение на Конституцию; оно должно быть рассеяно немедленно с помощью вооруженных сил".

Термидорианская реакция облегчила возвращение роялистов, которые одержали победу на выборах в советы в апреле 1797 г. и стали выступать за общественный мир. Боясь возврата монархис­тов, а также якобинцев, члены Директории прибегли к помощи генерала Бонапарта, который присылает на помощь им одного из своих генералов для участия в сентябрьском антироялистском пе­ревороте. С этого момента участие военных в политической жиз­ни сильно возросло.

Время правления Директории отмечено крупными биржевы­ми спекуляциями и ростом игорного бизнеса. Рост "нуворишей" (новых богачей) наблюдался и в других областях финансовой и эко­номической деятельности. Бывший член Конвента, циничный и не­чистым образом разбогатевший член Директории виконт Поль де Баррас стал покровителем "новых богачей" и различных авантю­ристов. Режим Директории сменил режим консулата во главе с Наполеоном, который провозгласил принципами нового режима "успокоение, порядок и законность".

При обсуждении опыта революционной Франции помимо соб­ственно политических и правовых перемен обращают также внима­ние на то, что сами французы впервые узнали себя как единый народ, обрели национальное самосознание. В области политической и правовой революция выдвинула со­гласованную систему идей о социальной справедливости, основан­ной на равенстве и свободе суверенных граждан, на идее правле­ния народа в условиях политического равенства. Политические идеи согласуются при этом с идеями всеобщего благосостояния, свободы образования и творчества, неугнетения других народов, увеличения числа свободных народов.