Государство и право в Афинах.

 

Возникновение государства. Территорию Аттики (об­ласть Греции, где впоследствии возникло Афинское госу­дарство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собра­ние, совет старейшин и выборного вождя — базилевса.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с на­следственным семейным владением, к развитию имуще­ственной дифференциации и постепенному выделению ро­довой верхушки и обнищанию массы свободных общинни­ков, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприят­ствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали во­еннопленных.

К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация раб­ского труда еще не стала основой общественного произ­водства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наибо­лее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего круп­ные, перестанут участвовать в производительном труде.

Родоплеменная организация власти начинает приспосабли­ваться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и изби­раются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной орга­низации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы — между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важ­ную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособле­ния ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, уси­лившееся с переходом к производящей экономике, разви­тие обмена и связанная с ним интенсификация межпле­менных контактов и, как следствие, ослабление кровно­родственных связей и ассимиляция родов и племен, необ­ходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали пред­посылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем леген­дарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы — ре­зультат постепенных изменений, происходивших в тече­ние ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, на­селявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший де­лами всех четырех племен. По старой родоплеменной орга­низации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных раз­личий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регули­рования развивающихся социальных отношений. Ранее до­статочно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и меж­племенные распри. Но уже возникали новые острые кон­фликты в связи с усиливающейся имущественной диффе­ренциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между сво­бодными афинянами и различными группами неполноправ­ного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механиз­мов власти. Возникла необходимость в политической (госу­дарственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примире­ния, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социально­го, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло ис­ключительное право на занятие общественных должнос­тей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, посте­пенно отстранялись от непосредственного активного уп­равления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая каба­ла, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Архонты и ареопаг. Эвпатриды, опираясь на свое бо­гатство и исключительное право на занятие обществен­ных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его фун­кции переходят к новым, выборным из эвпатридов должно­стным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла воен­ные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судеб­ную власть. В состав ареопага входили все бывшие и дей­ствующие архонты, т. е. опять-таки представители эвпат­ридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выде­лившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой про­цесс, характерный для возникновения государства, — тер­риториальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Реформы Солона и Клисфена. К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товар­но-денежных отношений Привело к дальнейшему социаль­ному расслоению свободного населения. В среде эвпатри­дов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, не­которая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превра­щается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхуш­ки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится поло­жение средних и мелких землевладельцев и ремесленни­ков. В результате в среде свободных возникает целый ком­плекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремя­щимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кри­сталлизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым бога­чами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех сво­бодных в единый господствующий класс требовались глубо­кие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользо­вался доверием среди Широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различ­ных враждующих группировок свободных. Поэтому они но­сили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образова­нии государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолжен­ность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важ­ного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владе­ния. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бед­ноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения при­вилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда По имущественному признаку.

Самые богатые "граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т. д. Каждый раз­ряд имел определенные политические права: обществен­ные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедня­ки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собра­ние стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в созда­нии нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его иму­щественного положения. В интересах вторых был учреж­ден новый орган управления — Совет четырехсот, изби­равшийся из граждан первых трех разрядов по 100 чело­век от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации влас­ти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали не­довольство родовой аристократии и не удовлетворили пол­ностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые зак­репили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочи­ли политический строй, созданный Солоном. Существовав­шие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писист-рат облегчил положение мелких землевладельцев, предос­тавив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских тор­говцев. Большой размах строительства общественных со­оружений, украшавших город, давал средства существо­вания бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недоволь­ство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим по­пытка аристократии захватить власть закончилась неуда­чей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная вер­хушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родо­вого строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) —городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух террито­риях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет зна­ти, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный прин­цип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учре­дил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил полити­ческой жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был со­здан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной органи­зации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

С целью предотвратить попытки аристократии рестав­рировать старые порядки при Клисфене в практику на­родных собраний была введена особая процедура, получив­шая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди со­граждан таких лиц, которые являются опасными для госу­дарства. Если такие лица назывались, собрание созыва­лось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опа­сен. Осужденный большинством голосов удалялся за преде­лы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вна­чале против родовой аристократии, использовался впос­ледствии в политической борьбе между различными груп­пировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Зарождающаяся после Тесея дифференциация власт­ных функций приводит к организации органов их осуще­ствления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления полити­ческой власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополи­зация права на осуществление властных функций стано­вится легитимным правом на использование принуждения.

Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной влас­тью, а аппарат ее осуществления — государственным ап­паратом.

Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная рево­люция, а затем и революция политическая, завершившая­ся возникновением государства. Все они не были единовре­менными актами. Возникновение государства в Афинах со­провождалось ожесточенной борьбой между родовой арис­тократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладель­ческое государство в форме демократической республики.

Афинское государство в V—IV вв. до н.э. В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из веду­щих государств греческого мира. Этому способствовали по­беда греческих государств в греко-персидских войнах, ин­тенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Образованный в ходе греко-персидских войн союз греческих государств был первона­чально возглавлен Спартой. К 70-м годам, когда военные действия были перенесены на море, руководство союзом перешло к Афинам. В 478 году до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. В союз входило 140—160 греческих государств, снаряжав­ших военные корабли и делавших взносы (форос) в союз­ную казну. Командование флотом было поручено Афинам.

Со временем постройка флота перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса казна союза, а форос превра­тился в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союз­ников подавлялось силой, на их территории стали созда­ваться афинские поселения (клерухии), превратившиеся практически в военные гарнизоны, во многие союзные го­сударства направлялись афинские должностные лица, к афинским судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать дела союза.

Гегемония Афин в союзе превратила его в могуще­ственную Афинскую архэ — державу, беспощадно эксплу­атировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и си­лой удерживавшую их в союзе.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-по­литических отношениях. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функ­ции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За аре­опагом сохранились лишь некоторые судебные и религиоз­ные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демокра­тии. При нем потеряла значение цензовая реформа Соло­на, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными граж­данами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за испол­нение государственных должностей.

Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, ко­торые начинают рассматриваться как простые орудия тру­да, превращаются постепенно в основную производитель­ную силу. Государственные рабы эксплуатируются преиму­щественно в рудниках и каменоломнях, частные рабы — на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов значительно возросла и примерно в че­тыре раза превышала число свободных афинян. Противо­речие между бесправными рабами и рабовладельцами пре­вратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества. Обострились и противоречия между афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афи­нах иностранцами), число которых росло и достигло поло­вины численности афинян. Метеки, занимавшиеся торгов­лей и ремеслом, были существенно ограничены в имуще­ственных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни.

Афинская демократия вступила в период своего рас­цвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середи­не V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

Но и после этих реформ существенную роль в истории Афин играли нараставшие противоречия между различ­ными социальными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся имущественная дифференциация раздели­ла свободных граждан на две неравные и фактически не­равноправные группы — небольшую группу богатых ра­бовладельцев (землевладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозяева ремесленных мастерских) и основную массу свободной бедноты (земледельцы, ремесленники, моряки) и лишенных собственных средств существования .люмпенов, живших за счет подачек государства и богачей.

Афинская демократия в период своего расцвета превра­тилась в политическую форму совместного господства сво­бодных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в кото­рой развивались противоречия между свободными — рабов­ладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами — с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.По своей сущности Афинское государство являлось поли­тической организацией свободных граждан, обеспечиваю­щей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой де­мократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать актив­ное участие в политической жизни. Она окончательно сло­жилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми пе­рерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э. Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направля­ли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение вра­га, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного со­брания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избира­ло должностных лиц и производило проверку их деятель­ности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продо­вольственное положение страны и т. д. Специальные со­брания посвящались рассмотрению просьб граждан и ре­шению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать толь­ко полноправные афинские граждане, достигшие 20-лет­него возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. 1\ак правило, редко участвовали в его дея­тельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопро­сов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало про­довольственное положение и др. Главное собрание шесто­го месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, об­винениях должностных лиц. На трех других собраниях ме­сяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, ад­министративные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Зако­нопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каж­дому законопроекту давал заключение. Голосование по за­конопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обес­печения стабильности законодательства, было право лю­бого участника собрания, сославшись на незаконность пред­ложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуж­дения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становит- " ся законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каж­дой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились воп­росы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рас­смотрение свои предложения. Важнейшей функцией Со­вета было предварительное обсуждение вопросов, посту­павших на рассмотрение народного собрания, что позво­ляло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей од­ной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председа­теля Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятель­ности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избира­лись по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязан­ностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гелиэя была судом первой инстанции по делам о госу­дарственных преступлениях и о злоупотреблениях долж­ностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рас­смотренным другими судами. Она также осуществляла не­которые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

а) внесение законопроекта в народное собрание в по­рядке законодательной инициативы, которой обладал каж­дый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Со­ветом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

в) принятие законопроекта народным собранием;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей. Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выоорность, срочность, возмездность, по­дотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке — докимасии, во время ко­торой выяснялись их право на занятие должности, поли­тическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее боль­шинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стра­теги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, изби­раемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средства­ми, отпущенными на содержание армии и флота, органи­зовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граж­дане не платили постоянных налогов, последние собира­лись только с метеков). К ним перешли и некоторые полно­мочия в области дипломатических сношений: они принима­ли капитуляцию противника, заключали перемирие. Кро­ме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия нео­тложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действо­вали редко — при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым. архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функ­ции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым ар­хонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиоз­ного культа и рассматривал в суде дела об уголовных пре­ступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имев­шиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рын­ке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую воен­ную подготовку и т. д. Свои должностные лица были в фи­лах и демах.

Суд. Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил арео­паг. Под председательством архонта-базилевса он рассмат­ривал дела об умышленном убийстве. По поручению народ­ного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убий­ствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и дру­гие имущественные преступления — коллегией одиннадца­ти. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступ­лении, в качестве суда выступало само народное собрание.

Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты определялись народ­ным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников, сражавшихся, впрочем, в пешем .строю. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение. Их нередко привлекали к несению пат­рульной службы на границах. Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали использоваться и в военных действиях. К IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники. Поли­цейские функции осуществляли рабы — токсоты (около 200 человек): Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между враждующими группировками господствующего класса, не доверявшими друг другу. Немаловажную роль играло и то, что выполне­ние полицейских функций представлялось свободному афи­нянину неправомерным по отношению к согражданам.

Упадок афинской демократии. Формальное равнопра­вие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпе­нов. Выросли противоречия и между афинянами и ограни­ченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.

Кризисная ситуация резко обострилась в результате начавшейся в 431 году до н.э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского союза. Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям, распаду морского союза и, следовательно, к ут­рате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, имело своим следствием олигархический пере­ворот крупных рабовладельцев, тяготившихся демократи­ческими порядками и особенно возлагавшимися на них финансовыми обязанностями по отношению к бедноте и государству. Правда, вскоре демократия была восстанов­лена, но после капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический переворот. Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была разорена, государственная казна опу­стела, торговля пришла в упадок, морская гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей уже достаточной помощи от государственной казны. Недоволь­ство охватило и богатых рабовладельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту — единственного союзника перед лицом угнетае­мых рабов.

Раздираемая внутренними противоречиями, ослаблен­ная всеобщим недовольством, афинская демократия оказа­лась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а за­тем одного из государств, образовавшихся после ее распа­да. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афи­ны, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской державы.

Правовая система Афин.Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необхо-юсти его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы, (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все болъшую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нрав-ственной нормы "взял — отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права -становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авто­ров известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пере­житок родового строя, как кровная месть, был запрещен. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с органи­зацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, зак­репление частной собственности на землю и др.).

Активная законодательная деятельность в Афинах в V—IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законода­тельного материала, порою противоречивого и в целом не­упорядоченного. От законов отличались принятые народ­ным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же об­щие правовые нормы, как и законы. Однако основные ин­ституты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родово­го строя.

Право собственности и обязательства. В афинском праве различалось владение — как фактическое облада­ние имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились го­сударственные имения и рудники, доходы с которых дели­лись между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной зем­ли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находивше­еся в частной собственности, делилось на "видимое" (зем­ля, дом, рабы и т. п.) и "невидимое", способное "усколь­зать" от налогообложения и конфискации (деньги, драго­ценности).

Между государственной и частной земельной собствен­ностью существовала органическая связь — частная соб­ственность на землю считалась ведущей свое происхожде­ние от государственной, а государственная существовала в форме частной. Поэтому, несмотря на окончательное ут­верждение со времен Солона частной собственности, она носила еще отпечатки прежних коллективистских представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Само название земельных участков происходило от слова "жребий" (клерос) — т. е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Существенным обременением, лежащим на частной собственности. была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счет пышные празднества (литургии) для афинян. Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия — обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда ("вольные" и "невольные" обязательства).

Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора сортветствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли — ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

Среди договоров важное место занимала купля-про­дажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами; заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно до­мов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома); личный найм и некоторые дру­гие. Был известен и договор товарищества, по которому не­сколько лиц вносили средства в общее имущество для дос­тижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределя­лись между его участниками так, как это было обусловле­но договором, или пропорционально сделанному взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребле­ние имущества, причинение убытков и т. п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознатель­но, возмещался в двойном размере. Ответственность возни­кала и тогда, когда вред был результатом действий подвла­стных лиц — детей, рабов. Раб мог быть передан потерпев­шему в компенсацию за причиненный ущерб. При причине­нии вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление.

Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осужда­лось. Брак заключался посредством договора между жени­хом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случа­ях. Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь вы­дать замуж по своему усмотрению.

Преступления и наказания. Афинское право разли­чало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государ­ственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные по-вреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства — о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные нака- зания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осуждённого политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.