Древнего Китая.

Общественный и государственный строй

История Древнего Китая обычно делится на ряд пери­одов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до. н.э.), период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII — V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), пос­ледний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. .н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вслед­ствие разложения родоплеменных связей, прогрессирую­щего разделения труда выделяется управляющий слой ро­довой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превра­щаемые, как правило, в рабов.

Создание первоначального примитивного государствен­ного образования в Шан (Инь) было связано с необходимо­стью организации производства, орошения земель, предот­вращения пагубных последствий разлива рек, защиты тер­риторий. Это выразилось, во-первых, в превращении пле­менного вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, со­стоящего из многочисленных управителей, военачальни­ков, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завое­ванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили гос­подство над населением всего Северного Китая, над мно­жеством разрозненных родоплеменных коллективов, на­ходящихся на различных стадиях разложения родовых от­ношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходи­мостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследствен­ные владения своим родственникам и приближенным, ко­торые вместе с землей получали и соответствующие ти­тулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уде­лов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независи­мость. Власть вана ограничивается пределами его владе­ния-домена. Становясь местными царьками, удельные пра­вители сами начинают жаловать земли за службу, обрас­тая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономи­ческому упадку, к разрушению ирригационных сооруже­ний и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближе­ния народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения лю­дей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных райо­нов и народов, что приводит к их сближению, к "собира­нию" земель вокруг семи крупных китайских царств.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идео­логией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению же­лезных орудий труда происходит резкий подъем экономи­ки. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, со­здание крупного частного землевладения.

Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в раз­витии общества. С одной стороны, развивается крупная ча­стная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с дру­гой — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной част­ной собственности на землю — путь раздробленности, меж­дуусобиц; 2) через упрочение государственной собственно­сти на землю и создание единого централизованного госу­дарства. Утверждается второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

Основы социальных порядков, государственная маши­на, созданные в циньском Китае, оказались столь приспо­собленными к нуждам империи, что они без всяких изме­нений были перенесены в Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в Императорском Китае до бур­жуазной революции 1911—1913 гг.

Сословие-классовое деление в Древнем Китае. В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI— Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые гра­ницы проходили между тремя социальными слоями: а) приви­легированной правящей родовой, аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближен­ных, местных правителей с их родственниками и прибли­женными, а также из глав родовых и большесемейных (кла-новых) объединений; б) свободными крестьянами-общинни­ками; в) бесправными рабами, которые находились в услу­жении у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их приба­вочного продукта. Этому соответствовала система "обще­ственных полей", при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с "обще­ственных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и обще­ственные нужды.

В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие — чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "корм­ления" с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, при­своение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского чрг-т-ного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые стано­вятся, как правило, арендаторами-издольщиками на част­новладельческих и государственных землях.

Вместе с исчезновением "общественных полей" рен­та-налог в форме отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за от­дельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.

Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зре­ния. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свобод­ных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, на­емные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неодно­роден. Он состоял из титулованной знати, из ранжирован­ного чиновничества и из незнатных крупных землевладель­цев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегиро­ванных свободных мелких производителей, собственников средств производства — крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

Различия между тремя вышеуказанными обществен­ными слоями находили выражение и в праве. "Благород­ные" противопоставлялись законом и традицией как "под­лым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).

Рост крупного землевладения, сопровождаемого мас­совым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачи­вал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа нало­гоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у круп­ных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных зе­мель и рабов. Им вводится большой налог на крупные со­стояния; Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перерас­пределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-про­дажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года.

Реформы и в дальнейшем способствовали установле­нию определенного равновесия государственного и частно­го землевладения.

Государственный строй. Деспотические черты прав­ления стали складываться еще в иньском Китае, где сна­чала не существовало строгого порядка престолонаследия — наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чи­новники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соиз­воления вана.

В раннечжоусском Китае власть и личность вана окон­чательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", ко­торый "управляется Небом", его называют "отцом и мате­рью" своих подданных. Ван — первосвященник.

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управле­нию государственными делами. Близко к вану стоял цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чинов­никами был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал двор- цовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольни­ки), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполне­нию его различных административных и военных поруче­ний. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чинов­ников, подчиненных "надзирателю земель".

По образцу двора вана строилось управление и в авто­номных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями — чжухоу, они опирались на со­ветников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о спра­ведливости". В VII—VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клят­венные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

В циньско-ханьском Китае складываются централизо­ванные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частно­сти этнической, духовной, культурной общностью населе­ния Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наибо­лее дальновидными представителями правящих слоев Ки­тая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов (Легисты - законники — сторонники сильного бюрократическо­го государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. ).

"Власть — это то, чем располагает лишь правитель", — писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государствен­ный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной зе­мельной собственности, угрожавшей традиционной систе­ме эксплуатации податного крестьянства.

Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующе­му усилению, завершившемуся созданием Циньской импе­рии. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от раз­меров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, при­званных на основе взаимной слежки охранять порядок, на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации — потомственной ти­тулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократичес­ким происхождением, а за заслуги перед правителем. В кон­це III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чи­новничьих рангов, соответственно которым чиновники за­нимали должности и получали жалованье. Последнее озна­чало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга (1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами).

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожеств­лялась. Правитель царства Цинь, объединивший в грани­цах Циньской империи обширные территории, принял ти­тул императора (ди). Император выступал в качестве сим­вола, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали орга­ны, которые были связаны с ритуалом и обрядами, при­званными поддерживать миф о божественном происхожде­нии "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточи­валась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чинов­ников центрального и местного аппаратов.

Центральный аппарат империи включал в себя ряд ве­домств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельско­го хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совеща­ния к императору, на которых обсуждались важные воп­росы государственной жизни.

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чи­новничества.

Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэнсян}, выпол­нявший обязанности первого министра, главного помощ­ника правителя (вначале их было два — "левый" и "пра­вый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, го­сударственные расходы и пр.

Со временем вместе с усложнением функций государ­ственного аппарата стала больше разграничиваться дея­тельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положе­ние канцлера как первого помощника и главы администра­тивного аппарата делало его ответственным за все воен­ные приготовления.

Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое вы­полняло и некоторые функции организатора общественных работ.

Ведомство императорского двора сложилось в Ханьс­кой империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреп­лена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ве­домства императорского двора, располагавших значитель­ным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала долж­ность особого чиновника (душуйя), руководящего строи­тельством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными со­оружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточи­валась в руках императора.

Особая роль отводилась военному ведомству, возглав­ляемому тайвэем, к ведению которого относились комп­лектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тай-вэй наряду с первым министром (чэнсяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее приви­легированную категорию чиновников — "трех гунов".

В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный риту­ал должен был служить социальному сплочению, воспита­нию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. импе­раторской академией, готовящей высокопоставленных чи­новников. Он тем самым выступал в роли "министра обра­зования".

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали ра­боту всех его должностных лиц, следили за их благонадеж­ностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.

Глава ведомства сельского хозяйства был своеобраз­ным верховным казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных моно­полий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

Местное управление. Государственные формы эксп­луатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились пер­вые элементы территориального деления. Здесь были вве­дены округа, являющиеся налоговыми и военными едини­цами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направ­лялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении вла­сти центра на местах.

Циньско-ханьский Китай делился на области или ок­руга, те — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные еди­ницы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, ко­торые делили свою власть с представителями военного ве­домства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в ру­ках губернатора.

Община, несмотря на разрушение общинного земле­владения, продолжала играть роль относительно обособ­ленной единицы. Руководство общиной осуществляли ста­роста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повин­ности, но пользовались большой властью, вплоть до моби­лизации общинников-крестьян для защиты общинной тер­ритории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао}.

Бюрократический контроль распространялся и на орга­ны местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чи­новников, отвечающих за нарушения приказа или за пло­хую работу подчиненных им чиновников.

Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и .крестьянскими вос­станиями. Войны, в частности завоевание чжоусцами зна­чительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского го­сударства.

Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и раз­мещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лаге­рям выделялись земельные угодья, составлявшие их хо­зяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, нахо­дящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.

Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали муж­чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года;

и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чинов­ники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.

Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.

Суд. Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. .

Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за применением уголовных законов. Все дела онаиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресе- чение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности , мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции высту­пал сам император, который мог непосредственно разби­рать судебные дела.