КОНТРОЛЛЕРЫ

 

Контроллером называется аппарат, при помощи которого осуществляется ручное управление электродвигателями (пуск, регулирование частоты вращения, реверсирование, остановка). Контроллеры применяются для управления двигателями постоянного и переменного тока, в частности, подъемно-транспортных установок. Получение различных схем соединений двигателя с сетью напряжением Uc, резистором пусковым Rп, регулировочным Rp и т. п. достигается поворотом рукоятки на определенный угол (рис. 17-8).

Конструктивно контроллер представляет собой многоступенчатое контактное переключающее устройство, не связанное в одно целое с резистором. Отделение переключающего устройства от резистора вызвано либо большими габаритами последнего, либо условиями эксплуатации и размещением оборудования. Например, контроллер располагается в кабине оператора, а резистор выносится за пределы этой кабины.


Рис. 17-8. Схема контроллера для пуска и регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока

Контроллеры строятся трех типов: плоские, барабанные и кулачковые.

Плоские контроллеры могут конструктивно выполняться на большее число ступеней по сравнению с барабанными и кулачковыми, но переключающая способность их меньше, чем у последних. Они применяются в случаях, когда требуется большое число ступеней, а также для одновременного управления и регулирования в нескольких электрических цепях при малых токах редких переключениях. Неподвижные контакты размещаются на плоской панели. Подвижные контакты укреплены на траверсе, перемещаемой ходовым винтом. Привод может быть ручной или двигательный (для дистанционного управления). Для повышения переключающей способности контроллеров применяются вспомогательные контакторы, управление которыми сблокировано с ходом траверсы. При переходе щетки с контакта на контакт контактор отключает цепь, переход происходит без тока. После установки траверсы на новом контакте контактор снова включает цепь.

Барабанные контроллеры применяются для управления двигателями мощностью до 45 кВт постоянного тока и 75 кВт переменного тока. Переключающая способность их невелика. Они допускают 120 (максимум 240) переключений в час. Невысокая переключающая способность, большой износ трущихся поверхностей контактов ограничивают их применение. Барабанные контроллеры заменяются на более совершенные кулачковые.

Кулачковые контроллеры (рис. 17-9) допускают до 600 включений в час. Они могут выполняться на большие токи по сравнению с барабанными. Контактное устройство их работает аналогично контактному устройству контакторов, т. е. каждый коммутационный элемент снабжается дугогасительной системой. Поэтому они обладают высокой отключающей способностью. Управление контактами осуществляется фигурным кулачком. Передача движения через вращающийся ролик обеспечивает малый износ. Возможные выполнения:

1) контакты замыкаются кулачком, а размыкаются пружиной;

2) контакты замыкаются пружиной, а размыкаются кулачком;

3) контакты замыкаются и размыкаются кулачком.

Размыкание пружиной обеспечивает более высокую отключающую способность, а размыкание кулачком – разрыв контактов в случае их приваривания, что не всегда достигается при отключении пружиной, т. е. размыкание кулачком более надежно.

Замыкание и размыкание контактов кулачком требуют установки двух кулачков, а следовательно, усложнения конструкции и увеличения габаритов. Более широкое распространение получил вариант, в котором контакты замыкаются пружиной, а размыкаются кулачком.


Рис. 17-9. Схема работы (а), контактные элементы постоянного (б) и переменного (в) тока и общий вид (г)кулачковых контроллеров:
1 – неподвижный контакт; 2 – подвижный контакт; 3 – контактная пружина; 4 – контактный рычаг; 5 – приводной вал; 6 – кулачок; 7 – ролик; 8 – возвратная пружина; 9 – дугогасительная камера (поднята); 10 – магнитопровод дугогашения; 11 – дугогасительная катушка; 12 – дугогасительный рог; 13 – гибкая связь; 14 – токоподводы; 15 – корпус со съемной крышкой 16

ГЛАВА 18