Организация и структура научного исследования

 

Процесс любого научного познания начинается с постановки проблемы как исходного пункта направленной научной деятельности. Под проблемой в широком смысле понимают теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Проблемы ставятся перед наукой в процессе развития общества, исходя из его потребностей. В самой науке проблемная ситуация имеет место тогда, когда новый эмпирический материал не укладывается в рамки существующей теории или когда опережающее развитие теории начинает сдерживаться недостатком опытных данных. В обоих случаях сознание того, что именно является неизвестным и что необходимо узнать, позволяет сформулировать проблему и определяет направление теоретического и экспериментального поиска.

Постановка проблемы должна обязательно включать в себя совокупность основных путей ее разрешения. Правильно поставить проблему, вывести ее из предшествующего знания это значит во многом определить успех решения задачи. Правильная постановка задачи это уже половина ее решения.

Таким образом, для постановки научной проблемы требуется выяснить ее актуальность (важность), обосновать возможность ее разрешения при существующем уровне знания в данной отрасли, а также установить ожидаемую эффективность (полезность) по принятому критерию (чаще всего экономическому).

В нашей стране перечень научных проблем, подлежащих решению, определяется государственными планами по науке и технике, проекты которых подготавливаются и обсуждаются специалистами, а затем утверждаются Кабинетом Министров Украины как государственные акты, имеющие обязательную силу для всех, от кого зависит их выполнение. При составлении планов и перечня научных проблем, подлежащих решению, обязательно используются данные научного прогнозирования на различные периоды: на 10 –20 лет (соответствуют циклу исследование – разработки – производство); на 40-50 лет (в основном качественные показатели, определяемые исходя из экспертной оценки); на 100 лет и более (базируются на интуиции и мировоззрении специалистов). На практике также используются: исследовательский прогноз, предназначенный для определения перспектив научно-технического развития; программный прогноз, конкретизирующий программы возможных путей достижения прогнозируемых целей и задач научно-технического прогресса; организационный прогноз, устанавливающий организационные меры для достижения прогнозируемых целей.

Многочисленные методы прогнозирования развитиянауки и техники можно свести в три основные группы.

Методы экстраполяции основаны на представлении будущегоисходя из закономерностей, действующих в настоящем.

Методы экспертных оценок (эвристические) связаны со сбором и систематизацией мнений специалистов в данной отрасли знаний. Обычно оценки экспертов переводят в количественную форму (баллы), что позволяет обрабатывать полученную информацию методами математической статистики.

Методы моделирования базируются на разработке и исследовании математических моделей, предназначенных для прогнозирования развития науки и техники.

Каждый из методов прогнозирования имеет, разумеется, не только достоинства, но и недостатки. Однако применение комплекса методов позволяет довольно надежно определить перечень научных проблем и очередность их решения.