Консервативные теории государства и права

Жозеф Мари де Местр(1752-1821) – известный французский публицист и религиозный философ, общепризнанный классик консерватизма.

Политико-правовое учение Ж. де Местра исходит из тезиса, что человек – греховное существо, неразумное, его внутренний мир парадоксален.

Основные идеи Ж. де Местра:

1. революция уничтожила веками сложившийся порядок, извратила законы;

2. созданные Конституции не могут соответствовать праву; в них должны содержаться те положения, те законы, которых подходят для объективных условий жизни конкретного народа и должны утвердить уже сложившиеся права.

Суть основного закона – никто не может его отменить, поэтому он и не может быть установлен кем бы то ни было, ибо тот, кто вправе установить, тот вправе и отменить.

3. законы закрепляют степень свободы, которая зависит от потребностей народа, складывающихся, в основном, из обычаев.

Франция должна вернуться к своему истинному устройству и восстановить монархию. Именно монарх может вернуть народу подлинную свободу.

4. защищает ранее сложившийся сословный строй и оправдывает социальное неравенство. Порабощение необходимо для того, чтобы обуздать верхнюю природу человека, и основывается оно на страхе.

5. по вопросу соотношения церковной и государственной власти утверждает, что власть Папы Римского всегда была, есть и будет выше королевской;

6. утверждает идеалы средневековой теократии и инквизиции.

Ж. де Местр – сторонник теократической монархии.

Луи де Бональд(1754-1840) – французский политический деятель, один из родоначальников европейского консерватизма.

Исходным тезисом его консервативной доктрины является положение о том, что религия выступает священным основанием всех социальных институтов: государства, права, семьи и т.д.

Революция произошла из-за ослабления веры, она привела к разложению общества, к передаче власти палачам и разбойникам. Созданные во время революции законы не могут быть правовыми, справедливыми, так как законы должны выражать божественную волю всего общества.

Общая воля направляется монархом, власть которого происходит из естественного устройства человеческого сообщества, подобно власти главы семьи. И так же, как неделима общая воля, так же неделима и государственная власть.

Так как законы – это необходимые отношения между людьми, а главным законодателем является природа, законодательная власть, в принципе, не нужна. Также законы вытекают из природы вещей и складываются в источники управления.

Общество должно скрепляться наследственной монархией, защитой наследственных отличий и государственной религии. Так как законы выражают общую волю, а монарх проводит ее в жизнь, монарх должен подчиняться законам, а также следовать божьей воле.

Таким образом, идеалом для Бональда была средневековая сословно-представительная монархия с сильной церковной властью.

Эдмунд Бёрк(1729-1797)– основоположник консерватизма в такой его исторической форме как традиционализм. В 1790 году Бёрк опубликовал книгу «Размышления о революции во Франции».

Э.Бёрк отвергает теорию естественного права с ее безграничной верой в неограниченные возможности человеческого разума как умозрительную и иллюзорную.

Цель государства – в обеспечении общественного порядка и закона. Общественный порядок рассматривает как следствие социальной иерархии (разделения людей на сословия).

Государство не является результатом общественного договора, а складывается исторически в процессе долгой исторической работы, утверждающей традиции, обычаи, воплощающей общий разум народов.

Основные идеи:

1. выступает против Национального собрания во Франции, говоря о том, что состав его некомпетентен, данный орган стремится уничтожить все сложившиеся порядки;

2. совершенствовать государственный строй можно только с помощью вековых обычаев, его нужно сократить и реформировать;

3. основное внимание уделяет правам людей. Это те преимущества, к которым люди стремятся. Зависят они от конкретных условий стран и народов, от сложившихся обычаев. Право формируется постоянно в ходе исторического процесса. Поэтому никакие «Национальные собрания» его создать не могут.

Примером является конкретное государственное устройство в Англии. Он говорит, что в основе государственного строя Англии лежит монархическая идея, и именно наследование престола монарха обеспечивает с одной стороны преемственность власти и права, а с другой – их совершенствование;

4. опорой конституции должны быть религия, обычаи и права. Сила этого акта заключается в давности его существования и закрепленных в нем традициях.

В противовес консерватизму формируется либерализм.