Тема 1. Что изучает историческая наука?

ТЕСТЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

VII. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Требования к творческим работам и рефератам.

Реферат пишется на заданную преподавателем или согласованную с ним тему. Он должен включать изложение и анализ одной или более научных работ, список которых рекомендуется преподавателем или согласовывается с ним. С реферируемыми работами студент должен быть знаком непосредственно. Реферат должен включать введение, обосновывающее важность его темы, и заключение, содержащее личные выводы учащегося. Он в обязательном порядке должен содержать ссылки и список использованной литературы. Объём реферата не должен превышать 15 – 20 стандартных печатных страниц и не может быть менее 10 страниц. Реферат представляется в письменном виде, но на семинаре может быть заслушана краткая защита реферата по близкой к обсуждаемой на занятии тематике.

Творческой работой может являться собственный анализ первоисточников по изучаемой теме, либо авторское эссе на основе усвоенного материала. При анализе первоисточника наличие точных цитат из него и ссылок на публикацию обязательны. Однако к изложению содержания источника творческая работа сводиться не может. Объём творческой работы не регулируется. Максимальная оценка творческой работы должна превышать максимальную оценку реферата. Творческая работа представляется в письменном виде, но может быть и заслушана в форме доклада.

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов.

¨ Составить конспект первоисточников, указанных в перечне литературы.

¨ Сделать тезисные выписки из указанных источников.

¨ Подобрать иллюстративный и хрестоматийный материал по проблеме.

¨ Представить цитатные выписки из предложенных произведений.

¨ Составить библиографию статей из педагогической периодики по определенной проблеме.

¨ Подготовить план, тезисы выступлений, доклады, рефераты по одной из глобальных проблем современности, выбранной самостоятельно студентом в рамках изучаемой темы.


 

 

Факторы, определяющие особенности исторического развития России:

1. геополитический

2. природно-климатический

3. конфессиональный (религиозный)

4. все вышеперечисленные

 

Основные концептуальные подходы к изучению истории:

1. формационный

2. цивилизационный

3. информационный

4. все вышеперечисленные и другие

 

Родоначальник цивилизационного подхода к изучению истории в России, автор труда «Россия и Европа»:

1. Н.Я. Данилевский

2. А.И. Герцен

3. Н.Г. Чернышевский

4. Н.А. Огарев

 

Мыслители, разрабатывавшие проблемы христианского подхода к истории:

1. Августин Блаженный

2. Л. Гумилев

3. К. Маркс

4. М. Горький

 

В соответствии с марксистским подходом переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через:

1. социальную революцию

2. реформы в сфере экономики

3. культурную революцию

4. образовательную политику

 

Прогностическая функция исторического познания заключается в:

1. идентификации и ориентации общества, личности

2. предвидении будущего

3. формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

4. выявлении закономерностей исторического развития

 

Воспитательная функция исторического познания заключается в:

1. формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

2. идентификации и ориентации общества, личности

3. выявлении закономерностей исторического развития

4. выработке научно обоснованного политического курса

 

Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли:

1. Н. Данилевский и О. Шпенглер

2. М. Ломоносов и В.Татищев

3. П. Пестель и Н. Муравьев

4. Н. Карамзин и В. Соловьев

 

Функция социальной памяти заключается в …

1. идентификации и ориентированности общества, личности

2. формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

3. выработке политического курса

4. выявлении закономерностей исторического развития

 

В 1920-е гг. началось создание концепции отечественной истории:

1. эволюционной

2. цивилизационной

3. теологической

4. марксистской