Тема 1. Что изучает историческая наука?
ТЕСТЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
VII. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Требования к творческим работам и рефератам.
Реферат пишется на заданную преподавателем или согласованную с ним тему. Он должен включать изложение и анализ одной или более научных работ, список которых рекомендуется преподавателем или согласовывается с ним. С реферируемыми работами студент должен быть знаком непосредственно. Реферат должен включать введение, обосновывающее важность его темы, и заключение, содержащее личные выводы учащегося. Он в обязательном порядке должен содержать ссылки и список использованной литературы. Объём реферата не должен превышать 15 – 20 стандартных печатных страниц и не может быть менее 10 страниц. Реферат представляется в письменном виде, но на семинаре может быть заслушана краткая защита реферата по близкой к обсуждаемой на занятии тематике.
Творческой работой может являться собственный анализ первоисточников по изучаемой теме, либо авторское эссе на основе усвоенного материала. При анализе первоисточника наличие точных цитат из него и ссылок на публикацию обязательны. Однако к изложению содержания источника творческая работа сводиться не может. Объём творческой работы не регулируется. Максимальная оценка творческой работы должна превышать максимальную оценку реферата. Творческая работа представляется в письменном виде, но может быть и заслушана в форме доклада.
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов.
¨ Составить конспект первоисточников, указанных в перечне литературы.
¨ Сделать тезисные выписки из указанных источников.
¨ Подобрать иллюстративный и хрестоматийный материал по проблеме.
¨ Представить цитатные выписки из предложенных произведений.
¨ Составить библиографию статей из педагогической периодики по определенной проблеме.
¨ Подготовить план, тезисы выступлений, доклады, рефераты по одной из глобальных проблем современности, выбранной самостоятельно студентом в рамках изучаемой темы.
Факторы, определяющие особенности исторического развития России:
1. геополитический
2. природно-климатический
3. конфессиональный (религиозный)
4. все вышеперечисленные
Основные концептуальные подходы к изучению истории:
1. формационный
2. цивилизационный
3. информационный
4. все вышеперечисленные и другие
Родоначальник цивилизационного подхода к изучению истории в России, автор труда «Россия и Европа»:
1. Н.Я. Данилевский
2. А.И. Герцен
3. Н.Г. Чернышевский
4. Н.А. Огарев
Мыслители, разрабатывавшие проблемы христианского подхода к истории:
1. Августин Блаженный
2. Л. Гумилев
3. К. Маркс
4. М. Горький
В соответствии с марксистским подходом переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через:
1. социальную революцию
2. реформы в сфере экономики
3. культурную революцию
4. образовательную политику
Прогностическая функция исторического познания заключается в:
1. идентификации и ориентации общества, личности
2. предвидении будущего
3. формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств
4. выявлении закономерностей исторического развития
Воспитательная функция исторического познания заключается в:
1. формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств
2. идентификации и ориентации общества, личности
3. выявлении закономерностей исторического развития
4. выработке научно обоснованного политического курса
Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли:
1. Н. Данилевский и О. Шпенглер
2. М. Ломоносов и В.Татищев
3. П. Пестель и Н. Муравьев
4. Н. Карамзин и В. Соловьев
Функция социальной памяти заключается в …
1. идентификации и ориентированности общества, личности
2. формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств
3. выработке политического курса
4. выявлении закономерностей исторического развития
В 1920-е гг. началось создание концепции отечественной истории:
1. эволюционной
2. цивилизационной
3. теологической
4. марксистской