Предмет и метод истории политических и правовых учений

ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Старший преподаватель

Краткий курс лекций

История политических и правовых учений

Составитель:

Гарбузова Е.В.
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ

 

1.1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

1.2. Периодизация истории политических и правовых учений

 

 

История политических и правовых учений – наука, которую можно отнести к историко-теоретической дисциплине. История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии.

Как самостоятельная наука она сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения.

Предметом истории политических и правовых учений является совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах.

Специфические черты истории политических и правовых учений:

1) данная наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи;

2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий;

3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности.

В структуру политико-правового учения входит 3 элемента:

1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи;

2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которой осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву;

3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права.

Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права, которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVII в. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии.

История политической и правовой мысли формируется, начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы:

1) предыстория науки – 4 тыс. до н.э.-XVIII в. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств. Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий;

2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII-XIX вв. Рационально-этическая форма знаний;

3) современный этап – XX-XXI вв. Плюрализм взглядов и теорий.

Методологиявключает в себя три группы методов:

1) общенаучные методы:

– исторический метод – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний, выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве;

– социологический метод – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также, каким образом это учение повлияло на жизнь общества;

– нормативно-ценностный подход – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения;

2) общелогические методы (анализ и синтез, дедукция и индукция и др.);

3) специально-юридические методы (правовое моделирование, формально-юридический, сравнительно-правовой и т.д.).

Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений.

Парадигмы:

1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства). Религия была одной из самых ранних форм общественного сознания, в которой человек отражал окружающий его мир;

2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы). Все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы;

3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права;

4) социологическая (социальная) – настоящее время. Объединяет группу разнородных концепций, объясняющих природу и содержание политики, государства и права внешними по отношению к ним социальными факторами: экономикой, культурой, идеологией и т.д.