Предмет и метод истории политических и правовых учений
ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Старший преподаватель
Краткий курс лекций
История политических и правовых учений
Составитель:
Гарбузова Е.В.
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ
1.1. Предмет и метод истории политических и правовых учений
1.2. Периодизация истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений – наука, которую можно отнести к историко-теоретической дисциплине. История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии.
Как самостоятельная наука она сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения.
Предметом истории политических и правовых учений является совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах.
Специфические черты истории политических и правовых учений:
1) данная наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи;
2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий;
3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности.
В структуру политико-правового учения входит 3 элемента:
1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи;
2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которой осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву;
3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права.
Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права, которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVII в. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии.
История политической и правовой мысли формируется, начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы:
1) предыстория науки – 4 тыс. до н.э.-XVIII в. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств. Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий;
2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII-XIX вв. Рационально-этическая форма знаний;
3) современный этап – XX-XXI вв. Плюрализм взглядов и теорий.
Методологиявключает в себя три группы методов:
1) общенаучные методы:
– исторический метод – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний, выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве;
– социологический метод – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также, каким образом это учение повлияло на жизнь общества;
– нормативно-ценностный подход – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения;
2) общелогические методы (анализ и синтез, дедукция и индукция и др.);
3) специально-юридические методы (правовое моделирование, формально-юридический, сравнительно-правовой и т.д.).
Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений.
Парадигмы:
1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства). Религия была одной из самых ранних форм общественного сознания, в которой человек отражал окружающий его мир;
2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы). Все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы;
3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права;
4) социологическая (социальная) – настоящее время. Объединяет группу разнородных концепций, объясняющих природу и содержание политики, государства и права внешними по отношению к ним социальными факторами: экономикой, культурой, идеологией и т.д.