Типы инновационной стратегии

Матричные методы разработки инновационной стратегии

Методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов

Методы поиска идей инновации

Типы инновационной стратегии

 

 

Разработка стратегии является залогом успеха инновационной деятельности и важной составляющей инновационного менеджмента. Необходимость стратегического планирования обуславливается растущей конкуренцией. Такое стратегическое планирование преследует цели:

- эффективное распределение и использование ресурсов (внутренняя стратегия);

- адаптация к внешней среде - означает обеспечение эффективного приспособления к изменению факторов (политических, демографических, социально-экологических).

Иногда стратегия возникает после идеи, связанной с новшеством. Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная– используется фирмами, которые не являются ведущими в выпуске на рынок нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

Согласно современной экономической науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная фирма вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники – уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному). Фирма должна тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники и искать новые идей для инноваций.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели. Она должна учитывать:

- основные направления деятельности фирмы.

-рабочие принципы во внешней среде.

-традиции и внутренний рабочий климат организации.

После постановки общей цели осуществляется конкретизация целей. Пи этом должны быть учтены основные задачи:

1. Прибыльность разработки - результаты по определению прибыли в определенном размере, на определенный период.

2 Определяется объем продаж - определение продаж, расширение, удержание, сохранение рынка сбыта.

3 Повышение производительности труда.

4 Повышение объема выпуска и совершенствование ассортимента.

5. Улучшение финансового состояния.

6. Изменение ПМ.

7. HP и внедрение новых технологий.

8. Организация.

При постановке задач для достижения цели должны быть учтены требования:

- четкая, конкретная формулировка, выраженная в конкретных измерителях;

- каждая цель должна быть ограничена во времени, то есть должен быть установлен срок ее достижения.

Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды. При этом оцениваются изменения происходящие /могущие произойти в плановом периоде. Выявляются факторы, угрожающие позиций фирмы. Исследуются и оцениваются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.

В общем, разработка стратегии осуществляется по схеме:

1 .Формулировка стратегий

2.Придание стратегии формы

3 Оценка и контроль

Для достижения стабильных показателей прибыли должна быть обеспечена правильная структура объема выпуска с соответствующим распределением в выпуске различных изделий, которые сменяют друг друга. Достижение такого распределения в количестве различных видов изделий, сменяющих друг друга, и является целью формирования и осуществления научно-технической политики фирмы. Оптимизация этой политики требует знаний о технических и технологических возможностях сменяющихся поколений техники.

Полный жизненный цикл отдельного поколения продукта охватывает 3 частных цикла: научный, изобретательский, производственный. Эти циклы осуществляются последовательно, но с некоторым наложением во времени. Предприятие при формировании своей технической политики должно отслеживать как отечественные, так и мировые тенденции развития науки и техники.