Психология смерти

Переживание болезни во времени

Переживание болезни во времени имеет несколько фаз.

1. Предмедицинская фаза, когда появляются первые, не очень значительные признаки болезни и возникает вопрос: что делать, идти к врачу или не идти? к врачу какой профессии пойти? В этой ситуации возрастает роль семейного врача как консультанта, ко­торый поможет решить болен человек или не болен, где и как ему лечиться. На этом этапе больной часто пытается осуществить так называемый диффузный призыв к помощи, он начинает совето­ваться со знакомыми и близкими и иногда получает весьма свое­образные рекомендации. Набор предложений бывает хаотичен и часто противоречив: от экстрасенса до хирурга. При этом, как правило, ссылаются на личный, преломленный сознанием опыт, или на информацию, полученную от других людей. Здесь человек сталкивается с явлением культурального мифа о болезни. Так, как каждый человек в своей картине мира представляет себе болезнь, такие советы и дает заболевшему. На этом этапе идет нарастание тревожных опасений, а иногда возникновение депрессии, которая блокирует последующую фазу и создает позицию: «помочь мне никто не может, сколько отпущено — столько и проживу».

2. Вторая фаза. Когда человек становится или нетрудоспособен и его жизненный стереотип резко меняется, или он госпитализи­руется в стационар, возникает резкая перемена жизненного стиля. Эта фаза наступает тогда, когда человек был здоров, но вдруг внезапно заболел, или у него было заболевание в компенсирован­ной форме и возникала декомпенсация. Все эмоциональные реак­ции, которые характерны для переживания болезни, могут проявляться в этой фазе. На этом этапе часто идет перепроверка диагноза, стремление пройти дополнительные обследования, най­ти специалиста официально более высокого ранга.

3. Активная адаптация к болезни.

4. Психическая декомпенсация, которая проявляется в чувстве обманутых надежд, неуверенности, страхе, утраты веры в медици­ну, во врача, и возникновение конфликта между медицинским персоналом и больным. Главное здесь — чувство агрессии.

5. Возможен пятый этап пассивной адаптации и капитуляции.

 

Человек всегда испытывал в большей или меньшей степени страх смерти. Большинство религий мира одной из главных стерж­невых основ своего мировоззрения имеют уверенность в возмож­ности жизни после смерти. В XX веке интерес к смерти усилился по нескольким причинам и прежде всего, в связи с развитием трансплантологии. С какого момента можно считать человека умершим для того, чтобы забирать у него какие-то органы? Из­вестны несколько видов смерти, в том числе и обратимые вариан­ты, обратимые для тела, но часто необратимые для мозга. Очень длительная гипоксия мозга ведет к возникновению тяжелых форм слабоумия. Эти вопросы стали вопросами медицинской этики: можно ли отнимать жизнь у человека, которого еще можно ожи­вить, но он навсегда останется слабоумным?

Второй причиной оживления интереса к смерти явились иссле­дования американского врача Моуди и его последователей. Моуди написал нашумевший бестселлер «Жизнь после смерти», в котором опубликовал результаты опроса людей, перенесших клиническую смерть, воспоминания, которые они сохранили. Эти люди утверж­дали, что видели другую жизнь, встречались с умершими родствен­никами, испытывали чувство восторга, счастья, встречались с Богом, видели свое тело со стороны, над которым возились врачи, и ощутили очень мучительный процесс возвращения в тело. Пуб­ликация Моуди вызвала большую шумиху, у него появились пос­ледователи и отрицатели. Последующие исследования, проведен­ные в более корректной манере, показали, что у какой-то части обследуемых наблюдаются такого рода переживания, и это привело к тому, что недавно в популярной печати появились заметки о так называемых «некронавтах», о людях, которые под контролем реа­ниматоров искусственно вызывают у себя состояние клинической смерти для того, чтобы пережить эти ощущения. Выяснилось, что люди после этих процедур резко меняются, нередко отрекаются от прежних жизненных целей. Достоверно известно, что человек, переживший клиническую смерть, иногда очень резко меняет многое в своей жизни. Одним из примеров тому является психоа­налитик К. Юнг, который пересмотрел многие свои теоретические взгляды после того, как будучи человеком преклонного возраста, перенес острый инфаркт миокарда.

И, наконец, проблема смерти стала активно изучаться в связи с проблемой эвтаназии, то есть смерти по медицинским показани­ям, когда становится достоверно известно, что с сегодняшнего дня человека невозможно спасти ни при каких обстоятельствах, а он испытывает тяжелейшие страдания, например, невероятно тяже­лый длительный болевой синдром, какой бывает при онкологичес­ких заболеваниях. Эта проблема стала обсуждаться столь дискус­сионно, что это привело к созданию международного журнала, по­священного этому вопросу. У эвтаназии одинаковое число как сто­ронников, так и противников. Противники приводят в качестве аргументов примеры так называемого чудесного исцеления, когда, казалось бы, шансов у человека не осталось. В Соединенных Шта­тах есть клиники, которые занимаются специальным исследовани­ем тех случаев чудесных исцелений, когда человеку устанавливали диагноз неоперабельного рака, подтверждаемый не вызывающей сомнений в том, что рак был правильно диагностирован, медицин­ской документацией на протяжении 5—6 лет, но особые формы поведения человека приводили к тому, что он выздоравливал, бу­дучи приговоренным к смерти. Например, человек решал жить так, как он никогда до этого не жил. Он начинал позволять себе то, чего раньше не позволял. Другие люди обращались к религии, к особым способам медитации.

Проблема психологии смерти породила не только проблему эвтаназии, но и привела к созданию специальных учреждений для умирания, так называемых «хосписов». Они созданы уже и в России. В них создается особая психологическая атмосфера, об­легчающая человеку переход к смерти. Переход к смерти, по мне­нию некоторых исследователей, имеет несколько этапов. Так, по мнению Дюблер-Росс, таких этапов пять.

1 этап. Отрицание: «Нет, этого не случится со мной, почему это должно случиться со мной?» Первая и самая естественная реакция.

2 этап характеризуется гневом и вопросом: «Почему именно я?» Это фаза агрессии. Гнев обращен на всех окружающих.

3 этап — этап торга, когда больной начинает умолять врачей найти какое-нибудь особое лекарство, он будет выполнять все назначения, принимать какие угодно методы лечения.

Эти три фазы составляют период кризиса. Иногда существует возврат от 2-й к 1-й, от 3-й ко 2-й фазе.

4 этап — этап депрессии, особой печали.

5 этап — принятие смерти. Но часто эта фаза не прослеживает­ся, а возникает агония, когда человек борется со смертью до по­следней секунды, пытаясь хотя бы на несколько секунд продлить свою жизнь.

Во многом все фазы смерти и реагирования на нее зависят от таких факторов, как свойства личности, привычные формы поведения. Если человек привык в жизни добиваться всего криком или угрозами, то так он наступает и на свою смерть. Психология смерти зависит также и от возраста человека, от того, на каком этапе самоакгуализации он уходит. Иногда смерть принимается с облегчени­ем, как избавление от страданий, как избавление от очень тяжелой, мучительной жизни, или как достойный конец достойного пути.

Сейчас психология работы с умирающими больными является одним из самых развивающихся разделов медицинской психоло­гии. Многие медико-психологические учреждения на Западе ори­ентированы именно на эту проблему — работа с умирающими и работа с неизлечимыми больными. Несомненно эта работа требует от врача большой психологической подготовки и особых личност­ных качеств. Он должен сам обладать особой психологической устойчивостью, чтобы работать с умирающими: с одной стороны, отстраненным от них человеком, который не может подарить жизнь своему больному, с другой стороны, он должен быть «своим», чтобы нести больным принятие смерти. Сильно чувство­вать горе больного для врача очень опасное занятие — умирание с каждым своим клиентом не продлевает жизнь самому врачу.