Когнитивное научение
Самой высшей формой научения поведению является когнитивное научение. Различаются три варианта когнитивного научения:
1. Латентное научение. Представляется, что наиболее серьезными в этом вопросе являются исследования Э. Толмена, представителя когнитивной психологии, которая формировалась в США в 60—70-е годы. Одним из толчков к расцвету когнитивной психологии послужило создание ЭВМ и изучение процесса того, как машина принимает решения, а также проведение аналогий между мыслительным процессом человека и мыслительным процессом машины. Исследования Э. Толмена привели к созданию теории или концепции, по которой восприятие окружающего мира и самого себя у человека на самых различных уровнях идет через сигналы, интегрируемые мозгом, и в результате этого восприятия создаются, так называемые, когнитивные карты; с их помощью организм и определяет, какие реакции на стимулы окружающего мира будут полезны для него, а какие приведут к нежелательным последствиям. Когнитивные карты дают человеку возможность приспосабливаться, адаптироваться к внезапному изменению окружающего мира, к возникновению каких-то особых экстремальных состояний, которые прежде не происходили в его жизни. В результате функционирования этих когнитивных карт он получает формы поведения, которые помогают ему адаптироваться даже в этих необычных условиях среды.
Так Э. Толмен в отличие от бихевиористов по-иному истолковал свои модифицированные лабиринтные опыты. Он считал, что когда происходит научение животных во время движения по лабиринту, то в изменившихся условиях (например, когда лабиринт заливается водой и крыса уже не бежит, а плывет по нему) она все равно находит выход и получает пищу за счет того, что обучается не простому механическому воспроизведению, а поиску новых форм поведения: прежние раздражители (перегородки в лабиринте) играют роль уже дорожной карты. Это не простое воспроизведение пути, а использование когнитивной карты, в которой детали лабиринта — не просто модель, определяющая, как действовать в данной ситуации, а знак, эмблема, абстракция, символ — повороты направо, повороты налево, движенье вниз, вверх и т. д. Поскольку в создании когнитивной карты участвуют все виды полученной информации,, в том числе и не оцененные человеческим сознанием, то есть находящиеся в латентном, неосознанном состоянии, этот вид научения и назван латентным. В конструкции Э. Толмена и делается акцент на то, что когнитивная карта создается с помощью всей получаемой человеком информации.
По-видимому, идеи Э. Толмена могут служить теоретическим основанием для формирования некоторых видов психотерапевтического воздействия на людей. Один из них лежит на поверхности — когда человек снимает у себя навязчивые страхи с помощью серии картинок, которые предъявляются ему на субсенсорном уровне, минуя сознание и минуя тем самым психологические защиты. Но тогда с помощью понятия «когнитивные карты» можно расширить подход к психотерапевтическим методам, включая ту информацию, которая не усваивается мозгом на уровне сознания, например, информацию, полученную в эмбриональном периоде жизни: организм уже существует, информация усваивается и участвует в создании когнитивной карты, хотя сознания еще нет. Тогда необходимо учитывать эту информацию в расшифровке психосоматической патологии человека, как необходимо учитывать и ту информацию, которая воспринималась посредством различных телесных ощущений, может быть, и не дошедших до уровня сознания, и которая может оживлять когнитивную карту, когда идет воздействие на тело.
В этом вопросе очень различаются подходы таких исследователей, как С. Гроф, идеи которого невероятно далеки от идей когнитивной психологии, хотя представители когнитивной психологии и психотерапии могут рассматривать одно и то же явление в близких технологиях воздействия. Это еще одно доказательство, что сложность и разнообразие явлений в психической и физической жизни человека могут быть освещены с очень разных сторон, разными картинами мира и при этом привести к одинаковым результатам. Если резные картины мира дают сходные результаты, то можно говорить о близости картин мира к реальному положению вещей, реальному функционированию того или иного явления. Это примерно то же самое, когда какое-то понимание каких-то свойств человека и его поведения делается с позиции искусства (литературы), а затем сходные результаты получаются при экспериментальном, научном исследовании этого же явления. Полученные с помощью разных когнитивных карт результаты — одинаковы.
2. Следующий вид научения — научение путем инсайта. Об этом говорилось уже в главе о мышлении. Это такой вид научения, при котором решение возникает внешне, как интуитивная догадка. Это решение типа: «Эврика!», «Ага, нашел!» — когда процесс принятия решения протекает не на сознательном уровне, а осознается только конечный результат решения. Но сейчас разработана обучающая программа, чтобы научить человека приходить к решению путем инсайта. В обучающих технологиях создаются различные программы, учитывающие разные формы когнитивного научения: в одних случаях — латентное научение, в других — научение путем инсайта. В последнем случае создается технология, способствующая развитию его способности к формированию поведения и решению задач путем инсайта.
3. Научение путем рассуждений — это самый традиционный путь, широко используемый в практике, начиная со школьного процесса, например, обучение геометрии, когда требуется доказать какую-то теорему в несколько этапов. Решение задачи выбора терапии также имеет несколько этапов. Первый этап — этап постановки задачи (надо выяснить для каких больных препарат Х наиболее эффективен). Второй этап — этап построения гипотезы: а) при каких заболеваниях должен использоваться этот препарат, б) этот препарат действует на какие-то стороны такого-то обмена, наиболее интенсивно нарушается этот вид обмена при заболевании А и В, он также нарушается при заболевании С, следовательно препарат Х должен быть наиболее эффективен при заболевании А, менее эффективен при заболевании В, и малоэффективен при заболевании С. Эта гипотеза может быть верна, если основой патологического процесса является действительно нарушение данного вида обмена, или при условии, что данный препарат меняет характер этих обменных процессов в сторону изменения уровня содержания какого-то вещества. Третий этап — вывод (препарат необходимо исследовать при лечении заболеваний А, В и С. Как правило, при постановке научных задач возникает сразу несколько гипотез, и чем шире они охватывают изучаемое явление, тем точнее исследование.
4. Научение путем формирования понятий — самый сложный вид научения, результативность которого во многом зависит от степени человеческого интеллекта. Научение путем формирования понятий — это научение процессу абстрагирования, когда человек учится упрощать мир до выделения в нем главных сторон какого-то явления.
Например, вечер — это та часть суток, когда наблюдается переход от дневного освещения к ночи, когда наблюдается снижение температуры. Выделяются три основных свойства явления «вечер»: 1 — это часть времени суток, 2 — это время перехода ото дня к ночи, 3 — для этого времени суток характерно не только изменение освещенности, но и снижение температуры воздуха. Если принять такое определение, а в один из вечеров температура воздуха внезапно повысится (что часто бывает весной), тогда придется сказать, что это был не вечер, это было какое-то другое явление, потому что оно не отвечает трем основным параметрам вечера. Значит, когда было сформировано понятие, необходимо было просчитать, может ли существовать это понятие без того или иного качества. И если обнаружено, что в понятие «вечер» не осязательно должно входить условие понижения температуры, то надо убрать этот параметр из понятия и оставить только два первых признака, что позволит и теплый, и холодный вечер называть вечером.