Как развиваются процессы мышления

Как у человека возникает мышление? До сегодняшнего дня существует единой теории мышления. Перечисленные ниже теории считаются основными.

Бихевиористами (Уогсон) была выдвинута поведенческая теория возникновения мышления, то есть предложена идея о том, что мысль так же, как и речь, порождается двигательной активностью. Во многом эта система доказательств строилась на том, что во время так называемого мысленного диалога, мысленной речи происходят те же движения голосового аппарата, что и во время озвученной речи, только менее выраженные. Действительно, запись биотоков, снятых с мышц губ, подтверждает, что во время решения сложных задач происходит движение губ. И чем сложнее задача, тем значительнее эта электрическая активность. Эти утверждения относились, прежде всего, к детскому возрасту.

Опровержением этой конструкции являются эксперименты с добровольцами, которым вводили яд кураре, вызывавшем времен­ный полный паралич мышц. Запись показывала, что никаких дви­гательных актов не происходит. В это же время человеку предла­галось решать какие-либо логические задачи. После прекращения действия яда, испытуемые воспроизводили решения задач. Движе­ния губ не было, а мыслительный процесс продолжался. Но испы­тания были проведены только на взрослых людях, и поэтому они не до конца опровергают данную теорию.

Концепции когнитивной психологии содержали предположение, что процесс познания мира и самого себя вначале носит чувственный и двигательный характер. И ничего не может быть включено в мысли­тельный процесс, если оно не прошло через человеческие органы чувств и двигательную активность. Когнитивный психолог Брунер считает, что мышление и вообще все познавательные процессы тесно связаны с речью. Во многом он отталкивался от идеи Выготского, выдвинутой последним в начале 30-х годов о том, что речь является основным регулятором человеческого поведения и главной опорой для человека в окружающем его мире.

Когнитивная (мыслительная) теория американского психолога Брунера выделяет три этапа развития мышления:

а) получение в развитии мышления от органов чувств какой-то информации и превращение этой информации в действие (движе­ние);

б) иконический, когда возникают обобщенные образы каких-то предметов и явлений;

в) символическое мышление, когда развитие мышления проис­ходит с помощью речи, когда вырабатываются такие понятия, которые нельзя увидеть и почувствовать, созерцать и ощутить. Например, понятие скорости света.

Теория Пиаже построена на идее взаимодействия организма человека и окружающего его мира, это такая человеко-средовая и адаптационная концепция. В ней когнитивные (познавательные) процессы, в том числе и мышление, в основе своей имеют адап­тацию к окружающему миру. Процесс формирования мышле­ния — это процесс формирования стратегий для адаптации к окружающему миру. По мнению Пиаже, эта адаптация происходит на основе двух механизмов.

1. Механизм ассимиляции, когда человек пытается приспосо­бить решение каких-то новых ситуаций к уже существующим, наработанным схемам. При психической патологии, в том числе и весьма неглубокой, например, при неврозе, одной из особенностей невротической личности является именно то, что она все время использует одни и те же приемы адаптации, в том числе неудачные, в решении новых, все время возникающих проблем, не меняя стратегии решения. (Можно представить, что человек живет в мире с одинаковыми замками, которые каждый раз надо открывать одним и тем же ключом.)

2. Процесс аккомодации, при котором старые схемы модифилируются, приспосабливаются, согласно условиям новой задачи. При этом механизме человек использует набор «ключей» предполагая, что каждый раз он может столкнуться с новой системой замка. Это более гибкий, более четкий, более адаптивны механизм.

В развитии человека Пиаже выделяет несколько этапов или стадий развития познавательных процессов, в том числе и мышления.

Первая стадия — сенсомоторная. Для нее характерно развитие чувствительных и двигательных структур в первые два года жизни человека: ребенок трогает, нюхает, пробует на язык, на вкус окружающий его мир. Мир пока еще не носит для него символического характера. Он очень конкретен. У ребенка еще нет понятия «ложка». Каждая ложка для него — это отдельный и независимый от других элемент окружающего мира.

Вторая стадия — от 2 до 11 лет (понятно, что цифры очень условные и возможны варианты) — стадия конкретных oпераций. Здесь символическое мышление начинает развиваться с помощью жестов, с помощью характерного для детей гримасничанья. Затем происходит постижение языка. На этой стадии мышление очень эгоцентрично, вдет построение прежде всего своего мира, толкование окружающего мира всегда преломляется через себя: «… кошки — плохие животные, потому что Мурка вчера меня оцарапала...»

Третья стация — от 11—12 до 14—15 лет — стадия формальных операций. Именно на этой стадии развивается понятийное мышление. На том, что у маленьких детей нет еще понятийного мышления построен принцип замечательной передачи «Устами младенца», где детей провоцируют к созданию понятий «честность», «смелость», «храбрость», то есть чисто абстрактных понятий. Чаще дети используют случайные признаки для определения. Передача показывает, как мыслят дети, она вскрывает структуру их мышления.

Четвертая стадия — стадия развития абстрактного мышления. Можно также упомянуть стратегию мышления, выдвинутую совет­ским психологом Брушлинским. Он связывает эту стратегию с прогнозированием. Важной особенностью этого подхода является его теоретическое и практическое значение, прежде всего, для процессов обучения. Например, в нем выделяются критерии, ко­торые показывают различие уровней формирующегося прогнози­рования по степени использования или неиспользования уча­щимся предлагаемых ему явных или неявных специально дозиру­емых подсказок, содержащих в себе принцип или звено решения какой-то задачи. Этот принцип Брушлинского можно использо­вать и для построения психологически грамотного программиро­ванного обучения. Чем успешнее используется какая-то подсказка, тем выше уровень когнитивных процессов данного испытуемого, например, подсказка номер один — самая неявная, номер два — более явная и, наконец, подсказка номер три — самая явная. Это примерно моделирует процесс устного экзамена. В зависимости от того, на каком уровне используется подсказка, зависит оценка это­го человека.

В этой конструкции инсайт (озарение) обычно обозначает вы­сокий уровень, предвосхищение искомого результата. Степень уверенности и неуверенности в правильности данного решения показывает, насколько закончено само решение.