Виды памяти

1. Двигательная или моторная память. Это один из самых первых видов памяти, который осваивается еще ребенком, и по всей веро­ятности, самый устойчивый у человека. Например, многие люди в детстве хорошо катаются на коньках. Потом человек взрослеет, проходит 20—30 лет, и он снова пытается встать на коньки. Первые его движения очень неуклюжи, неудачны, но пройдет 30—40 ми­нут, и человек сможет достаточно свободно кататься, хотя, когда он в первый раз осваивал коньки ему пришлось потратить несколь­ко недель, чтобы добиться такого результата. Эти двигательные навыки надолго сохранились в человеческой памяти и организм вспомнил эти движения, которые когда-то были зафиксированы. Контроль сознания при этом практически отсутствует, и движения и совершаются, и вспоминаются автоматически. Поэтому освоение манипуляционных техник молодым врачом должно быть доведено до автоматизма, до положения «руки сами вспомнят». Каждый врач имеет отпуск, периоды смены работы или болезни, когда он не занимается манипуляционной деятельностью. И если его двига­тельная память не достигла степени автоматизма, то тогда ему при­дется каждый раз вновь осваивать все эти движения. Поэтому одно из правил обучения при овладевают двигательными манипуля­циями во время врачебной деятельности — это доведение этих манипуляций до автоматизма.

2. Эмоциональная память — это память на чувства, один из самых сильных видов памяти. Именно через чувства человек мо­жет вспомнить какую-то ситуацию, какую-то информацию, кото­рую невозможно вспомнить другим путем. Чем сильнее чувство, тем сильнее запоминание — сохранение — этой информации. Поэтому запоминание какого-то материала, например, учебного, должно быть эмоционально окрашено, и чем сильнее эмоциональ­ная окраскаматериала, тем выше вероятность его запоминания.

По одной из теорий памяти, связанной с экспериментальными исследованиями канадского нейрофизиолога и нейрохирурга Пенфилда, удаление одного из височных подкорковых образований — гипокампа — приводило к нарушению памяти. Но именно гипокамп ответствен, в известной мере, за двигательную и эмоциональ­ную сферу. Это свойство двигательной и эмоциональной памяти — надолго сохраняться — порождает возможность создания психоте­рапевтических методик, в которых какие-то телесные ощущения, несущие терапевтическое воздействие (двигательная память), в со­четании с сильными эмоциями и могут приводить к новым, устой­чивым и желательным для пациента и для врача формам поведе­ния. Или, наоборот, если этот процесс сопровождается отрица­тельным чувством, можно избавлять человека от нежелательных для него форм поведения. Этот прием человечество открыло очень давно, и этот способ психологической коррекции людей называ­ется «розги».

3. Символическая память. Она подразделяется на словесную и логическую. Предполагается, что в процессе творческого мышле­ния этот вид памяти играет ведущую роль.