Виды памяти
1. Двигательная или моторная память. Это один из самых первых видов памяти, который осваивается еще ребенком, и по всей вероятности, самый устойчивый у человека. Например, многие люди в детстве хорошо катаются на коньках. Потом человек взрослеет, проходит 20—30 лет, и он снова пытается встать на коньки. Первые его движения очень неуклюжи, неудачны, но пройдет 30—40 минут, и человек сможет достаточно свободно кататься, хотя, когда он в первый раз осваивал коньки ему пришлось потратить несколько недель, чтобы добиться такого результата. Эти двигательные навыки надолго сохранились в человеческой памяти и организм вспомнил эти движения, которые когда-то были зафиксированы. Контроль сознания при этом практически отсутствует, и движения и совершаются, и вспоминаются автоматически. Поэтому освоение манипуляционных техник молодым врачом должно быть доведено до автоматизма, до положения «руки сами вспомнят». Каждый врач имеет отпуск, периоды смены работы или болезни, когда он не занимается манипуляционной деятельностью. И если его двигательная память не достигла степени автоматизма, то тогда ему придется каждый раз вновь осваивать все эти движения. Поэтому одно из правил обучения при овладевают двигательными манипуляциями во время врачебной деятельности — это доведение этих манипуляций до автоматизма.
2. Эмоциональная память — это память на чувства, один из самых сильных видов памяти. Именно через чувства человек может вспомнить какую-то ситуацию, какую-то информацию, которую невозможно вспомнить другим путем. Чем сильнее чувство, тем сильнее запоминание — сохранение — этой информации. Поэтому запоминание какого-то материала, например, учебного, должно быть эмоционально окрашено, и чем сильнее эмоциональная окраскаматериала, тем выше вероятность его запоминания.
По одной из теорий памяти, связанной с экспериментальными исследованиями канадского нейрофизиолога и нейрохирурга Пенфилда, удаление одного из височных подкорковых образований — гипокампа — приводило к нарушению памяти. Но именно гипокамп ответствен, в известной мере, за двигательную и эмоциональную сферу. Это свойство двигательной и эмоциональной памяти — надолго сохраняться — порождает возможность создания психотерапевтических методик, в которых какие-то телесные ощущения, несущие терапевтическое воздействие (двигательная память), в сочетании с сильными эмоциями и могут приводить к новым, устойчивым и желательным для пациента и для врача формам поведения. Или, наоборот, если этот процесс сопровождается отрицательным чувством, можно избавлять человека от нежелательных для него форм поведения. Этот прием человечество открыло очень давно, и этот способ психологической коррекции людей называется «розги».
3. Символическая память. Она подразделяется на словесную и логическую. Предполагается, что в процессе творческого мышления этот вид памяти играет ведущую роль.