Влияние установки на восприятие

Один американский психотерапевт, работавший с агрессивными больными вначале описал их как сгусток злобы и агрессии. Он наблюдал в них те черты, которые показывали, что перед ним - агрессивные убийцы. Но затем, когда он понял, что они находятся под влиянием психотропных препаратов (а он знал, как влияют на психику эти препараты), его отношение к ним резко изменилось. Здесь сработала установка психиатра сначала на агрессивность этих людей, а затем на их же доброжелательность.

Установка врача может сделать его внимание к больным очень искаженным (наполненным иллюзиями) и очень избирательным. Эффект установки без подкрепления этой же установки или появления других установок длится приблизительно 45 минут.

11. Адаптация (в узком смысле этого термина)

Адаптация восприятия мира происходит на двух уровнях: на уровне рецепторов и на уровне мозга.

Когда рецептор перегружен информацией, то какая-то часть информации не воспринимается, то есть организм создает максимальную возможность закрытия этого анализатора: например, за­крывание век при очень ярком свете или временная слепота, временная глухота, или поведенческая реакция, когда анализатор источника воздействия, или реакция, ориентированная на разрушение источника воздействия — нажатие кнопки громко играющего магнитофона. При этих воздействиях включаются реакции всего организма: человек затыкает себе уши, гримасничает, задерживает дыхание и тд., то есть в этом участвуют все его органы.

В этих случаях, когда это воздействие не столь интенсивно, возникает явление адаптации. Кроме того, это явление адаптации возникает и в том случае, когда высока информационная значимость раздражителя. Поэтому, если в системе воспитания детей повторять ребенку 20 раз подряд, что он — хулиган, то в двадцать первый раз этого можно не говорить. Это слово воспринято не будет, оно перестанет нести информационную нагрузку, слуховой анализатор его просто не воспримет. Рабочий, заходя в цех, первые пятнадцать минут слышит шум станков, а затем перестает его слышать и работает без какого-либо напряжения.

Адаптация периферического конца анализаторов ориентирова­на на снятие дискомфорта и психического напряжения. Это не только информационно сильные сигналы физического характера, это и информационно сильные сигналы эмоционального характе­ра. Студент-медик первого курса может пасть в обморок (а обмо­рок — это отключение анализаторов), увидев труп. А на втором курсе, после года обучения анатомии, он может, облокотясь на секционный стол, разговаривать с приятелем, не обращая внима­ния на то, что лежит на этом столе.

Адаптация на уровне мозга происходит в зоне ретикулярной формации, а в психической сфере адаптация к сильным раздражи­телям — на уровне чувств и сознания. Это и лежит в основе так называемой профессиональной деформации врача. Если студент на первом курсе падал в обморок при виде крови и выходил со слезами на глазах после занятий по психиатрии (так ему было жалко больных), то через десять лет — почти никакого сострада­ния — произошла профессиональная деформация. Для того, чтобы этот человек начал страдать, нужны уже другие эмоциональные раздражители, а не пациент. Произошла адаптация. С одной сто­роны — это хорошо, так как трудно представить себе мясника, который обливается горькими слезами, разделывая туши убитых животных. Это была бы картина мира по Чехову, который утверж­дал, что человек расплачивается в этом мире отсутствием такой адаптации. Это, действительно, определенный менталитет русской культуры: русских писателей, художников, врачей, где за принцип взято то, что полностью адаптации не происходит.

При профессиональной адаптации врача (в сторону жесткости) на определенном этапе должен вступать разум — врач не может позволять себе превращаться в циника. Он должен понимать, что с ним происходит профессиональная деформация: он стал умнее, мудрее, у него появился профессиональный опыт и одновременно произошла адаптация к сильным раздражителям.

Такое происходит не только в медицине: любой процесс про­фессиональной человеческой деятельности, любой процесс приоб­ретения опыта является формой не столько получения информации, сколько формой личностного роста.