Восприятие мира как постоянного

Персональная важность воспринимаемого объекта

То, что для человека эмоционально наиболее важно, то чаще всего становится фигурой.

Представьте себе следующую ситуацию. Семейный праздник. Хозяйка готовится к нему за несколько дней: изобретает меню, с утра печет, варит, жарит. Есть какое-то традиционное семейное блюдо, которым хозяйка очень гордится. Пришли гости. Они не все одина­ково воспринимают этот стол. Есть гость, который очень устал, у него мысли совсем о другом, и его не интересует ни еда, ни питье. Он не выразит восторга и будет дипломатично жевать самое вкусное блюдо, над которым хозяйка трудилась больше всего. Есть другой гость — гурман, который будет наслаждаться этим блюдом, и всячески хвалить хозяйку, она будет счастлива. Третий гость, посмотрев на стол, увидит три бутылки прекрасного вина. От него хозяйка тоже не ус­лышит одобрения. А все дело в том, что эмоциональная ориента­ция, потребность каждого из этих гостей различны. Это не просто ситуация, при которой кто-то меньше пил, кто-то меньше ел, это ситуация, в которой четыре человека живут в совершенно разных мирах, они воспринимают этот мир по-разному: хозяйка воспри­нимает этот стол как повод для социального одобрения, и когда она видит, что кто-то воспринимает этот мир так же, как она, это для нее важно, значимо и, несомненно, приятно.

Воспринимая мир, люди стараются найти соучастников в вос­приятии мира. И из-за потребности иметь такого соучастника по восприятию мира, люди приписывают другим те качества, которы­ми те не обладают.

Человечество всегда испытывало трудности в разрушении сте­реотипов. Единожды восприняв мир, человек пытается его как бы законсервировать, сделать незыблемым, постоянным — ходил» по одной и той же дороге, праздновать одни и те же праздники, пла­тить одни и те же налоги, иметь один и тот же курс национальной валюты. Можно себе представить, каково врачу на протяжении своей жизни несколько раз изменять восприятие своей профессии, потому что в среднем врач работает 30—35 лет. Его обучают пра­вилам, сведениям, которые получены за 15—20 лет до начала его обучения, и во время его работы эти сведения меняются несколько раз, поэтому врач должен постоянно трансформироваться. И, ве­роятно, одна из главных истин, которую может усвоить студент-медик, та, что восприятие мира как стабильного — это хорошо во избежание хаотичности и разбросанности этого мира, но это имею­щий определенные ограничения принцип восприятия мира. Про­фессиональная картина мира врача обязательно будет меняться. И он может совершить то, что позволит ему чувствовать себя стабиль­ным — он должен позволить себе право на изменение. В этой не­хитрой формуле заключены одновременно и стабильность, и воз­можность все время меняться.

В желании человека жить в стабильном, неменяющемся мире заключается одно важное свойство психических процессов: орга­низацию психической деятельности не следует рассматривать толь­ко с позиции одобрения или порицания, плюса или минуса. Психическая деятельность постоянно стремится к саморегуляции, что является одним из проявлений того факта, что восприятие мира является адаптационным процессом. Поэтому медицина, ориентированная на обучение человека саморегуляции, поисков в нем механизмов саморегуляции — перспективная медицина. Этот принцип может стать стабильным элементом в идеологии врача на многие годы его работы, равно как и то, что мир постоянно ме­няется.