Действие на восприятие предшествующего жизненного опыта человека
Заполнение пробелов
Следующий феномен — заполнение пробелов, который тоже является формой структурирования мира. В детских альбомах встречаются такие картинки, где необходимо дорисовать недостающие детали к уже нарисованному: дорисовать собаку, уточку, цветок. По этому же принципу работает механизм заполнения пробелов.
Человек всегда пытается стандартизировать мир, который вокруг него, поэтому объекты этого мира всегда им упрощаются. В 95 случаях из 100 это правильно и в 5 случаях — неправильно.
Часто рассказ одного человека другому превращается в искаженный, поскольку второй начинает заполнять пробелы. Получается два разных рассказа. То же самое происходит и при поспешной диагностике. Больной приходит к врачу, тот видит 2—3 признака определенной болезни, не хватает еще 3—4-х для полной диагностической картины. И он их додумывает, домысливает, довыпытывает у больного. Врач, работающий по принципу заполнения картины болезни целиком до той стадии, когда она приобретет универсальный вид, тот, который описан в учебниках, тот, с которым он наиболее часто встречался во время своей врачебной практики, выставляет диагноз, который наиболее близок ему, который лежит на поверхности.
Такое упрощение мира характерно для нескольких состояний человека и, прежде всего, для определенных поведенческих личностных характеристик. Существует типологизация этих характеристик.
Опишем один из типов: поведенческий тип А — нетерпеливый, трудно выслушивающий собеседника, предпочитающий сам договаривать за собеседника. Иногда этот пробел может быть заполнен правильно, иногда — нет. Здесь включается принцип вероятностного прогнозирования: пробелы заполняются по наиболее вероятностному прогнозу.
Врач видит ушедшего в себя пациента, с мрачным выражением лица, очень необщительного и очень неразговорчивого. Врач получает от него некоторую информацию, которой недостаточно, чтобы поставить диагноз. Врач начинает заполнять пробелы: «...часто ли Вы слышите голоса?» И, погруженный в свои раздумья человек, кивает головой, что означает: «Я хочу поскорее прервать общение, я не хочу долго разговаривать». А в истории болезни возникает запись, что больной испытывает слуховые галлюцинации.
Бесчисленное количество кинокомедий построено на одной простой коллизии: человек, воспитанный в рамках одной культуры, попадает в другую культуру; сюжет таких картин строится на том, как он воспринимает эту культуру, как странны для него обычаи, как по-иному он воспринимает предметы, ставшие для других обыденными, например, многоэтажные здания, автомобили.
Экспериментальные исследования показали, что животные — котята, воспитанные в клетке с вертикальными прутьями, привыкшие к восприятию вертикали, вырастают неспособными воспринимать горизонтали. Для них становится невыносимо трудным хождение по каким-то узким горизонтальным поверхностям и переход с одной горизонтальной поверхности на другую. Они получают опыт того, что мир — вертикальный.
Жители африканских деревень, проведшие основную жизнь в жилищах с округлыми стенами, оказавшись в городах, воспринимают угловатые дома как нечто враждебное и агрессивное, как что угодно, но только не жилище.
Можно предположить, какую роль этот момент играет в работе врача. И если врач не способен присоединиться к культуре своего пациента, то может воспринять многие культуральные вещи, как
признаки патологии.
Например, у пожилых женщин киргизской национальности принято перевязывать поясницу теплым платком, независимо от того, болит или не болит спина. Это — элемент культуры. Но врач, не знающий культуры, может расценить это или как признак ипохондрии, или как признак постоянной поясничной боли.