Краткое изложение теоретических вопросов
1. Начало информационной эпохи. Изменение картины мира.По заказу оборонного ведомства США в 1969-е гг. создали систему связи между военными объектами, которую нельзя было рассекретить и уничтожить. Было предложено неординарное решение - информационная сеть, по которой отдельными кусками передавалась информация.
В 1969 г. учёные воспользовались сетью для посылки сообщений друг другу с одного компьютера на другой. Так появился прообраз современной электронной почты. В 1970-е гг. открытая часть сети объединила университеты и научные институты. В 1980-е гг. к ней стали подключаться коммерческие, общественные организации и отдельные граждане. Сеть стремительно разрасталась, объединив Северную Америку, Западную Европу, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Европу. Удивительно быстрый рост связан с тем, что строители сети просто арендовали телефонные линии. В 1991 г. Т. Бернерс-Ли написал программу для передачи "гипертекста" с компьютера на компьютер и сделал её доступной для всего мира. Появилась "всемирная паутина" - Интернет. В 1993 г. по сети стали "путешествовать" картинки, звуки и видеоизображение. Так постепенно сложилось единое мировое информационное пространство.
В 1981 г. в продажу в США поступил первый персональный компьютер. У него не было диска и "мыши", работать с ним было мучением. Но это было революционное изобретение. Производители не ожидали такого огромного спроса. Компьютер стоил как автомобиль (от 3 до 6 тыс. долл.), но продавался он миллионами штук. В 1986 г. появился принципиально новый персональный компьютер, он мог работать с системой "окон" и стоил в несколько раз дешевле. Началась эра персональных компьютеров.
Последствия становления персонального пространства ощутимы во всех областях жизни. Сеть разрушает любую монополию на информацию, делает невозможной цензуру. Огромно значение Интернета в образовании и свободном получении доступа к источникам знаний. Многие учебные центры предлагают дистанционное обучение через Интернет. Сеть породила невиданные ранее виртуальные сообщества людей, создала возможности для индивидуализации потребностей и интересов человека, раскрыла перед человеком весь мир.
Переход к новому этапу развития науки, к новым способам объяснения мира начался в 1960-1970 гг. Центральной стала идея об универсальном, т.е. всеобщем характере процессов самоорганизации в мире.
На базе теории саморазвития и концепции глобальной революции формируются отдельные элементы новой картины мира. Неожиданная сложность, обнаруженная в природе, множественность её проявлений, присущая ей вероятность и неопределённость, многообразие и многовариантность развития, взаимосвязь случайности и необходимости, хаоса и порядка привели к появлению целостного и в то же время более простого и органичного взгляда на мир, неотъемлемой частью которого стал человек.
Быстрое распространение информационно-коммуникативных технологий расширило поле для взаимодействия между различными людьми. Происходит формирование единого мирового рынка с общими стандартами потребления. В то же время усиливается стремление к возрождению национальной самобытности, традиций, местных обычаев, забытых языков, растёт интерес к этнической музыке, исчезнувшим культурам, расширяется понимание культурного разнообразия мира.
Осмысление нового этапа в развитии культуры дано в работах современных философов М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Э. Левинаса, Ж. Лиотара, Ф. Джеймисона, Р. Рорти. Благодаря их усилиям новые мировоззренческие установки, новое отношение к миру и новая эстетика получили развёрнутое обоснование. Философов стали называть постмодернистами.
Постмодернизм - это не направление в искусстве и не стиль, а индивидуальное видение автора, которое проявилось во всех направлениях культуры и искусства, начиная от архитектуры и заканчивая литературой.
2. Глобализация в конце XX - начале XXI вв.Глобализация - один из важнейших процессов конца XX века. Роль различных стран в мире определяется не столько их военным потенциалом, сколько экономическими возможностями, способностью приобщения к новым технологиям, степенью включения в мировую экономику. Глобализация охватывает всё большее число стран, продвигающихся по пути либерализации, и распространяется на самые различные сферы жизни человека. Глобализация - это формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д. Глобализация - комплексное, растущее единство мира.
Компоненты глобализации:
- невиданное ранее движение капитала во всемирном масштабе;
- формирование международных интегрированных производств на базе транснациональных корпораций;
- либерализация торговли, снятие ограничений на движение товара по всему миру;
- неограниченное распространение информации по всему миру.
Глобализация создаёт серьёзные проблемы для ряда стран. Разрушаются традиционные уклады жизни, приходят в упадок неэффективные отрасли, не все могут приспособиться к новым условиям. Но глобализацию уже не остановить.
В результате глобализации уменьшается прямое вмешательство государства в экономические процессы. Главной задачей государства становится обеспечение международной конкурентоспособности. Важны сбалансированный бюджет, доверие инвесторов, политическая и социальная стабильность, высокий уровень производительности труда и высококвалифицированная рабочая сила, поддержка конкурентоспособных секторов национальной экономики.
Начало XXI в. обусловлено характеризуется обострением множества глобальных проблем.
В начале XXI в. обострение глобальных проблем по-новому поставило вопрос о настоящем и будущем человеческой цивилизации, сделав весьма спорным приведённый вывод о возможности учиться на катастрофах. Стала нарастать угроза глобальной планетарной катастрофы, исчезновения самого человечества как вида в результате или ядерной войны, или деградации природной среды, биосферы планеты под воздействием антропогенных нагрузок, или обострения других противоречий такого масштаба.
По данным Института всемирного наблюдения, функционирующего на территории США, с 1970 по 1990 годы мир потерял почти 200 млн. гектаров лесов, площадь пустынь увеличилась примерно на 120 млн. гектаров, уничтожено 180 млрд. тонн пахотного слоя, а население планеты выросло на 1,6 млрд. человек и к 2030 году достигнет приблизительно 10 млрд. человек. Для поддержания их жизненного стандарта потребуется увеличить сельскохозяйственное производство в 4 раза, а производство энергии в 6 раз.
Возможное повышение среднегодовой температуры ко второй половине XXI века может достичь значений, по разным оценкам, от 2,6 до 5,8 градусов по шкале Цельсия, что приведёт не к библейскому, а к реальному затоплению и опустошению островных государств и обширных прибрежных районов на материках. Исследования подтверждают также и продолжающееся разрушение защитного озонового слоя Земли.
Основные причины глобализации:
- переход от индустриального общества к информационному обществу, к высоким технологиям;
- использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения;
- переход от централизации экономики к ее децентрализации;
- переход от национальной экономики к мировой.
Глобализация не только привела к формированию единого мирового пространства, но и усилила стремление к утверждению своей самобытности, к расширению роли национальных традиций. Уважение к культурному разнообразию мира и диалог культур становится насущной проблемой для всего мирового сообщества.
Задания для самостоятельного выполнения
- Подготовка материала по теме: «Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях».
Формы контроля самостоятельной работы:
- защита сообщений или презентаций;
- устный опрос.
Вопросы для самоконтроля
1. Дата начала войны в Южной Осетии:
а) 2007 г.;
б) 2008 г.;
в) 2009 г.
2. Событие, начавшееся в 1999 г.:
а) первая чеченская война;
б) афганская война;
в) война в Осетии;
г) вторая чеченская война.
3. Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали в декабре 1991 г.:
а) торговый союз;
б) договор об образовании СНГ;
в) договор о дружбе и союзе;
г) военно-политический договор.
4. Принцип, по которому сформирован ряд следующих личностей: Сахаров, Орлов, Гинзбург, Боннер:
а) нобелевские лауреаты;
б) диссиденты;
в) актёры.
5. Формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д. - это:
а) глобализация;
б) интеграция;
в) индустриализация;
г) коллективизация.
6. Система связи между военными объектами в конце 60-х гг. создана:
а) в СССР;
б) в США;
в) в Японии;
г) в Италии.
7. Единая валюта(евро) в ЕС введена в:
а) 2003 г.;
б) 2001 г.;
в) 2002 г.;
г) 1999 г.
8. Соотнесите событие и дату:
а) 2001 г.; | 1) приход к власти ультраконсерваторов в Иране; |
б) 2002 г.; | 2) победа на выборах Дж. Буша-младшего; |
в) 2005 г.; | 3) распад СССР; |
г) 2010 г. | 4) подписание Россией и США договора СНП; |
5) окончание второй мировой войны. |
9. Культурные течения второй половины XX - начала XXI вв. получили название:
а) модернизм;
б) индивидуализм;
в) фетишизм;
г) постмодернизм.
10. Апартеид - это:
а) крайняя форма расовой дискриминации;
б) насильственное присоединение, захват;
в) уничтожение людей по признаку определённой общности;
г) понижение курса национальной валюты.