Фигура и фон

Феномены восприятия

Заслуга в изучении этой области психологии во многом принад­лежит психологическому направлению, носящему название гештальтпсихология.

В объединении отдельных элементов мира и восприятии их как одного целого проявляется очень важное свойство человеческой психики: стремление к упрощению мира, к структурированию мира, к превращению его из хаотичного, гигантского и поэтому опасного, в привычный.

Структурирование мира происходит с помощью восприятия. Как человек структурирует воспринимаемый мир? Прежде всего действует принцип, наиболее активно используемый в медици­не — это принцип фигуры и фона. Что же является фигурой и что является фоном.

Из большого количества поступающей в органы чувств инфор­мации человек выбирает то, что имеет более четкие, ясно очерчен­ные границы, или то, что наиболее важно для человека.

Если сравнить конспекты тридцати человек, при прочих равных условиях (одинаковый уровень интеллекта, одинаковый уровень образования, одинаковая ориентация на восприятие этого мате­риала) записывающих одну и ту же лекцию, то вряд ли можно по­лучить хотя бы два близких конспекта, потому что каждый, слушая лекцию, что-то делает «фигурой» (самым важным и основным) и что-то «фоном». Существует много тестов-картинок, где одно и то же изображение будет восприниматься по-разному в зависимости от того, что является фоном, а что фигурой.

Психотерапевтическая работа с людьми — это не обязательно целенаправленная психотерапевтическая работа по коррекции

каких-то психопатологических нарушений. Это, прежде всего, психологически грамотное организованное общение «врач—паци­ент», построенное на сложных взаимоотношениях фигуры и фона, потому что то, что для врача является фигурой, для пациента часто является фоном. Когда врач слушает рассказ пациента, то он слышит рассказ о фигуре.

В восприятии врача фигурой может быть то, что пациент упоминает вскользь или не упоминает вообще.

Пациентка рассказывает врачу о своем муже, с которым у нее трудности в интимных отношениях: «... он прекрасно обеспечивает семью, он никогда не срывается, никогда не кричит, он человек слова, я думаю, что он мне не изменяет...» Психотерапевт спраши­вает: «Так в чем же ваши проблемы?» Ответ пациентки: «Дело в том, что я не могу смотреть, как он ест. Он ест, как машина. Я целый день с утра до вечера стараюсь, готовлю, делаю так, чтобы было вкусно и красиво, а он приезжает, садится, включает телеви­зор и уставившись в него жует, как машина! И, когда у нас возни­кает близость, я не помню никаких его достоинств, потому что пе­редо мной сразу возникает лицо, которое жует и чавкает, и он ста­новится мне противен».

Кажется, что положительные и отрицательные качества этого человека несоизмеримы, и для врача положительные свойства этого человека — фигура, а то, как он ест, явно фон. Но это не так для пациента!

Терапия в этом случае напрашивается сама собой: поменять фигуру и фон местами. Это один из основных принципов психо­терапии, которая называется гештальт-терапия, так как опирается на психологическое направление — гештальт-психологию.

Может быть и другой случай: врач, работая с пациентом, стремится структурировать и упростить мир. Получив 2—3 симптома, которые сигнализируют о наличии какого-то наиболее вероятного заболева­ния, врач начинает направлять рассказ пациента путем организован­ного расспроса так, чтобы выделить фигуру. Тоща он создает фигуру из фона. Он меняет местами эти два важных элемента.

Сложности взаимодействия людей часто основаны на том, что, находясь в одной и той же ситуации, эти люди по-разному оцени­вают фигуру и фон.

Принципы правильной диагностики состоят в том, чтобы вы­делить несколько осевых симптомов любой болезни. Именно здесь принцип фигуры и фона может сыграть с врачом злую шут­ку. Особенно часто это происходит при так называемой «конвей­ерной медицине», когда в специализированный стационар поступает большинство пациентов с однотипной или близкой патоло­гией.

Еще один случай неправильного расположения фигуры и фона в мировосприятии врача. У больного сломана рука, наложена гипсовая повязка и нужно время от времени посещать клинику для того, чтобы врач мог осмотреть руку. Медицинская сестра сообщает о приходе этого больного: «Пришла правая рука». Больной не сразу понимает, что «правая рука» — это он. Потом приходит в изумление. Здесь фигурой является правая рука, а не человек. Человек оказался для врачей фоном. Это может привести к очень серьезным ошибкам:

пожилая женщина с флегмоной правого локтевого сустава осматри­вается хирургом. Флегмона — для него фигура, а сама женщина — фон. Как ему удобней работать с фигурой? Так, чтобы он мог с ней делать все, что сочтет нужным, но фон мешает — пожилая женщина будет кричать, стонать, поэтому лучший выход — общий наркоз. А у больной стенокардия, был микроинфаркт, гипертоническая болезнь, выраженный церебральный атеросклероз, при котором наркоз не же­лателен. Но это все фон. Врач хочет работать с флегмоной. Фигура и фон поменяны местами.

Восприятие, в котором фигура и фон поменялись местами, ли­шает медицину человечности. Другой хирург сделает эту операцию под местной анестезией, проведет элементарную психотерапию — скажет женщине: «Вам надо дать орден или медаль за такое герой­ское поведение, я такого еще в своей практике не видел, чтобы человек при такой тяжелой, болезненной процедуре так мужест­венно себя вел». В этом случае человек намного легче перенесет операцию и целый месяц будет рассказывать родственникам и зна­комым о своем геройстве. Этот хирург не сделал ничего особенно­го, он просто поставил фигуру и фон на свои места.