Г л а в а Ш

Сознание перед смертью

Сознание перед смертью есть сознание особого душевного прояснения или, наоборот, полного затуманивают сознания. В первом случае происходит прояснение всего жизненного пути, снятие механизмов психологической защиты. У многих возникает потребность в покаянии. Покаяние — это прояснение вины, которую человек комуфлировал в течение всей своей жизни и которую перед смертью ему хочется искупить, чтобы уйти “туда” чистым и свободным. Значит, состояние покаяния — характерная особенность сознания перед смертью.

В 60—70-е годы московский медицинский психолог Юрий Федорович Поляков и его сотрудники занимались проблемой вероятностного прогнозирования у больных шизофренией. Иссле­дования показали, что в речи и мышлении больных шизофренией преобладают маловероятностные прогнозы. Можно предположить, что сознание шизофреников все время находится или в зоне 1—2, или в зоне 2—3, или в обеих этих зонах, перескакивая из одной в другую, минуя зону активного сознания. Поэтому у них наблюда­ются состояния возбуждения, агрессии, страха или состояния, близкие ко сну.

Из судебно-медицинской практики известно, что в преступле­ниях, когда жены убивают мужей или мужья убивают жен, чаще всего это делается примитивными способами, то есть подручными:

топор, нож, тяжелый предмет и почти никогда эти убийства не совершаются с помощью отравления. Значит, отравление — это опять событие из зоны маловероятностного прогнозирования. Для больных шизофренией, находящихся в зоне 2—3, этот маловеро­ятный прогноз становится абсолютно единственным. Больной однозначно считает, что его отравляют. Так формируется бред отравления, когда маловероятный прогноз из-за особых фаз состо­яния сознания принимается за наиболее вероятный.

Что же происходит с больными, когда они находятся в зоне 1—2? Если в первом случае меняется окружающий мир, изменяя сознание, то здесь меняется состояние человека, меняется само­оценка. В этом состоянии человек ощущает себя изменившимся, отрешенным от мира, ему этот мир неинтересен. Человек замыка­ется на восприятии себя, “уходит” в себя. И, если врач попытается возвратить больного в мир нормальных прогнозов не меняя уровня сознания, у него ничего не получится.

 

ВОСПРИЯТИЕ МИРА

 

Приведем несколько основных положений единых принципов организации взаимодействия психического мира, от­ражающих особенности восприятия.

— Восприятие всегда субъективно.

— Восприятие каждого биологического вида отражает тенден­цию наибольшей адаптации к тому миру, в котором человек живет.

— Восприятие построено по принципу упрощения мира. Мир, который человек воспринимает, является абсолютной объективной реальностью. Каждый предмет имеет определенную форму, размеры, свойства, и все люди, видящие этот предмет, будут воспринимать и описывать его примерно одинаково. Напра­шивается вывод, что люди живут в четком, однозначном, одина­ково воспринимаемом мире. Получается, что мир, окружающий человека, и является той единственной реальностью, которую человек воспринимает с помощью органов чувств. Гринвичский метр является эталоном метра для всех других; отсчет времени по эталонным часам — вполне эталонная мера измерения; эталонные весы, на которых измеряется эталонный килограмм, тоже объек­тивны. Можно сказать, что любой предмет имеет определенную форму, определенные размеры, определенный цвет, определенный вес.

Однако это есть лишь форма значительного, очень сильного упрощения, пригодного только для узкопрактического бытового применения. Реальная жизнь постоянно вторгается и опровергает это. Дело в том, что органы чувств людей имеют очень ограничен­ные возможности восприятия реального физического мира. К примеру, человеческое ухо не способно воспринимать ультразвук, глаз не способен воспринимать рентгеновские лучи, гамма-лучи, не способен улавливать определенные границы спектра. Если сравнить, как воспринимает мир человек и как воспринимает мир кошка, то окажется, что человек и его любимая кошка живут в разных мирах, поскольку видят, слышат и чувствуют по-разному. Если предположить на миг, что органы человека начали воспри­нимать рентгеновское излучение, ультразвук, гамма-лучи, весь цветовой спектр, то трудно представить себе, как бы изменился воспринимаемый нами окружающий мир.

Человеческий организм наполнен датчиками, собирающими информацию об окружающем мире. Эти датчики — рецепторы — можно разделить на несколько групп: 1 группа рецепторов — экстрарецепторы (органы зрения, слуха, обоняния) и контактные рецепторы (кожные, рецепторы давления, осязания, тепла, боли) получает информацию о внешнем мире. 2 группа — интрарецепторы, которые информируют о положении тела человека в этом мире (рецепторы равновесия, положения, кинестетические). 3 группа рецепторов — висцерорецепторы — собирающие информацию изнутри человеческого тела (вкусовая, информация о голоде, ре­цепторы жажды). Эти ограничения восприятия, заложенные в человеческом организме, сами по себе делают восприятие мира суженным. И это определило разные пути цивилизации. Европей­ская культура пошла по пути создания технологий, инструментов, аппаратов, которые дополняют человеческие рецепторы: напри­мер, открытие рентгеновский лучей и создание рентгеновской аппаратуры, аппаратов ультразвуковой диагностики и т.д. Меди­цинские технологии, в основном, направлены на получение той информации, которую не могут уловить человеческие органы чувств (электрической активности мозга, сердца), и таким образом, как бы «расширяется» количество рецепторов врача. Восточная культура пошла по другому пути: совершенствование самого чело­века в его способности воспринимать более широкий спектр мира. Примером такого рода может служить овладение сложными при­емами йоги.

Психотерапевтическая школа психосинтеза, где сливаются две эти мировые тенденции психологии — восточная и европейская, — создала технику так называемой визуализации. Эта техника по­строена на способности как бы «видеть» (путем ярких представле­ний) свои внутренние органы, благодаря чему, можно в них что-то изменить. Особая процедура жевания, когда пища очень тщательно прожевывается, расширяет возможности человека по вкусовому восприятию пищи. И новый вкус пищи достигается не столько путем тренировки вкусовых рецепторов, сколько тем, что пища включается в картину мира, становясь его частью, при этом возникает иная мотивация: не просто набить желудок, не просто стать сытым, а прийти к постижению чего-то.

Восприятие мира человеком субъективно. Не стоит вдаваться в подробности вечного спора между идеалистами и материалистами. Этот вопрос хорошо освещен в философской литературе. На сле­дующем примере автору хочется продемонстрировать особенности этого подхода.

Одна и та же вещь может вызвать у разных людей совершенно различные эмоции, ассоциации, образы. Возьмем для примера очень простой предмет — обыкновенный стакан. Какие эмоции могут быть с ним связаны?

В жаркое время года люди говорят, что это прекрасный стакан, потому, что в него налита чудесная холодная и прозрачная вода, что он хрустальный, изящный и красивый. Но из практики извес­тен случай, когда женщина (в групповой психотерапии существует такая техника — написание грустных сказок) придумала про этот же стакан грустную сказку, где в этот стакан наливали не воду, а коньяк и другие спиртные напитки, и он стал грязным, и его уже никто никогда не мог отмыть. И эти очень грустные чувства, объяс­нялись тем, что, как она полагала, у ее мужа есть алкогольная про­блема. В данном случае обыкновенный стакан из этого мира вос­принимался, как символ зла. Итак, повторяемся, человеческое вос­приятие мира субъективно, хотя воспринимаемый им мир во мно­гом объективен.

Нетрудно представить теперь, как на самом деле различаются миры разных людей. Многие ошибки врача заключаются в том, что он переносит свой мир на мир пациента, не учитывая, что мир пациента может во многом отличаться от его мира.

Изучение восприятия приводит исследователей (физиков, фи­зиологов, нейрофизиологов, психологов) к мысли, что люди ус­ваивают очень ограниченную, очень субъективную, очень упрощенную картину какого-то мира.

Физики установили, что даже простое наблюдение за элемен­тарными частицами без какого-либо специального воздействия на них со стороны экспериментаторов уже изменяет характер движе­ния частиц. На совместном симпозиуме физиологов и физиков физиологи поставили перед физиками задачу получения данных о том, как электроны и другие элементарные частицы влияют на человеческое восприятие и сознание. На что физики ответили, что они готовы решить другую задачу — как человеческое сознание «меняет» электроны и другие элементарные частицы, потому что разгадка движения электронов находится не в них самих, а в человеческом сознании. Может быть экспериментаторы измеряют свойства не материальных частиц, а производят измерение своего наблюдения.

Понимание ограниченности наших рецепторов имеет практи­ческое значение для врача: оно «вынуждает» его быть скромным. Наблюдая какие-то симптомы, врач должен помнить, что его наблюдение во многом может быть субъективным. К примеру: два врача наблюдают одного и того же больного — его лицо, его одеж­ду, его позы, то есть вполне конкретные факты реального мира. При этом один из них склонен поставить диагноз «шизофрения», а другой протестует против такого диагноза. Один выискивает симптомы шизофрении, другой — симптомы против шизофре­нии, и эти исходные позиции определены скорее чувствами (вто­рому врачу жалко молодого человека и ему не хочется ставить столь тяжелый диагноз), чем логикой. И поэтому движения больно­го, цвет его лица, слова воспринимаются этими врачами по-раз­ному.

Многим людям известны ситуации, когда мнения разных людей относительно красоты одного и того же человека были ровно противоположными: «... Посмотри, какая красавица!» — «Да, что ты. Она же некрасива!» И это касается не только разных людей. Один и тот же человек может в одном своем состоянии восприни­мать что-либо как страшное, угловатое и большое, а в другом эмо­циональном состоянии — как маленькое, круглое и мягкое.

Большую роль в психическом мире человека играют чувства и мысли. Когда чувства искажают восприятия мира, на помощь может прийти мысль, и наоборот. Так, например, врач не замечает желтушность склер у близкого ему человека. Постороннему паци­енту он давно бы поставил правильный диагноз, но у родного человека врач этого не замечает, потому что боится этого, не хочет, чтобы это было. Но что-то продолжает его беспокоить и у него возникает мысль: показать близкого ему человека другому врачу,

нейтральному наблюдателю.

Восприятие мира может сильно искажаться из-за профессио­нальных навыков человека: в одном и том же человеке разные специалисты обнаружат те заболевания, которыми они непосред­ственно занимаются. Отолоринголог, вышедший на улицу, гово­рит: «Вот вдет ринит...», — потому что кто-то держит в руке носовой платок, — «вот идет фарингит...», — если кто-то кашляет, кого-то шатнуло в сторону, — «вот проблемы со средним ухом...» и т.п. Кардиолог увидит окраску губ и скажет, что у человека легкая сердечная недостаточность, пульмонолог будет прислушиваться к ритму дыхания, к характеру вдоха и выдоха окружающих его людей. Врачи-специалисты воспринимают людей как бы через призму профессионализма.

Еще один фактор, делающий восприятие этого мира субъектив­ным — это мотивация. Когда в прошлые годы советские туристы посещали зарубежные страны, которые славились в мире своими памятниками культуры, они по возвращению зачастую включали в рассказы впечатления от изобилия в магазинах. Это была их мотивация восприятия. Дома не хватало продуктов, не хватало ве­щей, и людей не могли не поразить витрины магазинов. Это доми­нировало в их восприятии. Этот факт очень важно учитывать при работе с больным, поскольку ведущая мотивация восприятия мира обусловливает особенности картины мира этого человека. На этом принципе построены проективные (прожективные) тесты. Особен­но тест Роршаха и ТАТ. В них важно не то, насколько стандартно воспринята ситуация (в тесте ТАТ изображен целый ряд бытовых ситуаций), а то, как человек говорит об этом мире, по сути рас­сказывая о своей проблеме.

Влияние мотивации на восприятие функционирует на уровне рецепторов: можно представить себе человека интактного к запаху дыма и курильщика в состоянии никотиновой абстиненции, ли­шенного табака. Они по-разному воспримут запах табака уже на уровне тала, на уровне рецепторов. У курильщика чувствитель­ность рецепторов к запаху дыма в состоянии лишения сигарет резко повышена, и он уловит такой слабый запах дыма, который будет не воспринят человеком интактным к этому запаху. Это важно помнить врачу, потому что восприятие пациентом своего организма, своих ощущений во многом подвержено таким факто­рам, как чувства, эмоции и мотивации.

Особенно это важно в отношении субъективного восприятия боли. Поэтому успешность работы врача с пациентом, которого подвергают каким-то болезненным процедурам, — обследование, перевязка, операция, производимая под местной анестезией, или просто инъекция зависит от того, на сколько ему удастся изменить чувства данного пациента, изменить уровень тревоги, уровень страха. Это напрямую связано также с ориентацией сознания. Когда боль будет восприниматься сильнее: когда сознание экстравертировано или интровертировано? Во время манипуляций, про­изводимых врачом, боль воспринимается слабее, если сознание интровертировано: вид блестящих металлических инструментов, шприцев, каких-то аппаратов усиливает страх пациента. Знамени­тые истории про прекрасных зубных врачей, которые безболезнен­но удаляют зубы, — это истории про врачей, которым удается изменить экстравертированное сознание на интровертированное. Они вводят человека в состояние транса, убирая ориентацию сознания с очага болезненных ощущений, растворяя это сознание в более широком объеме. Такой специалист может манипулировать менее умело с точки зрения профессионализма, чем его коллеги, но пациенты будут идти именно к нему.