Краткое изложение теоретических вопросов 2 страница

Под влиянием общественного кризиса выступили либералы: они считали, что для успокоения страны необходимо продолжить Великие реформы, а главное — созвать общероссийское представительство. После прихода к власти Лорис-Меликова начал намечаться, как указывалось выше, контакт между правительством и умеренными слоями общества; он был сорван гибелью Александра II.

Убийство царя в марте 1881 года не привело, как рассчитывали народовольцы, к разрушению политической системы самодержавия. В то же время умеренные слои, опасаясь общественных потрясений, сплотились вокруг правительства. В 1880-е годы происходит внутреннее ослабление и гибель " Народной воли ", заметное отступление либеральных и нарастание консервативных стремлений в обществе.

Убийство Александра II 1 марта 1881 года — наивысший пик деятельности революционеров-народников — стало началом их заката: гибель императора не вызвала, как рассчитывали народники, ни разрушения политической системы самодержавия, ни народной революции. Полиция с помощью преследований и провокаций разрушала внутренне ослабленную "Народную волю"; к 1884 году основной костяк этой организации прекратил существование. Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение группы петербургских студентов под руководством А.И. Ульянова (старшего брата Ленина) на Александра III 1 марта 1887 года.

На первый план в 1880-е годы выходит либеральное народничество, идеологами которого были Н.К. Михайловский, В.В. Воронцов. Сохранив веру в крестьянскую общину как зародыш социализма, либеральные народники сосредоточились, в первую очередь, на культурных, просветительских мерах. Взгляды, близкие к народническим, выражал журнал "Отечественные записки", руководимый М.Е. Салтыковым-Щедриным и Н.К. Михайловским, а впоследствии — журнал "Русская мысль".

Вступление России на путь капитализма сопровождалось усилением рабочего движения и появлением рабочего вопроса. В 1885 года на Никольской мануфактуре в Орехово-Зуеве, принадлежавшей Т.С. Морозову, разразилась "Морозовская стачка".Стачечники потребовали учредить действенный государственный контроль за положением рабочих, принять законодательство об условиях найма. Правительство вынуждено было запретить ночной труд женщин и детей, более четко определить обязанности фабрикантов по отношению к рабочим.

Попыткой объяснить новые социально-экономические реалии стала деятельность русских марксистов. В 1883году эмигранты-народники, перешедшие на позиции марксизма, — Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод — основали группу "Освобождение труда". Она развернула активную переводческую и издательскую деятельность. Плеханов в работах "Наши разногласия". "Социализм и политическая борьба" доказывал, что Россия уже вступила на путь капитализма и надежды народников на приход к социализму через крестьянскую общину беспочвенны. Революционеры, заявлял Плеханов, должны ориентироваться не на крестьянство, а на пролетариат — единственный последовательно революционный класс.

Марксистские кружки возникают и в России: петербургские группы Д.И. Благоева (1884-1885 гг.) и М.И. Бруснева (1889-1892 гг.), группа Н.И. Федосеева (1888-1889 гг.), в деятельности которой принимал участие В.И. Ленин.

Очагами либерального движения в 1880-1890-е годы были земства, университеты, различные органы печати. В начале царствования Александра III, когда правительственный курс еще не определился, либералы активно выступали за преобразования; главной их целью был созыв общероссийского представительства.

Переход правительства к реакции похоронил надежды либералов, однако, они в меру сил пытались отстаивать свои принципы, выступали против контрреформ, ратовали за свободу совести, печати, соблюдение законности. Главным либеральным органом был журнал М.М. Стасюлевича "Вестник Европы".

Флагманом реакционно-охранительной прессы стала газета М.Н. Каткова "Московские ведомости". Убежденный либерал во второй половине 1850-х гг., Катков в 1880-е годы столь же убежденно требовал утверждения контроля правительства над всеми сферами русской жизни, ратовал за идейную и национальную монолитность России.

Сложную позицию занимал И.С. Аксаков — славянофил, издатель газеты "Русь". С одной стороны, Аксаков выступал против конституции и парламента, за усиление религиозных начал и русификацию окраин империи. С другой стороны, он настаивал на развитии местного самоуправления, защищал свободу слова, требовал терпимости по отношению к старообрядцам. Такое достаточно противоречивое сочетание представлялось Аксакову средним путем между либерализмом и реакцией, отвечающим исконным национальным основам русской жизни.

Для многих общественных деятелей эпоха Александра III была временем, когда, по словам А.А. Блока, "в сердцах царили сон и мгла". Иным она представлялась эрой национального возрождения и социального мира, сменившего потрясения рубежа 1870-1880-х годов. Общественные противоречия, однако, не исчезли — они лишь ушли вглубь, чтобы с новой силой выйти на поверхность в начале 1900-х годах.

 

4. Внешняя политика России второй половины XIX века. Центром российской внешней политики во второй половине XIX века являлся восточный вопрос — вопрос о режиме черноморских проливов и судьбе балканских народов, находящихся под властью Турции. Завершивший Крымскую войну Парижский мир (1856 г.) провозглашал принцип нейтрализации Черного моря: России и Турции запрещалось иметь здесь крепости и военный флот. Такое решение наносило удар по безопасности России. Поэтому главной задачей российской внешней политики после окончания Крымской войны стала борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира.

Для выполнения этой задачи России необходимо было найти союзников в Европе. Во второй половине 1850-х годов наметилось сближение России с Францией; однако, впоследствии стали укрепляться связи России с Пруссией. Этому способствовали и попытки Франции поддержать освободительное движение поляков, и незаинтересованность Пруссии в ближневосточных делах, и династические связи русского и прусского дворов (Александр II был племянником прусского короля Вильгельма).

Россия заняла благожелательную по отношению к Пруссии позицию во время ее войны с Францией и борьбы за объединение Германии. Опираясь на союз с Пруссией, используя разгром Франции в франко-прусской войне, российский министр иностранных дел кн. А.М. Горчаков объявил в 1870 году об отмене нейтрализации Черного моря. Через год это решение было утверждено международной Лондонской конференцией.

В 1873 году был заключен договор России, Австро-Венгрии и Германии — "Союз трех императоров". В то же время, стремясь сохранить равновесие в Европе, Россия не давала Германии окончательно разгромить Францию.

Необходимость проведения глубоких реформ и сложная общественно-политическая обстановка внутри страны несколько ослабили внешнеполитическую активность России. Однако восстания на Балканах (в 1875 году — в Боснии и Герцеговине, в 1876 году — в Болгарии) вновь сделали восточный вопрос острейшей проблемой российской внешней политики. Александр II и Горчаков были против решительных действий; однако, жестокое подавление Турцией балканских восстаний необычайно сильно всколыхнуло общественное мнение России. После того, как Турция отвергла требование европейских держав провести реформы в пользу балканских народов, России уже нельзя было занимать пассивную позицию. В апреле 1877 году Россия объявила войну Турции.

Русская армия форсировала Дунай и вступила в Северную Болгарию. Здесь основная масса войск осадила сильнейшую турецкую крепость Плевнуи несколько раз безуспешно пыталась штурмовать ее. Тем временем небольшой отряд под командованием генерала И.В. Гурко удерживал горный перевал Шипку, открывавший дорогу в южную Болгарию. Успешно развивались боевые действия в Закавказье.

В декабре 1877 года, наконец, пала Плевна, русские войска вступили в Южную Болгарию и начали наступать на турецкую столицу Стамбул (Константинополь). 19 февраля 1878 годав местечке Сан-Стефано, в двенадцати километрах от Константинополя, был подписан мирный договор. Согласно договору, независимость получили Сербия, Черногория и Румыния (ранее они имели только автономию). Автономию получили Болгария, Босния и Герцеговина. Россия вернула Южную Бесарабию, потерянную после Крымской войны, приобрела ряд крепостей в Закавказье — Батум, Каре, Ардаган и Баязет.

Западные державы потребовали пересмотра Сан-Стефанского договора на международном конгрессе; Россия, которой не под силу было вести войну с ведущими европейскими государствами, должна была отступить.

Летом 1878 году состоялся Берлинский конгресссучастием России, Турции, Англии, Франции, Германии и Австро-Венгрии. По решению конгресса, Болгария была разделена на две части: Северная Болгария объявлена вассальным от Турции княжеством со своим правительством и армией, Южная — автономной провинцией в составе Турецкой империи. Были сокращены территории Сербии, Черногории и Румынии. Россия возвращала Турции Баязет. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину, Турция передала Англии остров Кипр.

Несмотря на берлинские ограничения, значение русской победы над Турцией для славянских народов было чрезвычайно велико. В то же время согласие русской дипломатии на пересмотр Сан-Стефанского договора значительно подорвало престиж правительства внутри страны, способствовало углублению кризиса в русском обществе.

Вторая половина XIX — начало XX века стали временем активной колониальной политики европейских держав. Растущий капитализм остро нуждался в источниках сырья и рынках сбыта. Активно расширяла свои азиатские владения в эту эпоху и Россия. Русской текстильной промышленности нужен был хлопок из Средней Азии; восточные районы были подходящим рынком сбыта для русской буржуазии. Вместе с тем продвижение России на Восток в очень значительной степени диктовалось чисто политическими условиями (в частности, завоевание Средней Азии должно было упредить проникновение туда Англии).

Окончание Крымской войны позволило русскому правительству завершить завоевание Северного Кавказа. В 1859 году пал аул Гуниб — последнее прибежище имама Шамиля, возглавлявшего борьбу горцев против России. В 1864 году была покорена западная часть Северного Кавказа: Кавказская война закончилась.

По Айгунскому (1858 г.) и Пекинскому (1860 г.) договорам с Китаем, Россия приобрела Уссурийский край. Согласно договору с Японией (1875 г.), к России отошел остров Сахалин, а Япония получила Курильские острова. В 1867 году Соединенным Штатам Америки была продана Аляска.

В 1864 году началось военное проникновение России в Среднюю Азию, и в следующем году войска под командованием генерала М.Г. Черняева взяли Ташкент. Было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, во главе которого встал видный военачальник и администратор К.П. Кауфман. В 1868 году вассальную зависимость от России признали Кокандское ханство и Бухарский эмират.

В 1873 году в зависимость от России попало Хивинское ханство, присоединение к России Средней Азии было завершено покорением туркменских племен (1881-1884 годах). В 1876 году Кокандское ханство вошло в состав России; Хива и Бухара сохранили внутреннюю автономию. В новоприсоединенных землях было ликвидировано рабство, ограничено крупное феодальное землевладение, получили развитие промышленность, торговля и просвещение.

Присоединение Средней Азии укрепило Россию экономически и политически. Однако оно весьма дорого обошлось России: так, за первые двенадцать лет после присоединения государственные затраты в три раза превышали доходы. Лишь к началу XX века Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка для русской промышленности.

В царствование Александра III основы европейского направления российской внешней политики значительно изменились: главным союзником России вместо Германии стала Франция.

В 1881 году Россия, следуя курсу прежних лет, подписала договор с Австро-Венгрией и Германией, продлив тем самым "Союз трех императоров" (начало ему было положено в 1873 году). Однако между Россией и Австро-Венгрией велась острая борьба за преобладание на Балканах. В 1886 году Россия была вынуждена разорвать дипломатические отношения с Болгарией, где к власти пришла группировка, придерживавшаяся австро-германской ориентации.

В 1887 году был подписан договор между Россией и Германией, однако противоречия между двумя странами все более обострялись. Германия повышала пошлины на ввоз русского хлеба, Россия — на германские промышленные изделия. Началось сближение России с Францией, активно вкладывавшей капиталы в российскую экономику. Между Францией и Россией было подписано соглашение, направленное против Германии, Австро-Венгрии и союзной им Италии (утверждено в 1894 году). 1880—90-е годы были важнейшим этапом в складывании военных блоков, столкнувшихся друг с другом во время первой мировой войны.

В 1880-1890-х годах русское правительство вынуждено было отказаться от активных действий на Балканах. Все большее место во внешней политике России начинает занимать Дальний Восток (в начале XX века это привело к русско-японской войне). При Александре III Россия практически не вела войн (не считая взятия Кушки в 1885 году, завершившего присоединение Средней Азии). Это доставило Александру III популярное в консервативных кругах имя Миротворца.

5. Культура России второй половины XIX.Грандиозные перемены, происшедшие в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ, мощно повлияли на культурное развитие страны. Превращение миллионов крепостных в полноправных граждан, становление местного самоуправления и местного суда, бурное развитие капитализма обострили спрос на образование, стали могучим стимулом научного и технического прогресса. Именно со второй половины XIX века люди, профессионально занимавшиеся умственным трудом, стали восприниматься в России как особый общественный слой — интеллигенция. Интеллигенцию сформировали выходцы из различных сословий (прежде всего — из дворянства и духовенства), которых официальная терминология XIX века именовала "разночинцами". Социальные контрасты России, культурный разрыв между образованными классами и народом, отчужденность русского общества в условиях самодержавия от политической жизни формировали в интеллигентской среде особую мораль и мировоззрение. Большинство интеллигентов болезненно переживали свой отрыв от народа, стремились помочь ему, придерживались атеистического и материалистического мировоззрения, тяготели к крайним мерам, были враждебно настроены по отношению к церкви и государству. Взгляды и пристрастия интеллигенции наложили сильный отпечаток на культурное развитие России второй половины XIX века.

В течение второй половины XIX века значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 года — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные. Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне вскладчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых большую роль сыграли воскресные школы. Несмотря на все усилия, число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям молодого российского капитализма. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на нужды образования, и соперничество между светской и церковной школой.

Значительно шагнуло вперед среднее образование: его давали классические гимназии (в них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные гимназии (впоследствии — реальные училища), в которых больше внимания уделялось естественным и точным наукам. Число гимназий и училищ во второй половине XIX века значительно увеличилось. Было основано в эту эпоху и два новых университета — Томский и Новороссийский (в Одессе) — однако главное внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям. Их было основано около тридцати, в том числе Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия и др. В пореформенной России возникают и женские высшие учебные заведения — курсы профессора В.И. Герье в Москве и профессора К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге.

Политика правительства в сфере просвещения характеризовалась значительными колебаниями. Университетская реформа 1863 года вернула университетам автономию. Однако среднее образование уже в 1871 году подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого), а реальные гимназии превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет. Был ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными школами.

В 1883 году университеты вновь лишились автономии, гонениям подверглись женские курсы. В 1887 года министр народного просвещения издал получивший скандальную известность "циркуляр о кухаркиных детях". На пороге XX века правительство пыталось восстановить порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.

С 1880-х годов при поддержке правительства усиленно создавались церковные школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной политики болезненно отражались на культурном развитии страны.

Распространению просвещения способствовали публичные библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными организациями. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их деятельность. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге.

В 1890 году Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Издатели К.Т. Солдатенков, Ф.Ф. Павленков занимались популяризацией научных идей, публиковали авторов демократической ориентации. Магнат прессы А.С. Суворин сосредоточил в своих руках крупнейшее издательство и популярную газету "Новое время". И.Д. Сытин выпускал дешевую литературу для народа.

Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. Тон задавали "толстые" (литературные и общественно-политические) журналы. Вторая половина 1850-х — начало 1860-х годов были временем триумфа радикальных органов — "Современника" (руководители — Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов) и "Русского слова" во главе с Д.И. Писаревым. Эстафету у Чернышевского и Писарева переняли в 1868 году "Отечественные записки" (руководители — Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин), в 1884 году закрытые правительством за политическую неблагонадежность. В дальнейшем левый фланг русской публицистики был представлен народническими органами — "Русской мыслью" и "Русским богатством", а наиболее видными авторами этого направления были Н.К. Михайловский, Н.В. Шелгунов и др.

Лидером либеральной публицистики во второй половине 1850-х гг. был "Русский вестник" М.Н. Каткова, в дальнейшем подобную роль стал играть "Вестник Европы" М.М. Стасюлевича. Катков же, перейдя на охранительные позиции, своим главным органом сделал газету "Московские ведомости". Популярны были исторические журналы — "Русская старина" М.И. Семевского, "Русский архив" П.А. Бартенева. К 1891 году в России существовало 227 журналов и 296 газет, тиражи журналов доходили до 10 тыс., газет — до 25 тыс.

Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX века, потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX века. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л. Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н. Лебедева.

Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым. А.М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И. Сеченов и И.П. Павлов. И.И. Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н. Миклухо-Маклай — Океанию.

Вторая половина ХIХ века ознаменовалась рядом технических открытий: Г.Ш. Яблочков и А.Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С. Попов — радиоприемник. В 1880-е годы была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д. Кавелин, близок к этому течению был и Н.К. Михайловский (лидер либеральных народников).

Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н. Леонтьев (1831-1891 гг.) и Вл.С.Соловьев (1853-1900 гг.). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX века на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М. Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен". Следуя взглядам Гегеля, он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О. Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем "Курсе русской истории".

Литература пореформенной эпохи опиралась на традиции "золотого века" русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX века, предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали произведения Ф.М. Достоевского (1821-1881 гг.) — "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание" и Л.Н. Толстого (1828-1910 гг.) — "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России И.С. Тургенев (1818-1883 гг.): его роман "Отцы и дети" отразил раскол между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену нового героя — интеллигента-разночинца. Проникнуть в глубины народного миросозерцания стремился Н.С. Лесков. Поприщем же М.Е. Салтыкова-Щедрина была сатира. В 1880-е годы известность приобрели произведения А.П. Чехова (1860-1904 гг.) и В.М. Гаршина (1855-1888 гг.), отразившие уныние и растерянность, которые охватили в эти годы интеллигенцию.

Демократический дух 1860-х годов с особой силой сказался в развитии русской живописи. В 1863 году группа выпускников Академии художеств отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято, картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 году участники протеста организовали "Товарищество передвижных выставок":следуя популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.

К числу передвижников принадлежали И.Н. Крамской (1837-1887 гг.), мастер портретной живописи, В.Г. Перов (1833-1882 гг.), создававший сатирические и обличительные картины ("Сельский крестный ход на Пасху" и др.). Крупнейшей фигурой среди передвижников был И.Е. Репин (1844-1930 гг.), поразивший современников такими полотнами, как "Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Обращение к российской истории было весьма характерно для передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику были написаны В.И. Суриковым ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова").

Большую роль в художественной жизни России играла деятельность богатых предпринимателей-меценатов, например, П.М. и С.М. Третьяковых, передавших свою галерею в дар Москве. Акции меценатов ярко свидетельствовали о повышении культурного уровня и общественного веса молодой русской буржуазии.

Демократический дух 1860-х годов заметно отразился и на развитии музыки и театра. Композиторы М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Н.А. Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название "Могучая кучка", данное критиком В.В. Стасовым) создавали оперы, используя сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е годы открылись первые русские консерватории.

Наиболее крупным русским драматургом второй половины XIX века был А.Н. Островский, пьесы которого бичевали общественные пороки. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге.

Поворот в общественных настроениях, произошедший в начале 1880-х годах, заметно сказался на развитии художественной культуры. Усилилась тяга к осмыслению религиозных идей: это, в частности, выразилось в росписях Владимирского собора в Киеве, выполненных В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, М.А. Врубелем. М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, а также П.И. Чайковский создавали религиозные музыкальные произведения. Творчество Чайковского 1880-1890-х годов — балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик" — стали одной из вершин русской музыки. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества XVII века. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд, 1875 г.), Верхние торговые ряды — ныне ГУМ (А.Н. Померанцев, 1892 г.), Городская дума Москвы (Д.Н. Чичагов, 1890-1892 гг.). Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа XIX-XX веков — "серебряного века" русской культуры.

Задания для самостоятельного выполнения

- Оформление на контурной карте информации по темам: «Территория и население империи», «Особенности российской колонизации».

- Подготовка сообщений по теме: «Развитие науки и техники в России во второй половине XIX в.».

- Выполнение в рабочей тетради заданий по данному разделу.

- Составление глоссария терминов по разделу.

- Подборка дополнительного материала по темам: «Городская семья», «Повседневная жизнь русского города», «Женская эмансипация», «Столица и провинция», «Пролетариат: быт, воззрения, психология», «Формирование русской буржуазии».

Формы контроля самостоятельной работы:

- защита сообщений и докладов;

- устный опрос;

- проверка контурных карт;

- проверка рабочей тетради.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Компетенция земств не включала:

а) организацию медицинской помощи населению;

б) организацию народного образования;

в) участие в составлении государственного бюджета;

г) устройство дорог.

2.Земские учреждения создавались в:

а) губерниях и уездах;

в) деревнях;

б) волостях;

г) городах.

3. Служба в сухопутных войсках продолжалась:

а) 20 лет;

б) 10 лет;

в) 6 лет;

г) 7 лет.

4. От воинской службы освобождались:

а) учителя;

б) дворяне с 21 года;

в) единственные сыновья в семье;