План изложения темы

План

1. Местоположение, природные условия.

2. Основные города.

3. Особенности экономического развития.

4. Система управления.

5. Социальные отношения, характер взаимоотношений князей и боярства.

6. Внешнеполитическое положение.

7. Основные памятники культуры, их своеобразие.

 

Формы контроля самостоятельной работы:

- проверка рабочей тетради;

- проверка контурных карт;

- устный опрос.

Вопросы для самоконтроля

Ответьте на вопросы теста:

1. Процесс обособления земель начался на Руси:

А) при князе Владимире Мономахе;

Б) при князе Ярославе Мудром;

В) после смерти Ярослава Мудрого;

Г) при Александре Невском.

2. Причины поражения русских земель во время монголо-татарского нашествия:

А) силы военной организации противника;

Б) разобщенность и усобицы русских княжеств;

В) отсутствие военного опыта и знаний у русских войск;

Г) различие в вероисповедании.

3. Новгородскую и Псковскую республики по праву называют:

А) аристократическими;

Б) демократическими;

В) боярскими;

Г) монархическими.

4. Последствия монгольского нашествия, которые наложили длительный отпечаток на историю России:

А) распад Руси на изолированные регионы;

Б) превращение Руси в нехристианское государство;

В) полностью изменилась духовная культура;

Г) замедление развития феодального землевладения.

5. Река, на которой состоялась первая встреча русских и монголо-татарских войск:

А) Волга;

Б) Дон;

В) Угра;

Г) Калка.

6. Укажите причину, по которой Русь не могла противостоять монголо - татарам:

А) более низкий уровень цивилизационного развития Руси;

Б) численное превосходство войск монголо - татар;

В) феодальная раздробленность Руси;

Г) превосходство боевой техники монголо - татар.

7. Большинство историков оценивают отношения Руси и Орды как:

А) союзнические;

Б) политическую зависимость Руси от Орды;

В) экономическую и отчасти политическую зависимость Руси от Орды;

Г) зависимость Орды от Руси в политической и экономической областях.

8. Выражение «меж двух огней» связано с:

А) нашествием монголо - татар на Русь;

Б) постоянными набегами половцев;

В) крестовыми походами Тевтонского ордена;

Г) нашествием монгол и набегами шведских и немецких рыцарей.

9. Значение побед Александра Невского в следующем:

А) ослабление монголо-татарского ига;

Б) усиление власти Новгородского княжества;

В) создание заслона против католизации Руси;

Г) установление ига на Руси.

10. Соотнесите понятия и их значения:

1) Ярлык. А) Писцы, проводившие перепись населения завоеванных стран.
2) Дань. Б) Ханская грамота, дающая право на княжение.
3) Баскаки. В) Представители хана Золотой Орды в покоренных Государствах.
4) Численники. Г) Льготная грамота хана Золотой Орды.
5) Тархан. Д) Поборы с покоренных народов в пользу Золотой Орды.

 

Тема 4.4 «От Руси к России»

1. Русь на пути к возрождению. Образование Российского централизованного государства (РЦГ).

2. Россия в царствование Ивана Грозного.

3. Смута в России в начале XVII века.

4. Россия в середине и второй половине XVII века.

5. Русская культура в XIII – XVII вв.

Основные понятия: централизованное государство, Судебник, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, опричнина, тягло, соха, церковный раскол, Смута, патриарх, Соборное уложение.