План изложения темы
План
1. Местоположение, природные условия.
2. Основные города.
3. Особенности экономического развития.
4. Система управления.
5. Социальные отношения, характер взаимоотношений князей и боярства.
6. Внешнеполитическое положение.
7. Основные памятники культуры, их своеобразие.
Формы контроля самостоятельной работы:
- проверка рабочей тетради;
- проверка контурных карт;
- устный опрос.
Вопросы для самоконтроля
Ответьте на вопросы теста:
1. Процесс обособления земель начался на Руси:
А) при князе Владимире Мономахе;
Б) при князе Ярославе Мудром;
В) после смерти Ярослава Мудрого;
Г) при Александре Невском.
2. Причины поражения русских земель во время монголо-татарского нашествия:
А) силы военной организации противника;
Б) разобщенность и усобицы русских княжеств;
В) отсутствие военного опыта и знаний у русских войск;
Г) различие в вероисповедании.
3. Новгородскую и Псковскую республики по праву называют:
А) аристократическими;
Б) демократическими;
В) боярскими;
Г) монархическими.
4. Последствия монгольского нашествия, которые наложили длительный отпечаток на историю России:
А) распад Руси на изолированные регионы;
Б) превращение Руси в нехристианское государство;
В) полностью изменилась духовная культура;
Г) замедление развития феодального землевладения.
5. Река, на которой состоялась первая встреча русских и монголо-татарских войск:
А) Волга;
Б) Дон;
В) Угра;
Г) Калка.
6. Укажите причину, по которой Русь не могла противостоять монголо - татарам:
А) более низкий уровень цивилизационного развития Руси;
Б) численное превосходство войск монголо - татар;
В) феодальная раздробленность Руси;
Г) превосходство боевой техники монголо - татар.
7. Большинство историков оценивают отношения Руси и Орды как:
А) союзнические;
Б) политическую зависимость Руси от Орды;
В) экономическую и отчасти политическую зависимость Руси от Орды;
Г) зависимость Орды от Руси в политической и экономической областях.
8. Выражение «меж двух огней» связано с:
А) нашествием монголо - татар на Русь;
Б) постоянными набегами половцев;
В) крестовыми походами Тевтонского ордена;
Г) нашествием монгол и набегами шведских и немецких рыцарей.
9. Значение побед Александра Невского в следующем:
А) ослабление монголо-татарского ига;
Б) усиление власти Новгородского княжества;
В) создание заслона против католизации Руси;
Г) установление ига на Руси.
10. Соотнесите понятия и их значения:
1) Ярлык. | А) Писцы, проводившие перепись населения завоеванных стран. |
2) Дань. | Б) Ханская грамота, дающая право на княжение. |
3) Баскаки. | В) Представители хана Золотой Орды в покоренных Государствах. |
4) Численники. | Г) Льготная грамота хана Золотой Орды. |
5) Тархан. | Д) Поборы с покоренных народов в пользу Золотой Орды. |
Тема 4.4 «От Руси к России»
1. Русь на пути к возрождению. Образование Российского централизованного государства (РЦГ).
2. Россия в царствование Ивана Грозного.
3. Смута в России в начале XVII века.
4. Россия в середине и второй половине XVII века.
5. Русская культура в XIII – XVII вв.
Основные понятия: централизованное государство, Судебник, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, опричнина, тягло, соха, церковный раскол, Смута, патриарх, Соборное уложение.