Полисная цивилизация в Греции. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира.

Община – полис – это город и прилегающие к нему территории. Все граждане полиса были свободными, но для этого нужно было быть греком и владеть частной собственностью. Жизнь полиса регулировалась гражданским правом на основе принципа автаркии, т.е. экономической самостоятельности и независимости. В рамках полиса происходила ожесточенная борьба между родоплеменной знатью, не желавшей уступать свою власть, и демосом – незнатными членами общины.

Наиболее крупными центрами полисного развития были Афины и Спарта, соперничавшие друг с другом.

Таблица 9

Афины Спарта
Город-государство Древней Греции. В V в. до н.э. он достиг высочайших успехов в развитии морской торговли, науки, искусства, архитектуры, театра и зодчества. В 594 г. до н.э. правитель Солон примирил демос и аристократов и провел демократические реформы (запрет долгового рабства, усиление роли народного собрания). Греки выбирали стратегов, верховная власть принадлежала народному собранию.Перикл создал основы демократического устройства и укрепил власть народа. Город-государство с олигархическим режимом, полная противоположность Афинам. Образовалось к IX в. до н.э. и отличалось воинственностью, суровостью порядков. Спартанцы были воинами, а производительным трудом занимались рабы-илоты и периэки, т.е. неспартанцы. В Спарте не было частной собственности, все имущество принадлежало общине. Существовала строгая изоляция от других полисов. Спартой правили два царя, опиравшиеся на совет старейшин и народное собрание.

 

Греки осознавали своё единство, - они называли свою родину Элладой, себя – эллинами. У них был единый пантеон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состязания. Однако все это не мешало им регулярно воевать между собой. Одной из главных черт эллинской культуры является принцип состязательности и стремление к первенству, что нехарактерно для цивилизаций Востока. Греция не была объединена одним полисом – этому мешала их раздробленность и разобщенность.

В IV в. до н.э. полисный строй переживает кризис, который находит свое разрешение в эпоху эллинизма - сложное взаимодействие, переплетение, синтез институтов и структур, свойственных Греции, с одной стороны, и Древнему Востоку – с другой.

Значение античного полиса: он завещал человечеству великие политические идеи - осознание себя членом гражданского коллектива; сознание своих прав и обязанностей; чувство гражданского долга, ответственности, причастности к жизни всей общины и её достоянию; идея демократии, республиканизма.