Вопрос 42

РОССИЯ НА ПУТИ ПЕРЕМЕН (1990-е гг.) Составитель: М.Х. Яргаев

После распада СССР его правопреемником стала Россия. В руках российского президента, правительства, законодателей оказались все рычаги как политического, так и экономического управления. Теперь ничто не могло помешать реализации их проектов экономических и политических преобразований.
Первая программа радикальных реформ была представлена правительством в октябре 1991 г. Ее изложил на съезде народных депутатов России президент Ельцин.
Программа включала три крупные рыночные меры. Первая – разовое введение свободных цен с января 1992 г., вторая – либерализация торговли и третья – приватизация. Программа основывалась на концепции «шокотерапии», предусматривавшей одномоментный переход к рыночной экономике и радикальные методы борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом.
Излагая программу «шокотерапии», Ельцин прогнозировал быстрый ход и успех реформ: «Хуже будет все примерно полгода, затем – снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г. – стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
Однако действительность разошлась с радужными прогнозами. Уже отпуск цен в январе 1992 г. воочию показал, что архитекторы реформ плохо просчитали последствия этой рыночной меры. Цены после их либерализации подскочили не в 3 раза, как прогнозировалось, а в 10–12 раз. Поскольку заработная плата резко отстала от роста цен, большинство населения оказалось за чертой бедности. Многократное увеличение цен почти моментально обесценило сберегательные вклады населения. Это не могло не вызвать недоверия к правительству и проводимому им курсу реформ.
Но было бы неверно видеть только негативные последствия «шокотерапии». Экономическая либерализация сдвинула с мертвой точки механизм рыночного формирования спроса и предложения. В стране начала складываться инфраструктура рыночной экономики. Отпуск цен и либерализация торговли способствовали наполнению прилавков продовольственными и иными товарами. Хотя цены их далеко не всегда были доступны для рядового покупателя, но само наличие товара на прилавке, согласно аргументации реформаторов, создавало у населения стимул трудиться и зарабатывать деньги. В свой актив реформаторы могли занести и первые ощутимые итоги приватизации: в течение 1992 г. в частную собственность было передано 24 тысячи предприятий, 160 тысяч фермерских хозяйств, 15 % торговой сети.
В целом же результаты «шокотерапии» были неутешительны. Правительство Черномырдина, сменившее в конце 1992 г. команду Гайдара, уже в первом своем документе оценило состояние российской экономики как катастрофическое. Непомерно высокой была социальная цена реформ, явившаяся следствием ошибочного стратегического курса правительства. К концу 1992 г. реальные доходы населения снизились до 44 % от уровня начала года.
Экономический курс правительства Черномырдина осуществлялся в условиях острого противоборства двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Между ними существовали острые разногласия по проблемам стратегии реформ. Среди законодателей преобладали сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления. Исполнительная же власть с самого начала заявила о своей приверженности радикальным рыночным реформам, монетаристскому курсу, который вызывал особое недовольство Верховного Совета.
Одной из причин антагонизма между двумя ветвями власти являлось отсутствие опыта взаимодействия в рамках системы разделения властей. Приобретался же он зачастую не на путях поиска компромисса, а в жесткой полемике, перераставшей нередко в открытую конфронтацию.
В ходе противоборства двух ветвей власти законодатели, пользуясь правом изменять российскую Конституцию, планомерно добивались расширения своих прерогатив. Так, одна из поправок к Конституции наделяла Верховный Совет правом приостанавливать действия указов и распоряжений Президента Российской Федерации, отменять постановления и распоряжения Советов Министров республик в составе Российской Федерации в случае их «несоответствия законам Российской Федерации».
Российский президент со своей стороны далеко не всегда считался с волей законодателей. Реальным выходом из этой драматической ситуации могло стать проведение всенародного референдума, который был призван решить вопрос, кому должны быть вручены решающие властные полномочия – Президенту или законодателям. Вопрос о референдуме неоднократно поднимался Президентом. На седьмом съезде народных депутатов России было принято решение назначить референдум на 11 апреля 1993 г. Срок его затем был перенесен на 25 апреля. В референдуме приняло участие около 64 % избирателей. Из них за доверие Президенту высказалось 58,7 %, социально-экономическую политику одобрило 53 %. Предложение о досрочных перевыборах и Президента, и парламента не прошло. Итоги референдума были по-разному интерпретированы противоборствующими сторонами. В результате конституционный кризис не был преодолен, а противостояние двух ветвей власти стало приобретать все более острые формы.
Президент и его кабинет расценили итоги референдума как одобрение проводимого ими курса и сразу по его завершении приступили к подготовке новой российской Конституции, которая призвана была утвердить президентскую республику и создать сильную исполнительную власть. Президентский проект Основного закона вызвал резкую критику со стороны Председателя Верховного Совета России Р. Хасбулатова и его сторонников, заклеймивших этот документ как антисоветский. Борьба между исполнительной и законодательной властью вступила в новую драматическую фазу. Она продолжалась все лето. В ходе этой борьбы Ельцин все более склонялся к неконституционным методам выхода из политического кризиса.
Президент первым нанес удар по своим политическим оппонентам. 21 сентября 1993 г. в выступлении по телевидению он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Вслед за тем был обнародован президентский Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Разогнанный Верховный Совет должна была заменить Государственная Дума, выборы в которую назначались на 11–12 декабря 1993 г. Одновременно с выборами должен был состояться референдум о новой Конституции страны. До начала работы Думы правотворческая деятельность объявлялась прерогативой исполнительной власти. Все эти указы противоречили ряду статей действующей Конституции, что было признано Конституционным судом во главе с его Председателем В. Д. Зорькиным.
В ответ на действия Президента в ночь на 23 сентября 1993 г. собрался чрезвычайный Х съезд народных депутатов, который объявил действия Ельцина «государственным переворотом». Президент Ельцин был отстранен от должности, а его обязанности были возложены на вице-президента А. В. Руцкого. Дальнейшее развитие событий вылилось в кровопролитие.
3 октября в 16 часов по призыву Руцкого и Хасбулатова вооруженные защитники Белого дома двинулись на штурм мэрии и телецентра. К вечеру здания мэрии, а также гостиницы «Мир» были захвачены. Попытка захвата здания Центрального телевидения привела к кровопролитию, но была безуспешной. В ответ на эти действия Президент объявил в Москве чрезвычайное положение, в столицу начался ввод правительственных войск, которые 4 октября в 9.00 начали осаду и обстрел Белого дома из тяжелых орудий. К вечеру того же дня он был занят войсками, а руководители сопротивления были арестованы.
Вслед за этими кровавыми событиями Президент издал серию указов, закрепляющих его победу. Прекращалась деятельность Советов, которые рассматривались президентской властью как оплот тоталитаризма и главный барьер на пути либеральных экономических и демократических политических преобразований. Вместо Советов должна была утвердиться политическая система, принципы которой закреплялись в проекте российской Конституции. Объявлялись выборы в Федеральное Собрание, которые намечалось провести одновременно с всеобщим голосованием по проекту новой Конституции.
Выборы состоялись 12 декабря 1993 г. и проходили не только по избирательным округам, но и впервые по партийным спискам. Главной их сенсацией стала уверенная победа Либерально-демократической партии во главе с В. Жириновским: она получила почти четверть голосов избирателей. На втором месте оказался «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром, завоевавший около 15 % голосов. Вслед за ними шли Аграрная партия и Компартия. Проводившийся в тот же день референдум одобрил проект новой российской Конституции. Новая Конституция существенно расширяла прерогативы Президента, который получал право безотлагательного вето на решения Совета Федерации и Государственной Думы, а также право распускать последнюю в случае троекратного отклонения ею предложенной им кандидатуры премьер-министра.
В ряду новых ориентиров правительственного курса необходимо выделить стремление к поиску компромиссов с законодательной властью, заключению своеобразного пакта о гражданском мире между различными политическими и социальными силами общества. В марте 1994 г. Президент выступил с инициативой подписания основными политическими силами соответствующего документа.
Уже к концу апреля Президенту и правительству удалось склонить большинство политических и общественных организаций к подписанию договора об общественном согласии. Одно из фундаментальных положений договора провозглашало гражданский мир. Участники договора брали на себя обязательство не инициировать политических кампаний с целью проведения досрочных выборов федеральных органов власти; профсоюзы обещали воздерживаться от забастовок; государственные органы декларировали намерение развернуть структурную перестройку экономики, ликвидировать бюджетную задолженность по выплате зарплаты, проводить активную социальную политику; готовность к сотрудничеству с исполнительной властью выражало Федеральное Собрание. Заключение Договора об общественном согласии давало шанс исполнительной власти на продолжение рыночных реформ