Кризис и крах советской государственности. Распад СССР

 

Углубление политического кризиса.Реформы в государственном аппарате 1988—1990 гг. не остановили центробежных тенденций в государственном развитии СССР. Во второй половине 1980-х гг. во многих союзных республиках были образованы народные (нацио­нальные) фронты и движения, ставшие вскоре влиятельнейшей политической силой. На первых порах их руководители ставили умеренные цели. Они настаивали на признании родного языка в республиках государственным, обеспечении реальной самостоятель­ности местных органов власти, региональном хозрасчете. В усло­виях неспособности союзного центра решить экономические про­блемы и прекратить межнациональные конфликты в республиках усилились позиции сил, выступавших за от­деление от СССР и провозглашение независимости.

В Грузии, Молдавии, Латвии, Литве, Эстонии участились акции представителей коренной национальности, добивавшихся предоставления республике суверенитета и возможности выйти из состава СССР. Достаточно распространенными стали конфликты на межнациональной почве (Азербайджан, Казахстан, Молдавия, Узбекистан и др.), сопровождавшиеся вспышками насилия. Так, во время конфликта узбеков с турками-месхетинцами в июне 1989 г. было убито около 100 человек, ранено более 800, разрушено и разграблено более 500 домов.

Партия и союзное правительство предприняли ряд крайне неудачных попыток противопоставить сепаратистским настроениям армию и танки. Так, 9 апреля 1989 г. в Тбилиси солдатами был разогнан несанкционированный митинг около Дома правительства, в котором участвовало около 10 тыс. человек. 12 января 1991 г. с помощью солдат и танков была проведена операция по захвату литовского телевидения в г. Вильнюсе. Через несколько дней был захвачен латвийский телецентр в г. Риге. В ходе названных операций имелись жертвы, что вызвало возмущение населения и рост его недовольства действиями союзного руководства.

Националистические и сепаратистские настроения в ряде республик поддержали их высшие органы государственной власти. В ноябре 1988 г. Декларация о государственном суверенитете была утверждена Верховным Советом Эстонии. Несмотря на то, что власти Союза ССР признали ее недействительной, примеру Эс­тонии последовали Литва, Латвия и Азербайджан, принявшие в 1989 г. идентичные по содержанию декларации. В 1990 г. о своем государственном суверенитете объявили и все другие союзные республики, включая РСФСР. Состоявшиеся в 1990 г. выборы глав республик (президентов) и их высших органов власти принесли победу сторонникам отделения от СССР.

Результатом «парада суверенитетов» стало замет­ное перемещение политической власти из союзного центра в рес­публики. Вместе с тем неконституционное, стихийное освобож­дение республик от диктата центра не стало победой сил демо­кратии и национального возрождения. К власти в большинстве республик пришли национальные элиты, которые стали прово­дить в отношении проживавших на их территории национальных меньшинств политику дискриминации. Возросла угроза неконтролируемого распада СССР.

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный рефе­рендум о будущем Союза. За сохранение СССР высказалось 76,4% от общего числа лиц, участвовавших в голосовании. В ряде республик референдум был фактически проигнорирован. В апреле 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огарево начались переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик. В ходе переговоров был выработан про­ект нового союзного договора, предусматривавшего преобразова­ние СССР в Союз суверенных государств (ССГ). Подписание его было намечено на 20 августа 1991 г.

Августовский путч 1991 года и распад СССР.Ново-Огаревское соглашение резко осложнило отношения между Президентом СССР и союзными органами власти – Верховным Советом СССР, Кабинетом министров СССР и крупнейшими союзными министерствами, а также всей коммунистической номенклатурой. Заключение нового Союзного договора автоматически привело бы к отставке всех союзных структур. Реальность толкала консервативное крыло руководства страной к решительным действиям.

18 августа 1991 г. М. С.Горбачев был фактически арестован в своей крымской резиденции – Форосе и под предлогом болезни отстранен от исполнения обязанностей Президента СССР. В стране вводилось чрезвычайное положение сро­ком на шесть месяцев, запрещались митинги и забастовки, приостанавливался выпуск оппозиционных газет. Од­новременно было объявлено о создании Государственного ко­митета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) в соста­ве: вице-президента Г. И. Янаева, премьер-министра В. С. Пав­лова, руководителей силовых ведомств В. А. Крючкова (КГБ), Б. К. Пуго (МВД), Д. Т. Язова (Минобороны), а также В. А. Ста­родубцева, О. Д. Бакланова, А. И. Тизякова. ГКЧП объявил свои­ми задачами преодоление экономического и политического кри­зиса, межнациональной конфронтации и социальной анархии в стране.

В Москву были введены войска. Цент­ром сопротивления ГКЧП стал Белый дом, где находились Верховный совет, Правительство и Администрация Президента России. В своем обращении к гражданам России Б. Н. Ельцин расценил действия ГКЧП как государствен­ный переворот и призвал поддержать законно избранные власти. На защиту российского руководства пришли тысячи москвичей. Войска заняли выжидательную позицию. Большинство республик (за исключением республик Средней Азии и Азербайджана) не признали ГКЧП. Массовые выступления против путчистов прошли во многих крупнейших городах России. Не ожидая организованного сопротивления своим действиям, ГКЧП потерял контроль над развитием событий, и 22 августа 1991 г. все его члены были арестованы.

Путч изменил соотношение сил. Попытка переворота окончательно подорвала политические по­зиции Президента СССР М. С. Горбачева, лишив его последних реальных рычагов власти. Одна за другой республики стали объяв­лять о своей независимости. 21 – 22 августа 1991 г. Верховные Советы Латвии, Эстонии, Литвы объявили о восстановлении своих старых конституций, действовавших до 1940 г. 23 августа 1991 г. была провозглашена независимость второй по значению республики СССР — Украи­ны. Лишь две республики — РСФСР и Казахстан удержались от этого шага.

В начале сентября 1991 г. собрался V Съезд народных депутатов СССР. Он объявил о самороспуске и осуществил реорганизацию органов государственной власти и управления. Кабинет министров был упразднен, а его функции экономического характера переданы Комитету по опе­ративному управлению народным хозяйством. Одновременно со­здавался Государственный совет СССР, наделявшийся полномо­чиями высшего органа власти на переходный период, до под­писания нового союзного договора.

Была предпринята попытка создать новые межреспубликанские органы управления - Межреспубликанскую продовольственную комиссию СССР, Совет по гуманитарной помощи, Союзно-республиканский валютный комитет СССР, Совет по предпринимательству при Президенте СССР, Межгосударственный пенсионный резервный фонд СССР, Межгосударственный комитет по образованию, Комитет по делам военнослужащих и членов их семей при президенте и др.

В сентябре 1991 г. Госсовет СССР признал независимость при­балтийских государств — Эстонии, Латвии, Литвы. В октябре он расформировал КГБ. На его основе создавалось пять новых ве­домств: Межреспубликанская служба безопасности, Комитет по охране государственной границы, Центральная служба разведки, Комитет правительственной связи, Служба охраны. В ноябре 1991 г. на заседании Госсовета был одобрен текст нового союзного дого­вора. Тогда же было принято решение об упразднении 70 мини­стерств и ведомств СССР. Предполагалось оставить в качестве меж­государственных органов Союза только 10 ведомств. Управление остальными отраслями должно было быть передано суверенным государствам Союза.

1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, свыше 2/3 участников которого проголосовали за полную независимость Украины. 8 декабря 1991 г. высшие руководители РСФСР, Украины и Бело­руссии — Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич — в Бе­ловежской пуще втайне от М. С. Горбачева подписали соглашение о прекращении действия союзного договора 1922 г. и роспуске всех государственных структур СССР. Хотя легитимность этого решения оспаривалась многими, распад СССР стал свершившимся фактом. 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев, оказавшись в роли президента несуществующего государства, сложил свои полномочия.

Заявив о роспуске СССР, Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич провозгласили создание Содру­жества Независимых Государств (СНГ). Фактически это была форма цивилизованного роспуска СССР и попытка найти способ сосуществования бывших со­юзных республик на постсоветском пространстве. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к договору об образовании СНГ присоедини­лись еще восемь бывших союзных республик.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие изменения произошли в политической системе, экономике и общественной жизни СССР на начальном этапе горбачевской перестройки?

2. Назовите основные направления экономической реформы конца 80-х гг. Почему она потерпела неудачу?

3. Какие новые органы появились в ходе преобразований в государ­ственном аппарате в 1989 — 1991 гг.?

4. Что общего и каковы различия в системе высших органов власти и управления СССР образца 1924-1936 гг. и финального периода перестройки (1989 – 1991 гг.)?

5. В чем, по Вашему мнению, заключаются причины распада СССР?